Влияние денежно-кредитой системы на устойчивость валютного курса рубля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом обосновании и методах, направленных на государственное регулирование денежно-кредитного обращения в России. Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
- изучить теоретическое наследие, оставленное по данному вопросу
представителями различных экономических школ;
- проанализировать денежно-кредитную политику в переходной экономике России;
- исследовать факторы, влияющие на денежно-кредитную политику;
- предложить методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- разработать основные направления реализации этой политики на ближайшую перспективу.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
1.1 Сущность денежно-кредитного регулирования экономики
различными экономическими школами
1.2 Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
1.3 ЦБ как субъект денежно-кредитного регулирования
2 Анализ денежно-кредитной политики в переходной экономике России
2.1 Анализ влияния политики ЦБ на денежно-кредитную систему
2.2 Факторы, влияющие на денежно-кредитную политику
2.3 Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования
3 Перспективы и пути развития денежно-кредитной системы России
3.1 Перспективы денежно-кредитной политики
3.2 Основные направления реализации денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая моя по дкб.docx

— 197.37 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя инструменты  денежно-кредитной политики Банка  России, необходимо отметить расхождение  практики их применения с нормативными актами Банка России. На практике, например, система рефинансирования включает в себя большое разнообразие кредитов: внутридневные, овернайт, ломбардные и  т.д. Кроме того, необходимо отметить возрастающую роль такого инструмента, как депозитных операций. Согласно Федеральному закону «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», они не относятся к инструментам и методам денежно-кредитной политики, а являются операциями Банка России. Таким образом, существуют некоторые  правовые пробелы относительно места  депозитных операций в системе инструментов Банка России.

 

3 Перспективы и пути  развития денежно-кредитной системы  России

http://institutiones.com/general/971-denezhno-kreditnaya-politika.html

 

3.1 Перспективы денежно-кредитной  политики 

В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной  денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной  политики действия Банка России в  области денежно-кредитного регулирования  в краткосрочном периоде в  значительной степени будут связаны  с минимизацией негативного влияния  мирового финансово-экономического кризиса  на российскую экономику и банковский сектор.

В предстоящий период Банк России планирует усилить акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для  снижения инфляции Банк России будет  использовать все имеющиеся в  его распоряжении инструменты денежно-кредитной  политики. Так же Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля. Установленный в январе 2009 года широкий диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования.

Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России планирует  развивать систему  экономического прогнозирования и  анализа мер денежно-кредитной  политики, совершенствовать методы моделирования  экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению  прозрачности проводимой денежно-кредитной  политики путем разъяснения широкой  общественности причин и ожидаемых  последствий принимаемых мер.

В 2010 году ожидается улучшение  внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения  в 2009 году.

По прогнозам на мировых финансовых рынках сохранятся низкие процентные ставки. Тем не менее, МВФ и Всемирный банк прогнозируют некоторое повышение в 2010 году уровня краткосрочных процентных ставок в США и зоне евро. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах сохраняют возможность притока капитала в российскую экономику. В то же время риск оттока капитала остается высоким.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики, является цена на нефть на мировых энергетических рынках. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010‑2012 годах, два из которых соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации.

В рамках первого варианта, который Банк России рассмотрел дополнительно к прогнозам Правительства Российской Федерации, предполагается снижение в 2010 году среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 45 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут снизиться на 0,6%, инвестиции в основной капитал – на 2,5%. Объем ВВП, по прогнозам, увеличится на 0,2%.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2010 году цена на российскую нефть может составить 58 долларов США за баррель. Согласно этому варианту прогнозируется оживление в экономике вследствие реализации инвестиционных программ естественных монополий и государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения и инвестиций в основной капитал может составить 0,4 и 1,0% соответственно. Экономический рост в этих условиях ожидается на уровне 1,6%.

В рамках третьего варианта в 2010 году предусматривается повышение цены на российскую нефть до 68 долларов США за баррель. В этих условиях реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 1,4%. Инвестиции в основной капитал ожидаются выше уровня 2009 года на 4,5%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 3,0%.

