Золотовалютные резервы ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение основ управления золотовалютными резервами центральных банков.

Содержание работы

Введение
1. Методологические основы управления золотовалютными резервами
1.1. Необходимость, цели и критерии управления ЗВР центральными банками
1.2. Институциональные структуры управления ЗВР
1.3. Система управления рисками
2. Опыт управления золотовалютными резервами за рубежом
3. Особенности управления золотовалютными резервами в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Лучшая курсовая.docx

— 197.36 Кб (Скачать файл)

     6. Коэффициент покрытия денежной базы рассчитывается как соотношение объема резервов и объема денежной базы в широком определении. Минимально необходимым значением считается величина 100%5.

     Информация  о величине резервов должна быть открытой для общественности и публиковаться  по заранее объявленному графику. При  этом сроки публикации подобной информации определяются таким образом, чтобы  она не влияла на операции центрального банка на финансовых рынках или чтобы  изменения в стратегии или  приоритетах в области управления резервами не разглашались до их введения.

     Информация  об общих принципах выбора центральным  банком контрагентов для проведения операций по управлению резервами также  должна быть открытой. Центральный  банк проводит операции по управлению резервами на финансовых рынках с  контрагентами в рамках лимитов, установленных исходя из их надежности/рейтингов, и/или на условиях “поставка против платежа”.

     Информация  об общих подходах по управлению резервами  также может быть открытой. Она  может включать данные о видах  риска, которые несет центральный  банк при управлении резервами, видах  используемых финансовых инструментов, общее описание роли органов управления центрального банка, внутреннего и  внешнего аудита в управлении резервами.

     Проверка  деятельности центрального банка по управлению резервами является частью аудита его финансовой отчетности, который осуществляется независимым  внешним аудитором, как правило, ежегодно. Такая проверка обеспечивает получение независимого заключения о достоверности и объективности  данных, раскрываемых в финансовой отчетности, в том числе по управлению резервами. Для этого должны использоваться данные, отвечающие требованиям признанных в международной практике стандартов бухгалтерского учета (Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

     Обеспечение доступности и достоверности  информации о резервах способствует принятию осведомленных решений  в государственных и частных  секторах как на внутреннем, так  и на международном финансовых рынках.

     1.2 Институциональные  структуры управления ЗВР

     Институциональные структуры и механизмы управления резервами опираются на законодательные  основы, четко определяющие обязанности  и полномочия центрального банка  по управлению ими.

     Если  центральный банк управляет также  средствами министерства финансов либо других министерств и ведомств, тогда  инвестиционные цели и ограничения  по управлению подобными средствами (вид используемых финансовых инструментов, уровень их надежности, сроки размещения и др.) должны четко прописываться  и фиксироваться в соответствующем  соглашении между центральным банком и министерством финансов либо другим министерством или ведомством6.

     Институциональные рамки должны способствовать обеспечению  надлежащего управления и подотчетности, а также эффективного управления резервами. Четкое определение полномочий центрального банка по управлению резервами  в законодательных актах и  других документах в сочетании с  раскрытием данной информации способствует усилению прозрачности и подотчетности  и подтверждает тот факт, что центральный  банк как орган по управлению резервами  обладает необходимыми полномочиями по управлению ими.

     Организационная структура центрального банка должна обеспечивать четкое распределение  и разграничение обязанностей по управлению резервами. Данная структура  должна охватывать все уровни центрального банка по управлению резервами от высшего звена до операционных звеньев, четко разграничивая обязанности  и полномочия. Необходимо, чтобы  иерархия принятия решений ограничивала риски, обеспечивая надлежащее управление резервами и эффективный контроль за данной деятельностью. Правильно сформулированное, хорошо документированное делегирование и ограничение полномочий обеспечивают однозначное понимание лицами, принимающими участие в управлении резервами, своей ответственности и пределы возложенных полномочий, а также взвешенное и прозрачное управление рисками и проведение лишь утвержденных операций.

     Решения стратегического характера по управлению резервами принимает совет директоров (либо аналогичный по уровню орган  управления), который определяет основные параметры операций по управлению резервами, склонность центрального банка к  риску, наиболее предпочтительную компромиссную (сбалансированную) комбинацию различных  видов риска (приемлемого для  центрального банка уровня потерь) и уровня ожидаемой доходности.

     Решения тактического характера по управлению резервами принимает инвестиционный комитет (либо аналогичный по уровню орган управления).

     Реализация  принятых решений осуществляется на операционном уровне - специалистами  структурных подразделений, к компетенции  которых относится непосредственное проведение операций по управлению резервами.

     Контроль  за соответствием данных операций установленным  инвестиционным целям и ограничениям, а также контроль за их обоснованностью  осуществляют руководители подразделений, к компетенции которых относится  непосредственное проведение операций по управлению резервами.

     Совет директоров принимает решения по:

     • определению стратегических целей  и ограничений при управлении резервами;

     • определению подходов и методов  по управлению рисками при управлении резервами;

     • утверждению валютной структуры  резервов и допустимых от нее отклонений;

     • определению видов финансовых инструментов, в которые разрешается инвестировать  резервы;

     • выбору наиболее предпочтительных для  инвестирования сегментов финансового  рынка путем утверждения эталонных  показателей и допустимых от них  отклонений (отражают состав и структуру  финансовых инструментов, в которые  центральному банку целесообразно  инвестировать резервы);

     • определению подходов в выборе контрагентов для проведения операций по управлению резервами;

     • утверждению лимитов на конкретных контрагентов центрального банка;

     • определению методов, разрешаемых  к использованию при управлении резервами;

     • определению порядка проведения операций по управлению резервами;

     • оценке подверженности центрального банка  рискам при управлении резервами (как  правило, не реже одного раза в год);

     • осуществлению обзора деятельности по управлению резервами и оценке ее эффективности (как правило, не реже одного раза в год) и другим вопросам7.

