Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 23:27, курсовая работа
Актуальность исследования по организации инновационной деятельности на ЗАО «ЧЭАЗ» обусловлена необходимостью:
- уточнения понятий инноваций и инновационной стратегии предприятия;
- обобщения теоретических основ организации инновационной деятельности и анализа внедрения инноваций на предприятие;
- анализа факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия;
- предложения мер по совершенствованию управления предприятием на основе инновационной деятельности
Введение ……………………………………………………………………..
1. Теоретические основы анализа инновационной деятельности предприятия
1.1. Сущность инновационного менеджмента………………………
1.2. Виды и функции инноваций……………………………………
1.3. Методологические подходы к оценке инновационной деятельности предприятия…………………………………………..
2. Анализ инновационной деятельности предприятия на примере ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.2. Оценка инновационной деятельности ЗАО «ЧЭАЗ»…………
3. Внедрение современных методов разработки конструкторской документации………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………….………………
Приложения………………………………………………………………..
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
1) Продуктовые инновации. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
2) Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Они связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
ü новые для отрасли в мире;
ü новые для отрасли в стране;
ü новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
ü инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
ü инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
ü инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
ü радикальные (базовые);
ü улучшающие;
ü модификационные (частные).
В Научно-исследовательском
институте системных
ü технологические;
ü производственные;
ü экономические;
ü торговые;
ü социальные;
ü в области управления.
Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.
Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:
1) воспроизводственную;
2) инвестиционную;
3) стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.
Денежная выручка, полученная
от продажи инновации на рынке, создает
прибыль, которая выступает источником
финансовых ресурсов и одновременно
мерой эффективности
Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг и др.).
1.3. Методологические
подходы к оценке
Проблема повышения
Методика расчета
Реализация методики должна обеспечить возможность принятия решений о целесообразности инновационной деятельности на самых ранних ее этапах.
Способы и методы оценки
эффективности инновационной
Критериями оценки инновационной деятельности можно считать:
1) Научный уровень предприятия;
2) Уровень информационного обеспечения;
3) Конкурентоспособность
разработок, обеспечивающих достижения
поставленной предприятием
Научный уровень предприятия
в значительной степени может
характеризоваться долей
Кн = , (1)
где Кн – коэффициент научного уровня производства;
Зи – сумма затрат на инновационную деятельность, руб;
Зп – общая сумма затрат на производство, руб.
Этот показатель может
быть плановым, фактическим и нормативным.
При необходимости данный показатель
может быть использован для оценки
места предприятия среди
Оценка инновационной деятельности предприятия также может осуществляться с помощью коэффициента, отражающего долю внедрения собственных разработок в общем количестве выполненных собственных разработок:
Кср = , (2)
где Кср – коэффициент внедрения собственных разработок;
Рвср – количество внедренных собственных разработок, ед.;
Роср – общее количество выполненных собственных разработок.
Данный показатель может быть использован для обоснования и оценки собственного научного уровня инновационной деятельности предприятия.
Для оценки инновационной
деятельности предприятий и определения
рационального соотношения
Квс = , (3)
где Квс – коэффициент применения результатов собственных разработок;
Рвср – количество собственных разработок, внедренных на предприятии;
Рв.общ – общее количество внедренных разработок на предприятии в данном периоде, ед.
С помощью показателя Квс можно судить об уровне и темпах развития исследований на предприятии. Чем ближе данный коэффициент к максимальному его значению – единице, тем выше инновационная активность предприятия. Наоборот, значение коэффициента ниже 0,5 свидетельствует о слабой активности предприятий в разработке и внедрении исследовательских работ.
Вместе с тем, отмечая
важность разработки и внедрения
собственных инновационных
При комплексной оценке инновационной деятельности предприятия немаловажное значение имеет анализ его технического уровня. К основным показателям оценки технического уровня предприятия можно отнести:
Коэффициент конкурентоспособности может быть определен по следующей формуле:
Ккон = , (4)
где Ккон – коэффициент конкурентоспособности продукции предприятия;
Nтов – объем товарной продукции предприятия, руб.
Nост – объем товарной продукции, которая трудно поддается реализации, руб.
Чем ближе Ккон к единице, тем выше конкурентоспособность продукции. Если коэффициент близок к нулю, то это означает, что продукция не конкурентоспособна. Одновременно, чем выше коэффициент конкурентоспособности, тем выше спрос на продукцию и, следовательно, меньше потери от морального и физического старения продукции в пределах ее жизненного цикла.
Коэффициент обновления продукции предлагается определять по формуле:
Кобн.пр = , (5)
где Кобн.пр – коэффициент обновления продукции;
Nн – объем производства новой продукции, руб.
Этот показатель самым
тесным образом связан с инновационной
деятельностью предприятия. Новая
продукция может быть принципиально
новой, модернизированной или
Внедрение и производство
новой конкурентоспособной
Оценку технического уровня
технологических процессов
Кобн.тех = , (6)
где Кобн.техн – коэффициент обновления технологии;
Пн.техн – количество вновь введенных технологических процессов, ед;
Побщ.техн – общее количество технологических процессов, ед.
Показатель Кобн.техн может быть использован для обоснования возможности производства высококачественной, конкурентоспособной продукции на базе передовой техники и технологии.
Достижение высокого уровня эффективности производства и инновационной деятельности, в частности, основывается на выявлении и реализации резервов улучшения указанных и других показателей деятельности предприятий.
Осуществление инновационной,
как и любой другой, деятельности
всегда связано с различными внутренними
и внешними затратами. Поэтому чтобы
определить экономическую эффективность
организации инновационной
Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.
Основным критерием