Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:33, курсовая работа
Целью данной работы предложить меры по совершенствованию использования золота как эффективного инструмента мировой экономики.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические подходы к исследованию мирового рынка золота и его влияние на национальные экономики;
- проанализировать конъюнктуру мирового рынка золота;
-исследовать динамику совокупного спроса на золото и тенденции его развития;
-рассмотреть факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото;
- исследовать роль России в формировании совокупного спроса на мировом рынке золота.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МИРОВОГО РЫНКА ЗОЛОТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИКИ
1.1 Трансформация функций золота в мировой экономике
1.2 Методы исследования влияния мирового рынка золота на национальные экономики
1.3 Анализ конъюнктуры мирового рынка золота
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Факторы, определяющие формирование совокупного спроса на золото
2.2 Динамика совокупного спроса на золото и тенденции его развития
2.3 Роль России в формировании совокупного спроса на мировом рынке золота
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЗОЛОТА И МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
3.1 Анализ совокупного предложения золота и тенденции его развития
3.2 Факторы, влияющие на формирование совокупного предложения золота
3.3 Россия в формировании совокупного предложения на мировом рынке золота
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Тем самым, можно сказать, что с географической точки зрения основное потребление золота последние годы перешло с Запада (США и Европа) на Восток (Азия) (таблица 3).
Таблица 3
Ведущие страны-потребители золота, т.[31]
1986 |
1990 |
1994 |
1999 |
2004 | |||||
Италия |
107,0 |
Италия |
253,0 |
Италия |
381,0 |
Италия |
446,0 |
Индия |
644,0 |
США |
59,1 |
Индия |
173,4 |
Индия |
238,6 |
Индия |
400,6 |
Италия |
511,0 |
Индия |
50,0 |
США |
111,1 |
Турция |
130,9 |
Китай |
204,0 |
США |
178,2 |
ФРГ |
32,0 |
Турция |
75,4 |
США |
126,6 |
Саудовская |
153,1 |
Китай |
166,0 |
Япония |
28,6 |
Япония |
60,7 |
Япония |
109,5 |
США |
148,3 |
Саудовская |
149,2 |
Бразилия |
19,5 |
Саудовская |
44,0 |
Тайвань |
95,0 |
Индонезия |
133,0 |
Индонезия |
126,0 |
Испания |
18,0 |
Египет |
42,5 |
Таиланд |
85,5 |
Турция |
110,4 |
Турция |
115,0 |
Египет |
17,0 |
Индонезия |
40,0 |
Индонезия |
83,9 |
Тайвань |
102,0 |
Египет |
114,3 |
Индонезия |
15,0 |
Тайвань |
31,0 |
Гонконг |
69,1 |
Гонконг |
82,0 |
Малайзия |
68,0 |
Швейцария |
14,7 |
ФРГ |
29,5 |
ФРГ |
49,8 |
Япония |
78,0 |
Тайвань |
63,0 |
Нетрудно подсчитать, что за последние два десятилетия XX в. спрос на металл в ведущих странах вырос примерно на 50%, тогда как в развивающихся странах этот показатель исчисляется сотнями процентов. Таким образом, на долю стран третьего мира приходится сегодня почти две трети мирового спроса на физический металл.
Складывается следующая ситуация: золотодобытчики, поставляя основные объемы золота на мировой рынок, обладают сравнительно малыми возможностями влиять на цену товара чисто экономическими методами - изменением объемов предложения при изменениях цен. Им остается два пути. Первый из них - воздействовать на политику международных банков с целью снижения и упорядочения последними объемов регулярных продаж золота. Второй - приспосабливаться к большим колебаниям цен, уметь так снижать удельные издержки в периоды падения цен, чтобы и в этих условиях обеспечить рентабельность производства.
Основными продуцентами золота в последние годы являются ЮАР, США, Китай, Австралия, Перу, Россия, Индонезия и Канада. На эти страны приходится более двух третей добываемого в мире золота. За 13 лет производство золота выросло в Перу почти на 850%, в Индонезии - на 368%, в Китае - на 180%, в Мексике - более чем на 100%. В то же время в ЮАР, которая традиционно считалась основным производителем желтого металла в мире, производство за этот период сократилось почти на половину.
В 2007 году Китай стал главным мировым производителем золота, отобрав первенство у Южной Африканской республики. Китайское производство золота увеличилось в 2007 году на 12% по сравнению с 2006 годом и достигло рекордной величины – 272 тонны. [32]
Британская консалтинговая компания Gold Fields Mineral Services (GFMS) на днях опубликовала обзор, посвященный итогам мирового производства золота в 2007 году. Эксперты компании утверждают, что по итогам прошлого года Китай по объемам добычи этого драгметалла обогнал многолетнего лидера отрасли — Южно-Африканскую Республику. По данным GFMS, в 2007 году ЮАР снизила производство золота на 8%, до 272 т, тогда как Китай, напротив, увеличил на 12%, до 276 т. Эти цифры превзошли ожидания самих аналитиков GFMS: в своем обзоре в середине 2007 года они отмечали, что Китай сможет стать лидером мировой золотодобычи лишь через пять лет. По итогам 2006 года Поднебесная с показателем в 240 т занимала в мировой табели о рангах всего лишь третью строчку — после ЮАР (275 т) и США (260 т).
Стоит отметить, что ЮАР держала пальму первенства более ста лет — с 1905 года. Пик золотодобычи в этой стране пришелся на 1970 год, когда была произведена 1000 т драгметалла. Между тем в последние годы республика существенно снижает добычу золота. Виной тому стало прежде всего истощение запасов драгметалла.