     Инвестиционный  комитет принимает решения по:

     • выбору методов, которые целесообразно  использовать при управлении резервами (из перечня методов, определенных советом  директоров);

     • конкретизации пределов отклонений от установленных эталонных показателей (в рамках допустимых отклонений, установленных  советом директоров);

     • утверждению инвестиционных решений (относится к проведению операций, по которым отсутствует документально  рег-

     • оценке подверженности центрального банка  рискам при управлении резервами (как  правило, не реже одного раза в месяц);

     • осуществлению обзора деятельности при управлении резервами и оценке ее эффективности (как правило, не реже одного раза в месяц) и другим вопросам.

     На  операционном уровне принятие решений  по проведению операций по управлению резервами распределяется между  следующими подразделениями:

     • фронт-офис (подготовка инвестиционных решений, непосредственное проведение операций);

     • мидл-офис (внесение предложений по эталонным показателям, контроль за соблюдением установленных ограничений  по рискам при управлении резервами, оценка эффективности управления резервами  и подготовка соответствующей информации);

     • бэк-офис (контроль за проведением операций на соответствие установленному порядку, расчеты по операциям, направленные на своевременное выполнение обязательств центрального банка);

     • подразделение бухгалтерского учета (отражение операций в данных бухгалтерского учета). Специалисты центрального банка, участвующие в деятельности по управлению резервами, должны обладать знаниями и  навыками в области численных  методов, макро- и микроэкономики, анализа  финансовой отчетности, корпоративных  финансов, управления портфелем активов  финансовых рынков и методов их анализа, в том числе анализа инвестиций в долговые обязательства, производных  финансовых инструментов и другими. Кроме того, специалисты центрального банка, осуществляющие операции по управлению резервами, должны полностью понимать риски, связанные с их управлением, а также подходы к управлению рисками. Высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам по всем аспектам управления резервами определяют потребность  центрального банка в хорошо подготовленных кадрах.

     Необходимым условием привлекательности места  работы для высокопрофессиональных специалистов в области управления резервами и ограничения негативных последствий на случай неожиданного ухода из центрального банка работника, игравшего ключевую роль, является предоставление таким специалистам финансовых стимулов на уровне рыночных, в том числе хорошо продуманная  программа повышения уровня квалификации персонала. 
 
 
 
 

     1.3 Система управления  рисками

     Управление  резервами связано с рядом  рисков. Система управления рисками  в центральном банке должна строиться  на основе управления контролируемыми  рисками, то есть рисками, которые поддаются  влиянию в результате определенных действий центрального банка. К ним  традиционно относятся валютный, кредитный, ценовой (процентный), операционный, правовой риски и риск ликвидности.

     Главной целью управления рисками является реализация превентивных мероприятий  и мер, смягчающих размеры последствий (потерь) центрального банка. Основные этапы управления рисками центрального банка - их идентификация, оценка, оптимизация  и мониторинг.

     Система управления рисками центрального банка  опирается на общепринятые принципы, включающие определение следующих  параметров:

     • валютная структура резервов, пределы  отклонений от нее;

     • перечень наиболее предпочтительных для  инвестирования сегментов финансового  рынка путем утверждения эталонных  показателей и допустимых от них  отклонений;

     • максимально допустимый срок погашения  финансовых инструментов, значение их модифицированной дюрации;

     • инвестиционный горизонт;

     • максимально допустимая доля финансовых инструментов в резервах, несвободная  от кредитного риска (депозитов в  иностранных коммерческих банках, негосударственных  ценных бумаг иностранных эмитентов  и др.);

     • предельно допустимое значение показателя VaR, т.е. максимально допустимые потери при управлении резервами, которые могут возникнуть в рамках определенного периода времени с заданной вероятностью8.

     Установление  перечисленных параметров направлено на минимизацию рисков, связанных  с управлением резервами, и отражает фактическую склонность центрального банка к риску при управлении резервами, поэтому решения по данным параметрам принимаются советом  директоров.

     Валютная  структура резервов устанавливается  с целью ограничения валютного  риска, определяется на основе ретроспективного анализа волатильности курсов валют (с целью минимизации потенциальных  потерь из-за изменения курсов валют) с учетом возможной потребности  в использовании резервов в той  или иной валюте в будущем (главным  образом для проведения интервенций). Применение прогнозных значений курсов валют при определении валютной структуры ограничено по причине  субъективности данных прогнозов.

     Доля  драгоценных металлов в резервах и структура металлов устанавливаются  с целью ограничения ценового риска. Эти параметры определяются на основе ретроспективного анализа  волатильнос-ти котировок металлов (с целью минимизации потенциальных  потерь из-за изменения стоимости  металлов) с учетом возможной потребности  в использовании резервов в том  или ином металле в будущем.

     Перечень  финансовых инструментов, в которые  центральный банк может инвестировать  резервы, включая минимально допустимый кредитный рейтинг для эмитентов  таких инструментов, устанавливается  с целью ограничения кредитного, ценового (процентного) риска и риска  ликвидности. Данный перечень формируется путем экспертной оценки существующих финансовых инструментов на предмет их соответствия целям и ограничениям по управлению резервами.

Информация о работе Золотовалютные резервы ЦБ