Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:25, курсовая работа
В динамично растущей экономике цены меняются постоянно. На высокоорганизованных рынках ценных бумаг и биржевых товаров совершенно нормальными считаются колебания цен сделок. В других же случаях, например связанных с лизингом недвижимости, цены (в случае лизинга — рента) на несколько лет зафиксированы контрактом. Иногда могут наблюдаться повышательные или понижательные тренды цен, которые порой длятся месяцами, годами и даже десятилетиями.
1. Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции
1.1. Понятие инфляции ……………………………………………………. 3
1.2. Реальные денежные потоки ………………………………………….. 4
1.3. Реальные и номинальные денежные потоки ……………………….. 5
1.4. Использование конкретных цен ………………………………………….. 6
1.5. Реальные и номинальные ставки дисконтирования ………………… 8
1.6. Анализ инфляции …………………………………………………….. 11
1.7. Эффект налогов ……………………………………………………….. 12
1.8. Реальная доходность и темпы инфляции ……………………………. 14
2. Государство в инвестиционной сфере экономики …………………… 17
2.1. Макроэкономические инструменты инвестиционной политики …. 18
2.2. Микроэкономические инструменты инвестиционной политики …. 19
2.3. Институциональные инструменты инвестиционной политики ….... 21
2.4. Модели инвестиционной политики …………………………………. 22
Задача 1 ……………………………………………………………………... 25
Задача 2 ……………………………………………………………………..
Задача 3 ……………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………. .
Для случая отсутствия налогов этот анализ вполне корректен. Но если предположим, что все изменения всех номинальных цен строго соответствуют индексу инфляции (то есть реальные цены остаются постоянными), и соотношение между реальной и номинальной ставками процента такое же, как в уравнении (1), то чистая текущая стоимость проекта не будет зависеть от предполагаемого темпа инфляции. Это видно из двух предыдущих таблиц: чистая текущая стоимость проекта равна $900 и при отсутствии инфляции, и при темпе инфляции, равном нулю, и при темпе дефляции, равном 5%. Если реальная величина цен на выпускаемую фирмой продукцию и используемое ею сырье или реальная ставка процента изменяются в зависимости от темпов инфляции, то чистая текущая стоимость тоже изменится.
1.7. Эффект налогов
При отсутствии налогов номинальная ставка дисконтирования должна отражать ожидаемый будущий темп инфляции таким образом, что инфляционные ожидания никак не скажутся на ожидаемой реальной ставке. В общем случае инвесторы, уплачивающие налоги, довольствуются меньшей доходностью, чем те инвесторы, которые не платят налогов. Однако эффект налогов и эффект инфляции взаимосвязаны.
Предположим, инвестор ожидает, что годовой темп инфляции составит j. Инвестор хотел бы проанализировать инвестиционный проект с помощью дисконтирования реальных денежных потоков. Чему равна соответствующая ставка дисконтирования? Номинальная ставка процента по безрисковым ценным бумагам, доход по которым облагается налогом, равна г. Если бы инвестор не платил никаких налогов, реальную ставку процента можно было бы найти с помощью уравнения (3). Но соответствующая номинальная доходность с точки зрения налогооблагаемого инвестора равна максимальной возможной номинальной доходности после уплаты налогов. Для инвестора-налогоплательщика, покупающего надежную облигацию, доход по которой облагается налогом, номинальная доходность после уплаты налогов равна (1—t)г, где t — предельная ставка налога для инвестора. Реальная доходность после уплаты налогов с точки зрения инвестора-налогоплательщика зависит от ставки налога. Обозначим ее через i(t), чтобы подчеркнуть, что величина i зависит от предельной ставки налога t. Реальную доходность после уплаты налогов для инвестора-налогоплательщика можно представить следующим образом:
(4)
Если преобразовать уравнение (4), можно выразить i в той же форме, что и в уравнении (3):
(5)
Если бы инфляции не было, то, как мы и ожидали, j было бы равно нулю, а i(t) = r (1 — t). Предположим, что предельная ставка налога на прибыль равна 30%, темп инфляции 6% в год, а номинальная ставка процента по безрисковым вложениям, доход по которым облагается налогом, равна 11%. Тогда i (0.30) = 0.0160:
i(0.30) = 0.11(1-0.3)0.06/1.06 = 0.0160.
