Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 16:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное изучение основ управления золотовалютными резервами центральных банков.
Введение
1. Методологические основы управления золотовалютными резервами
1.1. Необходимость, цели и критерии управления ЗВР центральными банками
1.2. Институциональные структуры управления ЗВР
1.3. Система управления рисками
2. Опыт управления золотовалютными резервами за рубежом
3. Особенности управления золотовалютными резервами в России
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Методологические
основы управления
1.1. Необходимость, цели и критерии управления ЗВР центральными банками
1.2. Институциональные структуры управления ЗВР
1.3. Система управления рисками
2. Опыт
управления золотовалютными
3. Особенности
управления золотовалютными
Заключение
Список использованной литературы
Введение.валютный резерв управление банк риск
Нередко, особенно в условиях кризиса, высказываются мнения об использовании золотовалютных резервов на финансирование потребностей национальных экономик, погашение внешнего долга и т. д. Подобные взгляды отражают существующие стереотипы касательно того, что такое золотовалютные резервы, каковы их цели и как ими нужно управлять. Именно поэтому актуальность данной темы заключается в целостном отображении целей управления золотовалютными резервами центральными банками.
В соответствии с международной практикой под резервами понимаются активы в свободно конвертируемой валюте и драгоценных металлах в надежных и ликвидных финансовых инструментах, что позволяет оперативно их использовать (реализовывать) в случае необходимости для достижения поставленных целей при управлении резервами. Обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и доходности - приоритетные цели, направленные на поддержание резервов в достаточном объеме для решения таких задач, как:
• защита и обеспечение устойчивости национальной валюты путем проведения интервенций для поддержания ее курса;
• осуществление платежей в иностранной валюте, которые могут относиться к компетенции центрального банка (в том числе платежей по обслуживанию внешнего государственного долга);
•
поддержание уверенности в
Золотовалютные резервы России - высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в ведении Банка России и Минфина России, включают монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), резервную позицию в МВФ и иностранную валюту. Стоимость золотовалютных запасов РФ приводится в пересчете на доллары США на отчетную дату. Публикация данных производится каждый четверг по состоянию на предыдущую пятницу.
Специальные
права заимствования (СДР) - стандартная
расчетная единица, используемая МВФ
и рядом других международных
финансовых организаций. СДР не имеют
собственной стоимости и
Резервная позиция в МВФ определяется как средства, выраженные в СДР, которые Россия вправе изъять из своего членского взноса в МВФ в безусловном порядке, а также задолженность МВФ перед РФ по предоставленным займам.
Иностранная
валюта - валютные активы Банка России
и Минфина России в форме наличных
денег, обратных РЕПО с нерезидентами,
банковских депозитов в банках-
Золотовалютные запасы страны являются финансовым резервом, за счет которого в случае необходимости могут быть произведены государственные долговые выплаты или осуществлены бюджетные расходы. Кроме того, наличие резервов позволяет ЦБ контролировать динамику курса национальной валюты путем интервенций на валютном рынке.
Размер золотовалютных резервов страны должен существенно перекрывать объем денежной массы в обращении, обеспечивать как суверенные, так и частные платежи по внешнему долгу и гарантировать трехмесячный импорт. При достижении такого уровня золотовалютных запасов Центробанк получает возможность эффективно контролировать движение курса национальной валюты и процентных ставок в экономике.
Целью курсовой работы является комплексное изучение основ управления золотовалютными резервами центральными банками.
1. Методологические основы управления золотовалютными резервами
Задачи управления золотовалютными резервами, включая их структуру по видам валют, срочности, доходности инструментов размещения средств, минимальные и максимальные объемы резервов необходимо определять с учетом целей и ограничении монетарной политики.
Максимизация доходности резервов выступает подчиненной задачей по отношению к обеспечению их сохранности и ликвидности, поэтому получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка. Обеспечение максимальной сохранности и ликвидности резервов снижает их доходность, в связи с чем увеличение доходности резервов возможно лишь за счет снижения степени их сохранности и/или ликвидности.
Одновременное
обеспечение максимальной сохранности,
ликвидности и максимальной доходности
резервов не представляется возможным.
В этом заключается конфликт целей
центрального банка по управлению резервами.