Согласно четвертому варианту прогноза предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 году возрастет до 80 долларов США за баррель. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей прогнозируются выше, чем в третьем варианте. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения может составить 2,4%, инвестиций в основной капитал – 8,0%. Прирост ВВП в этом случае ожидается на уровне 4,4%.

В 2011‑2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4‑5,5%.

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году – до 7‑8%, в 2012 году – до 5‑7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5‑7,5% в 2011 году и 4,5‑6,5% в 2012 году.

 

3.2 Основные направления  реализации денежно-кредитной политики

В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной  сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России планирует применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Политика валютного курса  Банка России в 2010‑2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют.

В этот период Банк России видит  своей задачей создание условий  для реализации модели денежно-кредитной  политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого  вмешательства в процессы курсообразования.

В среднесрочной перспективе  система инструментов денежно-кредитной  политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию  на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям  предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут  определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей  производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков. При  этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму  рефинансирования кредитных организаций  с использованием единого пула обеспечения. Так же, Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного  денежного предложения Банк России планирует  использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010‑2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации, как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики.

В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно  с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств  на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности.

Банк России в 2010 году и  в период 2011 и 2012 годов продолжит  использование обязательных резервных  требований в качестве инструмента  регулирования ликвидности банковского  сектора.

В зависимости от изменения  макроэкономической ситуации, ресурсной  базы российских кредитных организаций  и с учетом других факторов Банк России при необходимости может  принять решение относительно изменения  нормативов обязательных резервов и  их дифференциации. Вместе с тем  Банк России не исключает дальнейшего  повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным  организациям при выполнении ими  обязательных резервных требований.

Таким образом, реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Решение задач макроэкономического  равновесия определяется всей совокупностью  денежно-кредитных отношений. Причем мера воздействий этих отношений  на макроэкономический механизм связана  с возможностью влияния на денежное предложение, и соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный объем национального  производства.

Совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита получила название кредитно-денежной политики, главная цель которой – регулирование  экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Основным проводником  денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который  в настоящее время наиболее активно  использует восемь основных инструментов денежно-кредитного регулирования: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: 1) поддержание стабильности цен; 2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению); 3) обеспечение экономического роста; 4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке; 5) поддержание равновесия на сегментах национального финансового рынка; 6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Денежно-кредитная политика осуществляется косвенными (экономическими), прямыми (административными), общими, селективными методами воздействия. Центральный  банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Общие методы являются непосредственно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в частности директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Денежно-кредитная политика в России обусловлена особенностями  экономики переходного периода. Исходя из проведенного анализа целей  и режимов денежно-кредитной политики России за период 1992–2008 гг. можно сделать  вывод, что в целом проводимая Банком России политика была низкоэффективной. Об этом свидетельствует статистика инфляции, а также ставок рефинансирования в рассматриваемый промежуток времени. Но, помимо негативных тенденций проводимой политики, также преобладают и  позитивные, а именно, создание стабилизационного  фонда в январе 2004 года, задачами которого стали сокращение зависимости  государственного бюджета от колебаний  цен на рынке нефти и стерилизация избыточной ликвидности.

В 2009-2011 гг. главной целью  единой государственной денежно-кредитной  политики является снижение инфляции.  К 2012 г. Банк России предполагает завершить  создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.

Планируемый переход Банка  России к таргетированию инфляции может  значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и  обоснованной.

Тем не менее, хочется надеяться, что реализация правительственной  программы по осуществлению денежно-кредитной  политики явится тем условием, которое  сможет обеспечить качественный и стабильный рост отечественной экономики.

Список использованных источников

1. Антонов Н.Г. Денежное  обращение, кредит и банки:  Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ. - 2003. - 342с.

2. Банковское дело/ Под. ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2003. - 576с.

3. Булатов А. С. Экономика: Учебник / А.С. Булатов. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 632с.

4. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / О.И. Лаврушин. – М.: КНОРУС, 2008. – 560с.

Информация о работе Влияние денежно-кредитой системы на устойчивость валютного курса рубля