Если инвестор попадает в категорию лиц с низким доходом и не платит налог, то при номинальной доходности 11% и при таком же уровне инфляции доходность для него была бы равна:
I(0) = 0.11(1-0.0)0.06/1.06 = 0.0472.
1.8. Реальная доходность и темпы инфляции
В инвестиционных решениях важно учесть, как изменится ценность проекта при изменении инфляции. В условиях ожидаемой инфляции номинальную ставку процента можно мысленно разделить на две части: реальную доходность и поправку на инфляцию. При отсутствии налогов инвесторы с сильными инфляционными ожиданиями, которые собираются купить облигации с фиксированным номинальным доходом, будут требовать, чтобы реальная доходность была по меньшей мере столь же велика, как и реальная доходность, которую они могли бы получить, вложив деньги в недвижимость, например в землю, цена на которую будет расти вместе с инфляцией.
Таким образом, номинальная доходность будет равна нормальной реальной доходности плюс добавка на покрытие уменьшения покупательной способности основного капитала. Уравнения (1) и (2) основаны именно на этом соотношении, которое называется эффектом Фишера, по имени экономиста, открывшего его, — Ирвинга Фишера. В этом контексте можно считать, что данные уравнения предсказывают, как поведет себя номинальная ставка процента при изменениях темпов инфляции, если реальная доходность при этом останется постоянной.
Если инвестор, уплачивающий налог по определенной ставке, получает неизменную реальную доходность, то инвестор, ставка налога для которого ниже, получит большую реальную доходность, а инвестору, с которого налог взимается по более высокой ставке, придется довольствоваться более низкой доходностью. Последний будет вынужден либо смириться с низкой доходностью, либо попытаться переключить свое внимание на такие активы, которые лучше защитят его от неблагоприятных последствий инфляции. Ставку налога, при которой реальная доходность не меняется, называют предельной.
Разновидность эффекта Фишера называется эффектом Дарби. Эффект Дарби гласит, что в условиях инфляционных ожиданий номинальные ставки процента будут расти так, чтобы ожидаемая реальная доходность после налогов для инвесторов, уплачивающих налоги по одной и той же ставке, осталась постоянной — тогда доходность ценных бумаг сможет составить конкуренцию доходности от недвижимого имущества.
В общем случае из-за эффекта Дарби увеличение темпов инфляции уменьшает эффективные реальные процентные ставки для инвесторов, уплачивающих высокие налоги, и увеличивает эффективные процентные ставки для инвесторов, уплачивающих низкие налоги. Поэтому было бы логично предположить, что существует категория инвесторов, чьи эффективные реальные ставки в ходе инфляции не меняются. Пусть нам известно, что ставка налога для этой предельной группы инвесторов равна tm, и эффективная ставка процента для них im. По определению im не изменится вместе с изменениями темпов инфляции. Подставляя в уравнение (5) (im вместо t и im вместо i(t) и решая это уравнение относительно г, получаем:
(8)
Уравнение (8) можно использовать, чтобы предсказать, какой будет номинальная процентная ставка в условиях определенного уровня инфляции.
Если ставка налога равна нулю, как предполагал Фишер, то реальная процентная ставка i для всех инвесторов одинакова.
Уравнения Фишера и Дарби не дают простых ответов на вопрос о том, как взаимосвязаны реальная ставка дисконтирования после уплаты налогов и ожидаемый темп инфляции.
Во времена стремительного изменения цен менеджеры часто подвергают сомнению целесообразность использования при анализе номинальных денежных потоков. Их цель — поддержка покупательной способности на постоянном уровне. При анализе инвестиций можно использовать как номинальные, так и реальные денежные потоки — главное, чтобы анализ был последовательным и внутренне не противоречивым. Если исследование ведется в терминах покупательной способности (то есть в денежных единицах, скорректированных на изменение покупательной способности), то номинальные (наблюдаемые в действительности) ставки дисконтирования использовать нельзя. Если применяются номинальные величины без поправок на изменение уровня цен, то нельзя пользоваться реальными ставками процента.
Хотя поддержание покупательной способности, надо думать, желательно, все же в отсутствие неопределенности инвестиционные проекты можно признать вполне удовлетворительными, не принимая во внимание изменение покупательной способности денег, если только доходность этих проектов больше, чем стоимость капитала (например, процент по заемному капиталу).