Условием достижения поставленных целей
по управлению ими является компромисс
между рисками и доходностью
при определении целей
• степени сохранности резервов, удовлетворяющей требованиям центрального банка;
• степени ликвидности резервов, удовлетворяющей требованиям центрального банка;
• уровня ожидаемой доходности резервов центрального банка3.
Установление
требуемой степени сохранности
и ликвидности резервов означает
определение склонности центрального
банка к риску, что представляет
собой сумму денежных средств
либо часть активов в относительном
выражении, которую центральный
банк может позволить потерять без
угрозы выполнения поставленных задач
при управлении резервами. Требуемая
степень ликвидности резервов предполагает
определение инвестиционного
Таким
образом, инвестиционный горизонт непосредственно
влияет на выбор финансовых инструментов,
в которые будут
Определение
уровня ожидаемой доходности резервов
центрального банка (возможного уровня
доходности резервов в будущем) осуществляется
исходя из оценки динамики доходности
соответствующих финансовых инструментов
в прошлом, которые соответствуют
установленной центральным
Определение значения фактической доходности резервов, которая сложится в будущем, не представляется возможным. Исключение составляют случаи инвестирования резервов в депозит (кредит) с фиксированной ставкой или в долговые обязательства (векселя, облигации) при условии, что они будут держаться центральным банком до погашения. Поэтому фактическая доходность резервов, как правило, отличается от ожидаемой их доходности, которая служит инструментом оценки фактической доходности в будущем.
Управление
резервами центральным банком - часть
общей экономической политики государства
и поэтому должно осуществляться
в координации с другими
•
размера, природы и изменчивости
внешнеторгового и платежного балансов,
в том числе обязательств по внешнему
долгу. При этом основными факторами,
определяющими минимально необходимую
величину резервов и степень их ликвидности,
являются режим обменного курса
национальной валюты и степень либерализации
валютного регулирования и
• режим свободно плавающего курса - интервенции на валютном рынке, как правило, не проводятся, поэтому существует бo´льшая степень свободы действий при формировании структуры резервов по срокам и ликвидности. В таком случае необходимый объем резервов устанавливается исходя из других аспектов экономической политики государства (размер, природа и изменчивость внешнеторгового и платежного балансов);
•
режим фиксированного обменного
курса - интервенции на валютном рынке,
как правило, проводятся, поэтому
резервы должны быть в достаточном
объеме и в виде, обеспечивающем
возможность их оперативного использования
для проведения интервенций. Динамика
и конъюнктура валютного рынка
будут оказывать
•
промежуточные режимы обменного
курса (регулируемый плавающий курс,
фиксированная привязка, скользящая
привязка и др.) - интервенции на валютном
рынке, как правило, проводятся. Необходимый
объем резервов и их ликвидность
устанавливаются исходя из частоты
и размера интервенций. Повышение
степени либерализации
Универсального метода для определения минимально необходимого объема резервов не существует. В международной практике используются следующие показатели, характеризующие достаточность резервов.
1. Коэффициент покрытия импорта (в месяцах) рассчитывается как соотношение объема резервов и объема импорта государства за один месяц. Минимально необходимым значением считается величина в три месяца.
2. Коэффициент покрытия интервенций: средних, максимальных (в днях) рассчитывается как соотношение объема резервов и объема дневных интервенций: средних, максимальных. Минимально необходимое значение, как правило, не устанавливается.
3. Критерий Гринспена, или коэффициент покрытия краткосрочной задолженности страны (в процентах), рассчитывается как соотношение объема резервов и объема государственного долга, включая гарантии, выданные государством, со сроком до двенадцати месяцев. Минимально необходимым значением считается величина 100%.
4. Критерий Гвидотти, или коэффициент покрытия платежей по внешнему долгу (в процентах), рассчитывается как соотношение объема резервов и платежей по внешнему государственному долгу за год (без осуществления новых внешних заимствований). Минимально необходимым значением считается величина 100%.
5. Критерий Редди, или коэффициент покрытия импорта и платежей по внешнему долгу (в процентах), рассчитывается как соотношение объема резервов и суммы объемов импорта (количество месяцев импорта может варьироваться) и платежей по внешнему государственному долгу за год. Минимально необходимым значением считается величина 100%.