Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:27, курсовая работа
Актуальность исследования по организации инновационной деятельности на ЗАО «ЧЭАЗ» обусловлена необходимостью:
- уточнения понятий инноваций и инновационной стратегии предприятия;
- обобщения теоретических основ организации инновационной деятельности и анализа внедрения инноваций на предприятие;
- анализа факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия;
- предложения мер по совершенствованию управления предприятием на основе инновационной деятельности
Введение ……………………………………………………………………..
1. Теоретические основы анализа инновационной деятельности предприятия
1.1. Сущность инновационного менеджмента………………………
1.2. Виды и функции инноваций……………………………………
1.3. Методологические подходы к оценке инновационной деятельности предприятия…………………………………………..
2. Анализ инновационной деятельности предприятия на примере ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.2. Оценка инновационной деятельности ЗАО «ЧЭАЗ»…………
3. Внедрение современных методов разработки конструкторской документации………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………….………………
Приложения………………………………………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………… 1. Теоретические основы
анализа инновационной 1.1. Сущность инновационного менеджмента……………………… 1.2. Виды и функции инноваций……………… 1.3. Методологические подходы к оценке инновационной деятельности предприятия………………………………………….. 2. Анализ инновационной деятельности предприятия на примере ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия. 2.2. Оценка инновационной деятельности ЗАО «ЧЭАЗ»………… 3. Внедрение современных
методов разработки Заключение…………………………………………………… Список литературы………………………………………….……… Приложения…………………………………………………… |
3
5 10
23
28
33 47 50 52 |
Введение
В современных условиях инновационная деятельность является важнейшей составляющей процесса обеспечения успешного функционирования предприятия. В связи с этим возникает необходимость проведения экономического анализа этой деятельности.
Экономический анализ может
использоваться не только как инструмент
оценки достигнутого уровня инновационной
активности и устойчивости предприятия,
но и для оценки изменения этого
уровня под воздействием различных
технико-экономических
В настоящее время содержание экономического анализа постоянно изменяется и совершенствуется под воздействием рыночной экономики, либерализации внешнеэкономических связей, усиления влияния факторов риска и неопределенности на результаты хозяйственной деятельности.
Актуальность исследования
по организации инновационной
- уточнения понятий инноваций и инновационной стратегии предприятия;
- обобщения теоретических основ организации инновационной деятельности и анализа внедрения инноваций на предприятие;
- анализа факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия;
- предложения мер по совершенствованию управления предприятием на основе инновационной деятельности
Объектом исследования является
финансово-хозяйственная
Цель курсовой работы состоит в анализе и разработке инновационных проектов ЗАО «ЧЭАЗ» с целью повышения эффективности его работы.
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- определить сущность инноваций и инновационного мееджмента в хозяйственной деятельности предприятия;
- исследовать организацию инновационной деятельности на предприятии;
- провести анализ степени внедрения инноваций в технологический процесс ЗАО «ЧЭАЗ»;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления исследуемого предприятием на основе инновационной деятельности.
1. Теоретические основы анализа инновационной деятельности предприятия
1.1. Сущность инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент –
одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне организации. Целью менеджмента
является определение основных направлений
научно-технической и
Главное внимание в инновационном
менеджменте уделяется
Инновационный менеджмент призван гарантировать наиболее эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости организаций в динамичной рыночной среде. Инновационный менеджмент преимущественно направлен на повышение эффективности функционирования и развития организации, это менеджмент организации-лидера или организации, стремящейся стать лидером в определенной сфере, видах деятельности на рынках конкретных товаров и услуг.
В мировой экономическом литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП).
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Кроме того, эти результаты имеют самостоятельный крут проблем.
Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Таким образом, научно-технические
разработки и нововведения выступают
как промежуточный результат
научно-производственного
Из сказанного следует, что
инновацию-результат нужно
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При этом следует обратить внимание на два момента: на «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции; средства и предметы труда, технологии и организации производства и на «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.
Научно-технические инновации должны обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса:
ü внутриорганизационная (натуральный процесс),
ü межорганизационная (товарный процесс),
ü расширенная.
Внутриорганизационная форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При товарном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, а также в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует в свою очередь через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере развития деятельность,
представляющая инновационный процесс,
распадается на отдельные, различающиеся
между собой участки и
Создание нововведений происходит в ходе деятельности, которая может быть названа инновационной. Условно совокупность процессов инновационной деятельности в разных отраслях может быть названа инновационной сферой.
Инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в производственном, так и в непроизводственном секторах экономики. В состав инновационной сферы входят подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации на предприятиях, в организациях и учреждениях, самостоятельные научно-технические организации, ВУЗы, система образования, отдельные ученые и изобретатели.
Стратегия развития инновационной
сферы как часть социально-
Инновационная стратегия – система концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.
В свою очередь экономическая (социально-экономическая) стратегия – это система долгосрочных, определяемых целью развития концептуальных установок (ориентиров) на принятие решений, позволяющих распределять ресурсы между альтернативными траекториями развития и корректировать их распределение при изменении внешних и внутренних условий функционирования.
Инновационная стратегия, с
одной стороны, призвана регулировать
функционирование инновационной сферы,
а с другой – включает отдельные
экономико-мотивационные
1.2. Виды и функции инноваций
Для успешного управления
инновационной деятельностью