2. Государство в инвестиционной сфере экономики
В любой стране, как развитой, так и развивающейся, в особенности в стране с переходной экономикой, инвестиционная деятельность не может осуществляться без участия государства. В России проведение успешной государственной политики в области инвестиций во многом предопределит возможность выхода страны из кризисного состояния и создаст значительные предпосылки для устойчивого экономического роста.
Государство должно способствовать соединению интересов общества, прежде всего сохранению его благополучия и повышению благосостояния, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.
Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики, внешнеторговый режим (комплекс мер бюджетно-налоговой политики).
К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.
Институциональные инструменты позволяют осуществлять координацию инвестиционных программ частных инвесторов и включают в себя государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
2.1. Макроэкономические инструменты инвестиционной политики
Налоговая политика
В условиях недостаточного инвестирования реального сектора экономики политика государственного регулирования частных капиталовложений должна быть направлена на обеспечение предпринимателям достаточно высокой нормы прибыли.
Налоговая политика государства может влиять на развитие промышленности следующим образом:
воздействуя посредством налогов на уровень сбережений населения, амортизационные фонды и нераспределенную прибыль, государство влияет на важнейшие макроэкономические показатели, в частности на распределение национального дохода;
используя налоговые льготы, государство может влиять на скорость воспроизводства основного капитала, региональное размещение инвестиций, стимулировать инвестиции в приоритетные с точки зрения государства отрасли.
К инструментам налоговой политики можно отнести:
прямое снижение ставки налога на прибыль;
предоставление налоговых каникул для новых предприятий;
отсрочку платежа налогов;
скидку с налога в случае приобретения предприятием нового оборудования отечественного производства (инвестиционная налоговая скидка) и т. д.
Кредитно-денежная политика
В условиях переходной экономики наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных средств важнейшей функцией государства является создание мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе. Мировой опыт свидетельствует о том, что в таких условиях кредитно-денежные инструменты выполняют двоякую функцию: регулирования деятельности кредитных институтов, денежного рынка и экономики в целом с целью достижения финансовой стабилизации, с одной стороны, и стимулирования инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики в отраслях и регионах — с другой.
2.2 Микроэкономические инструменты инвестиционной политики
Амортизационная политика
Для увеличения финансово-экономических возможностей предприятий прежде всего необходимо значительно увеличить роль собственных источников финансирования (прибыли и амортизации) предприятий.
В ситуации кризиса и высокой инфляции, ограничивающих возможности доступа к кредитным ресурсам, основная нагрузка в финансировании собственных инвестиционных проектов предприятия приходится на нераспределенную прибыль и амортизацию.
Амортизация основного капитала по своей экономической природе является целевым отчислением для обеспечения накопления средств для компенсации физического и морального износа основного капитала, используемого предприятием для всех типов его операций.
В финансовом отношении старение и износ основного капитала проявляется в ежегодном списании части его стоимости в амортизационный фонд, не облагаемый налогами, так как этот фонд создается не из прибылей, а из издержек производства. Предоставляя предприятиям право списывать значительную часть стоимости основного капитала в течение первых лет его службы, государство, таким образом, повышает эффективность частных капиталовложений за счет отсрочки уплаты части налогов.
По сути дела, амортизационные отчисления представляют собой скидку с налога на прибыль предприятия. Величина амортизационных отчислений определяется тремя методами: равномерным, равномерно ускоренным и ускоренным. Наиболее выгодным для фирм является режим ускоренной амортизации - списание основных средств в амортизационный фонд в сроки более короткие, чем действительный период их эксплуатации. Ускоренное амортизационное списание — одна из форм капитализации прибылей.
Государственные гарантии и льготы
В условиях высокого риска государство может значительно повысить заинтересованность отечественных и иностранных инвесторов путем предоставления гарантий. Привлекательной стороной гарантий является плата, взимаемая с инвестора и являющаяся существенным источником поступлений в бюджет. Но по существу гарантии представляют собой «внебалансовые обязательства» правительства, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратиться в реальные притязания на бюджетные средства. Поэтому важно представлять, что и сколько может гарантировать государство, и насколько реальны эти гарантии.
Помимо государственных гарантий, возможно использование государственных льгот, которые могут быть предоставлены юридическим и физическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность. Такие льготы должны закрепляться законодательно одновременно с принятием закона о бюджете исходя из реальных финансовых возможностей государства.
Информация о работе Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции