Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – определить роль прямых инвестиций в экономике РФ.
При написании данной работы я поставил перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций;
2) проанализировать и выявить роль инвестиционной деятельности в экономике РФ;
3) определить перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций…………………………………………………………………………5
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности………5
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций……………………….11
Глава 2 Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ…15
2.1 Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ……15
2.2 Место прямых иностранных инвестиций в российской модернизации……………………………………………………………………..17
Глава 3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………...28
3.1 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ….28
3.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в условиях членства РФ в ВТО………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2 – Поступление  иностранных инвестиций в экономику  РФ по основным стрнам-инвесторам (в  процентах к итогу)11

Страны-инвесторы

2006

2007

2008

2009

2010

Кипр

9,50

17,90

17,10

19,10

16,60

Соединенное Королевство (Великобритания)

16,00

12,70

21,80

14,40

10,10

Нидерланды

16,60

12,00

15,50

14,00

18,60

Люксембург

25,80

10,70

9,50

6,80

15,10

Германия

5,60

9,10

4,20

10,30

6,70

Франция

2,70

5,50

5,50

5,90

4,10

Виргинские острова (Брит.)

2,30

3,70

1,80

3,40

2,80

Швейцария

3,70

3,70

4,40

2,90

3,80

США

2,90

3,00

2,30

2,70

3,30

другие страны

13,50

19,70

17,90

20,50

18,90


 

Безоговорочные лидеры 1990-х гг. - Германия и США - также все больше отходят на второй план. Хотя 2007г. наши немецкие партнеры вполне могут занести себе в актив: их доля в притоке впервые за несколько лет выросла сразу более чем в 1,5 раза. Доля американских инвесторов стабилизировалась на уровне 3% притока. Возросла и доля Франции (4,10%), хотя в сравнении с 2007 – 2009гг. произошло небольшое снижение. Относительно стабильными, но без претензий на лидерство остаются позиции Швейцарии и оффшорных инвесторов с Виргинских островов (2,80%).

Если суммировать показатели всех территорий, предоставляющих льготные условия инвесторам, то их доля в притоке инвестиций в РФ ежегодно составляет почти треть и не снижается, а доля в накоплениях превышает 40%. По сути, это капиталы российского происхождения, возвращающиеся на родину под видом иностранных инвестиций, часто в форме долгосрочных кредитов. Главную роль среди оффшорных инвесторов сегодня играют представители Люксембурга и Кипра5. Плюсом капиталов из оффшоров можно считать лучшее знание их владельцами ситуации в России и более оперативное инвестирование ими средств в экономику. Минусом - то, что эти капиталы в меньшей степени сопровождаются внедрением современных технологий.

В 2010 г. наиболее приоритетной отраслью стало обрабатывающее производство, тем самым отодвинув на второй план добычу полезных ископаемых. Прочное лидерство с 2007г. удерживает производство кокса и нефтепродуктов, где наиболее активны партнеры из Великобритании и Белоруссии (почти все вложения в кредитной форме). Большой объем вложений вновь привлекло металлургическое производство, за которым следовали производство пищевых продуктов и химическое производство. Доля кредитов во вложениях в эти секторы также была большой, но не подавляющей.12

В 2010 г. иностранные инвесторы  вновь проявили большой интерес к кредитованию внешней торговли и связи. Люксембург прочно удерживает лидерство по вложениям в сферу связи, увеличив их по сравнению с 2008г. практически в 2 раза с 40,9% до 80,1%. Во внешней торговле он так же на первом месте – 40,9%.

В финансовой деятельности и в операциях с недвижимостью  почти половина вложений пришлась на Кипр – весьма характерный момент, если учесть российское происхождение  поступающих оттуда капиталов. Как  уже отмечалось выше, наши соотечественники более чутко улавливают тенденции рынка в РФ и оперативно вкладывают средства в те виды деятельности, которые в данный момент приносят наибольшую прибыль.

Страновая структура  иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих  мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую десятку стран, действующих на рынке капитала в Росси. Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных стран» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы выкладывать капитал в высокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемких технологий и отраслей обрабатывающей промышленности.13

Таким образом, создание в Российской Федерации благоприятного инвестиционного климата является одной из основных задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. По мнению многих экспертов, иностранные инвестиции в России в 2011 году должны стать одним из основных методов борьбы с последствиями финансового кризиса.

По данным статистики, наименьшей приток иностранного капитала в экономику Российской Федерации  наблюдался в 2008 году, кроме того, многие предприниматели стремились вывести  свои капиталы за границу. В 2010 году прямые иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации увеличились более чем на 40 % по сравнению с 2009 годом, что намного больше, чем прогнозировалось Росстатом. В соответствии с другими источниками, иностранные инвестиции в российскую экономику в 2011 году,  наоборот, несколько сократились, хотя и превысили показатели, которые были зафиксированы в 2008 году.

Несмотря на различные  методики расчета иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, можно отметить заметное увеличение интереса иностранных компаний к российскому рынку.

Также тот факт, что  более 40 % иностранных инвестиций в  экономику Российской Федерации  являются реинвестициями, т.е. денежными  средствами, которые иностранные  компании заработали на территории нашей  страны.

Несмотря на создание благоприятных условий для инвесторов, многие крупные иностранные компании не спешат выходить на российский рынок.

Президент Российской Федерации  Дмитрий Медведев инициировал создание фонда, с помощью которого также  должен быть увеличен приток иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

По мнению многих специалистов, Россия является одной из наиболее коррумпированных стран, где предприниматели  вынуждены тратить огромные денежные средства на взятки должностным лицам. Кроме того, несовершенство российского законодательства приводит к тому, что многие иностранные компании предпочитают не реализовывать на территории нашей страны долговременные проекты, которые могут быть свернуты в любой момент времени.

Не смотря на относительно высокие объемы иностранных инвестиций в России в 2011 году, лидерами по инвестиционной привлекательности до сих пор остаются Бразилия и Китай. Также стоит отметить, что и объем инвестиций Китая на зарубежных рынках также значительно вырос.

Вопреки активному росту  инвестиций, многие российские экономисты отмечают, что инвестиционный климат в нашей стране ухудшается, а состояние бюджета Российской Федерации напоминает ситуацию, которая сложилась в стране в 90-х годах прошлого века.

 

 

Глава 3. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

 

3.1 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ

 

Правительство России должно добиться увеличения прямых иностранных инвестиций до уровня в 60-70 миллиардов долларов в год. Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин, сообщает "Интерфакс".14

Как отмечает газета "Коммерсантъ", иностранные инвесторы предпочитают кредитовать экономику России, но не рискуют принимать на себя в России риски собственников.15

Сейчас правительство  по инициативе президента России Дмитрия Медведева создает фонд объемом 10 миллиардов долларов с ведущими мировыми компаниями частных инвестиций для совместных инвестиций в экономику страны.

После резкого  падения курсов акций наших предприятий  в 2009 г. и предложенных российским правительством условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них значительных портфельных инвестиций не стоит.

Перспектива привлечения  прямых иностранных инвестиций более реальна, но только в случае, если российские власти прислушаются к предложениям потенциальных инвесторов:

-  снизить  им налоговое бремя, как и  российским производителям (те же  изменения по НДС и социальным  выплатам, требования по переоценке  ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости);

-  продолжать  работу по приведению российского  бухгалтерского учета в соответствие  с международными стандартами,  что позволяет потенциальным  инвесторам более достоверно  оценивать деятельность и балансовые  показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.;

-  принять  законопроекты, регламентирующие  работу иностранных инвесторов  в России в сфере торговой  политики, движения товаров и  капиталов (соглашение с ВТО,  меры по поддержанию российских  экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.), а также концепцию страхования и гарантий иностранных инвестиций в России;

Важно также  предлагать инвесторам те проекты, которые  им интересны. Пока интересы зарубежной и российской сторон совпадают нечасто. Первая хотела бы вкладывать деньги в телекоммуникации, производство бытовой техники, парфюмерии, косметики. Иностранные инвесторы, которым предоставляют налоговые и таможенные льготы в обмен на гарантированно высокий объем капиталовложений, уже участвуют в совместных проектах.

Иностранные промышленные компании, работающие в России, инвестировали  в рамках своих проектов свыше 10 млрд. долларов. Причем более охотно они вкладывают средства в те предприятия, которые сами контролируют. Так, западные инвестиции в российские табачные предприятия, контрольные пакеты которых принадлежат крупным иностранным производителям, составляют 620 млн. долларов. Американская фармацевтическая компания "Ай-Си-Эн", владеющая пятью крупнейшими российскими заводами по выпуску лекарств, намерена к 2003 г. завершить программу их развития стоимостью 300 млн. долларов. Для реализации проекта создания сборочного производства легковых автомобилей в Москве создано совместное российско-французское предприятие ОАО «Автофрамос». Инвестиционное соглашение между Минэкономики России и ОАО «Автофрамос» подписанное в июле 1999 года, предусматривает привлечение инвестиций в размере примерно 350 млн. долларов.

Контроль над  предприятиями, т.е. право назначать  администрацию, позволяет западным инвесторам обойти "российскую специфику", прежде всего хищение директорами средств предприятий через расчеты "черным налом", бартер, товарный кредит подставным фирмам и т.д. Западных инвесторов, которые привыкли судить о работе предприятий на основе прибыли, сбивает с толку наша реальность, в которой предприниматели уходят в теневую экономику, прячут доходы, искусственно раздувая себестоимость, когда прибыль может быть крайне малой, но предприятия развиваются, проводят реконструкцию, строят цеха, открывают филиалы.

Подобная практика увеличивает риски иностранных инвесторов, так как чревата потерей репутации, а то и самого бизнеса. Ведь налоговая полиция может арестовать представителей не только российской, но и западной стороны. Впрочем, эта "российская специфика" вызвана условиями бизнеса в России – пробелами в корпоративном и контрактном праве, запутанностью налоговой системы, слабой работой правоохранительных органов по защите собственности. Без устранения этих причин вряд ли удастся существенно увеличить приток прямых инвестиций на российские предприятия.

И все же находятся  зарубежные предприниматели, которые  готовы вкладывать деньги не только в  крупные промышленные проекты, строительство  новых перерабатывающих мощностей  или совместную эксплуатацию сырьевых ресурсов, но и в сферу малого и среднего бизнеса. С этой целью, например, глава американской компании "Проктер энд Гэмбл" предложил создать инвестиционный фонд в 5 млрд. долларов, доходы которого пойдут на субсидии и займы западным предпринимателям, готовым инвестировать в производство товаров и услуг в России.16

Аналитики считают, что, если в полной мере заработает законодательство об иностранных инвестициях, концессионной деятельности, соглашениях  о разделе продукции, это позволит увеличить прямые зарубежные капиталовложения за год в 1,5 раза.17

Среди множества  способов направленных на консолидацию экономики страны и повышение  ее конкурентоспособности на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционной привлекательности, наиболее перспективным  представляется создание инвестиционных корпораций (ИК) на базе отдельных муниципальных образований18. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

-  низкая  эффективность использования имеющегося  финансового потенциала и государственной  собственности;

-  высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков;

-  "завалы" на пути финансовых потоков  и проблема неплатежей;

-  отсутствие  четко отлаженного механизма  привлечения инвестиций.

Информация о работе Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