Между тем сами китайцы
пока не спешат примерять на себя «желтую
майку лидера». По их данным, в стране
в 2007 году было произведено 270,5 т золота
(+12,7%), что на 5,5 т меньше, чем насчитала
GFMS. Впрочем, как пояснил РБК daily глава
российского Союза
ЮАР не единственная страна, где падает производство золота. По словам председателя совета директоров GFMS Филипа Клапвийка, добыча золота в мире в 2007 году упала на 1%, до 2444 т, в том числе за счет падения производства в США и Австралии. При этом в период с 2000 по 2007 год мировое производство золота снизилось уже на 6,7%, тогда как цены на драгметалл выросли с 270 долл. до более чем 850 долл. за унцию.
Причину географических сдвигов в потреблении золота следует искать в изменившейся структуре потребления металла. Раньше на первый план выходила функция золота как финансового актива, что, в свою очередь, обеспечивало металлу значительный спрос со стороны профессиональных инвесторов, концентрировавшихся в промышленно развитых странах. Со временем инвестиционный спрос на золото уменьшился. Сейчас большая часть металла находит свое потребление в различных отраслях промышленности, соответственно, эта составляющая потребления золота носит название промышленного (фабрикационного) спроса.
Анализ тенденций в
сфере спроса на золото со всей очевидностью
показывает, что главным потребителем
металла является ювелирная промышленность
- одна из наиболее стабильно развивающихся
отраслей мировой экономики. В начале
1980-х гг. ювелирное производство
получило мощный импульс для развития
благодаря увеличению емкости мирового
рынка, снижением цен на золото и
ростом благосостояния потенциальных
покупателей. С 1981 по 2000 гг. потребление
золота в данном секторе увеличилось
с 1200 до 3204 т. При этом надо отметить,
что за этот период на рынке золота
сменилось несколько ценовых
циклов, т. е. периодическое увеличение
цен практически не отражалось на
общем объеме потребления ювелирной
отраслью. Однако было бы неправильно
говорить об отсутствии изменений в
данном секторе использования золота.
Общей тенденцией является опережающий
рост потребления металла в
Совершенно иная ситуация
складывается в развивающихся странах,
где основной спрос концентрируется
на изделиях с минимальными затратами
ручного труда. Здесь на первый план
выходят такие параметры как
вес украшения и проба
Схожие тенденции наблюдаются
и среди производителей ювелирных
украшений. Если в начале 1980-х гг.
мировую табель о рангах производителей
ювелирной продукции
В развивающихся странах
ювелирная отрасль совершила
гигантский скачок в своем развитии.
Бурные всплески объемов производства
были характерны для Индии, сумевшей
к концу столетия опередить Италию
— признанного лидера ювелирного
производства; Турции, неотъемлемой частью
экономики которой являются высокие
темпы инфляции; Китая, где потребление
золота увеличилось в силу либерализации
внутреннего рынка драгоценных
металлов. О популярности золота в
Китае свидетельствует тот
Большой популярностью ювелирные
изделия пользуются в странах
Ближнего Востока, среди которых
лидерами по потреблению ювелирной
продукции являются богатые государства
Персидского залива. Помимо достаточно
высокого уровня жизни в данных странах,
на обороты местных рынков золота
влияет и значительный объем покупок
туристами. Именно через центры торговли
золотом (Дубай, Стамбул) металл проникает
далее по Азиатскому континенту, в
т. ч. в Индию. О том, какое значение
придается рынку ювелирных
Постепенно растет популярность
ювелирных изделий и на Дальнем
Востоке. Помимо уже упоминавшегося
Китая, стремительный рост потребления
золота в данном секторе был зафиксирован
в таких странах как Южная
Корея, Малайзия. Указанную тенденцию
не смог переломить даже кризис в 1997—1998
гг.: уже в 1999 г. ювелирная промышленность
многих «азиатских тигров» сумела преодолеть
докризисный уровень
Вместе с тем, одной
из причин усиления роли стран третьего
мира в секторе ювелирной
Отдельного упоминания заслуживает отношение к золоту в Индии. Высокий спрос на золото берет свои корни в древности, когда было заложено почитание желтого металла. Со временем это стало неотъемлемой частью индийской культуры. В настоящий момент население продолжает рассматривать золото в качестве безопасной гавани на случай различного рода потрясений. Другой особенностью является структура предложения металла на индийском рынке: собственная добыча в стране невелика, поэтому основную массу золота (около 80%) приходится импортировать. Дополнительное предложение обеспечивается переработчиками золотого лома.
Свою роль играют и контрабандные поставки металла. Связано это с тем, что в Индии долгое время существовали жесткие правила импорта золота в страну. В 1997 г. после легализации ввоза металла импорт золота значительно увеличился. Так, если в 1996 г. доля импорта золота и серебра в общей структуре индийского импорта составляла 2,5%, то в 1997 г. - уже 7,1%, a в 1998 г. - 11,6%. Это поставило золото на второе место по объему импорта после нефти. В целом, несмотря на сохраняющиеся ограничения на внутреннем рынке, а также на снижение покупательной способности части населения (в связи с неурожаями и природными катастрофами) в ближайшие годы Индия останется в верхней части списка стран крупнейших потребителей металла.
Из развитых стран в
верхней части списка ведущих
производителей ювелирной продукции
смогли закрепиться только Италия и
США. Но и здесь можно отметить
различия в траектории развития ювелирной
промышленности. Итальянская отрасль
ориентируется в своей массе
на экспорт изделий по всему миру,
в то время как американские ювелиры
ориентируются на внутренний спрос.
Отчасти, это объясняется
Значительно меньшим по объему
является использование золота другими
отраслями промышленности (потребление
металла этой группой называют промышленно-бытовым
спросом). Здесь следует отметить
такие сферы использования
Информация о работе Золото и его роль в современной мировой экономике