Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:04, курсовая работа
Целью данной работы – определить роль прямых инвестиций в экономике РФ.
При написании данной работы я поставил перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций;
2) проанализировать и выявить роль инвестиционной деятельности в экономике РФ;
3) определить перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций…………………………………………………………………………5
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности………5
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций……………………….11
Глава 2 Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ…15
2.1 Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ……15
2.2 Место прямых иностранных инвестиций в российской модернизации……………………………………………………………………..17
Глава 3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………...28
3.1 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ….28
3.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в условиях членства РФ в ВТО………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………38
- ПИИ, как правило, стремятся концентрироваться в определенных отраслях (таких как электроника, химическая и пищевая промышленность) в различных странах, а не в различных отраслях определенной страны.
- ПИИ характеризуются большей степенью риска и большим объемом, нежели портфельные инвестиции.
- ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.
- ПИИ более предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала.
При ПИИ инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка.
Правительства государств могут стимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций по разным причинам, в зависимости от их цели, например, увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания), реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла), развитие экспорта и заимствование профессиональных навыков (Китай), развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия), давление международных "доноров", таких как МВФ (Индия, Филиппины), потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия) - Часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.
В настоящее время трудно найти более противоречивый объект для обсуждения, чем прямые иностранные инвестиции. Сторонники усиления экономической интеграции посредством свободной торговли и ПИИ столкнулись с жестким сопротивлением со стороны политикой, желающих защищать отечественную промышленность, ограничивая влияние и деятельность мульти-национальных компаний.
В подавляющем большинстве стран мира сложилось благожелательное отношение к иностранным инвестициям. Тем не менее почти всюду существуют определенные ограничения деятельности иностранного капитала, во многих странах процедура создания и регистрации компаний с зарубежным капиталом связана с их проверкой.3
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Как уже отмечалось выше специфическая особенность прямых иностранных инвестиций (по сравнению с портфельными) состоит в том, что они дают инвестору право контроля вложений, делая их более надежными. На внешних рынках международные фирмы действуют в условиях несовершенной конкуренции (или несовершенного рынка), и ПИИ - это стратегический ответ фирмы на существование несовершенства рынка и одновременно инструмент для преодоления этого несовершенства.
Действуя в условиях несовершенных рынков, фирма должна обладать преимуществами по сравнению с местными фирмами в принимающей стране. Путем организации зарубежной деятельности в форме ПИИ инвестирующая фирма стремится к удержанию и расширению своих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможность наиболее эффективно использовать эти преимущества и не "делиться" ими с местными фирмами.
Контроль, осуществляемый иностранным инвестором, это не только желание осторожного, благоразумного использования активов, а стратегический шаг с целью устранения конкуренции между инвестирующим предприятием и предприятиями в принимающей стране. Говоря другими словами, контроль необходим для того, чтобы полностью извлекать экономическую ренту из определенных умений, навыков и возможностей, т.е. преимуществ, которыми владеет инвестирующее предприятие.
Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом Редингского университета Дж. Даннингом4. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:
1. Природа и
набор специфических
Каждая фирма обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.
О-преимущества характеризуются:
- величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;
- менеджментом и умением лидировать;
- продуктовыми ноу-хау;
- производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;
- уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);
- уровнем имиджа торговых марок;
- системой организации бизнеса и маркетинга.
2. Природа и
набор местных факторов и
- географическое распределение ресурсов и рынков;
- конкуренцию цен на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;
- политическую стабильность, баланс власти;
- политический либерализм - низкие тарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для осуществления ПИИ, благоприятный инвестиционный климат;
- стабильную правовую систему;
- развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
- социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые отношения;
- долгосрочный рыночный потенциал (возможность экономии на масштабе).
3. Степень, до
которой компании могут
- интерес покупателей к природе и стоимости продаваемых продуктов и технологий непостоянен;
- рынок не допускает ценовую дискриминацию;
- продавцу необходимо защитить качество продукции.
I-преимущества позволяют:
Совокупность OLI-преимуществ содержит в себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит от вида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.
Необходимо
изучать и развивать ключевые
составляющие L-преимуществ для обеспечения
возможности систематического привлечения
капитала и ноу-хау, необходимых
для улучшения
В России реализация инвестиционных проектов регулируется законодательно, а в исполнительной ветви власти присутствует государственный орган, ответственный за выработку государственной политики в области инвестиций. На региональном уровне также создаются собственные структуры по работе с инвесторами. Так например, в Санкт-Петербурге создан Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, а также Санкт-Петербургское агентство прямых инвестиций.5
Федеральные законы, регулирующие реализацию инвестиционных проектов в России, в первую очередь с участием ПИИ:
Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Глава 2 Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ
2.1 Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ
Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 году сократился на 13,2% по сравнению с 2009 годом, поступление иностранных инвестиций в РФ в целом за рассматриваемый период увеличилось на 40,1%, говорится в материалах Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
В 2011г. в экономику России поступило 190,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 66,1% больше, чем в 2010 году.
По состоянию на конец 2011г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,2 млрд.долларов США, что на 15,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,1% (на конец 2010г. - 58,3%), доля прямых инвестиций составила 40,1% (38,7%), портфельных - 2,8% (3,0%).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2011г. 165,2 млрд.долларов, или на 36,7% больше, чем в 2010 году.
Таблица 1. Поступление прямых иностранных инвестиций
(в млн. долларов США)
2011г. |
Справочно |
Справочно | |||||
млн. |
в % к | ||||||
2010г. |
итогу | ||||||
2009г. |
итогу |
2008г. |
итогу | ||||
Инвестиции |
190643 |
166,1 |
100 |
140,1 |
100 |
79,0 |
100 |
из них: |
|||||||
прямые инвестиции |
18415 |
133,3 |
9,7 |
86,8 |
12,1 |
58,9 |
19,4 |
в том числе: |
|||||||
взносы в капитал |
9080 |
117,9 |
4,8 |
96,3 |
6,7 |
50,4 |
9,8 |
из них реинвестирование |
2311 |
3,1р. |
1,2 |
79,3 |
0,7 |
151,5 |
1,1 |
лизинг |
163 |
150,7 |
0,1 |
105,4 |
0,1 |
60,8 |
0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций |
7495 |
162,6 |
3,9 |
71,6 |
4,1 |
65,8 |
7,8 |
прочие прямые инвестиции |
1677 |
120,5 |
0,9 |
101,9 |
1,2 |
114,3 |
1,7 |
В. Путин на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям 17 октября сообщил, что прямые иностранные инвестиции в Россию за период с 2009 г. по третий квартал текущего года «перешагнули» за 100 млрд долл., причем за первые девять месяцев текущего года мы фиксируем почти 20%-ный рост прямых инвестиций.
Приводя статистику
по прямым иностранным
Рисунок 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл.
Более того, российские банки в текущем году вообще не привлекли прямых инвесторов из-за рубежа, тогда как предприятия, как правильно отметил В. Путин, действительно увеличили объем ПИИ почти на 20%. «Данные о росте прямых инвестиций показывают, что привлекательность самого российского рынка всё-таки растёт... Активное участие наших иностранных партнёров, друзей, инвесторов в модернизации российской экономики имеет двусторонний эффект. Так, Россия получает доступ к передовым технологиям, а иностранные компании открывают для себя крупный, высокорентабельный рынок», – отметил В. Путин.
Однако мы не столь оптимистично оцениваем количественные и качественные показатели прямых иностранных инвестиций в Россию.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2010 года составил 82,0 миллиарда долларов. В 2010 году из России за рубеж направлено 96,2 миллиарда долларов иностранных инвестиций , или на 16,1% больше, чем в 2009 году. Объем погашенных инвестиций , направленных ранее из России за рубеж, составил 90,9 миллиарда долларов, или на 19,3% больше, чем в 2009 году.6
Таблица 2. Прямые инвестиции из России за рубеж
( млн. долларов США)
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||||
абс.знач |
%к итогу |
абс.знач |
%к итогу |
абс.знач |
%к итогу |
абс.знач |
%к итогу | |
Инвестиции |
31128 |
100 |
51978 |
100 |
74630 |
100 |
114284 |
100 |
в том числе: |
||||||||
из них: |
558 |
1,8 |
3208 |
6,2 |
9179 |
12,3 |
21818 |
19,1 |
из них реинвестирование |
||||||||
лизинг |
371 |
1,2 |
3050 |
5,9 |
8972 |
12,0 |
15379 |
13,5 |
кредиты от зарубежных совладельцев организаций |
107 |
0,3 |
4 |
0,0 |
133 |
0,2 |
6088 |
5,3 |
прочие прямые |
80 |
0,3 |
154 |
0,3 |
74 |
0,1 |
351 |
0,3 |
Информация о работе Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