Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:58, реферат
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale),однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинга)………..5
1.1. Понятие франчайзинга………………………………………………….…...5
1.2. Понятие договора коммерческой концессии……………………………...7
Глава 2. Содержание договора коммерческой концессии…………………...11
2.1. Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии……………………………………………………………………...…11
2.2. Коммерческая субконцессия…………………………………………...…..13
2.3. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии……..15
Глава 3. Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии…18
3.1. Исполнение договора коммерческой концессии…………………….…..18
3.2. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии……….20
Заключение……………………………………………………………….……...23
Список использованной литературы………………………………………....24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинга)………..5
1.1. Понятие франчайзинга…………………………
1.2. Понятие договора коммерческой концессии……………………………...7
Глава 2. Содержание договора коммерческой концессии…………………...11
2.1. Основные права и обязанности
сторон договора коммерческой
концессии………………………………………………………
2.2. Коммерческая субконцессия……………
2.3. Ограничения прав сторон по
договору коммерческой
Глава 3. Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии…18
3.1. Исполнение договора
3.2. Изменение и прекращение
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………....
Введение
Договор коммерческой концессии и порождаемое им обязательство являются новеллой в ГК и российском гражданско-правовом регулировании.
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale),однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.
Если по договору коммерческой концессии, согласно зарубежной трактовке,передается право на использование фирменного наименования и (или) товарного знака в сфере торговли для перепродажи товара, то по договору франчайзинга использование чужого фирменного наименования и т.п. возможно также в сфере производства аналогичного товара.
Под товаром в широком смысле здесь понимается не только продукция в форме вещей, но также работы и услуги.
Анализ правоотношений, сформулированных в гл. 54 ГК, позволяет сделать вывод, что в действительности речь в ней идет о франчайзинге (или договоре франшизы), в соответствии с которым правообладатель (предприниматель,обладающий известной, пользующейся добротной и авторитетной рыночной репутацией"фирмой") предоставляет другому предпринимателю (пользователю)исключительные права на свою "фирму" с целью использования ее последним в его собственной предпринимательской деятельности.
Экономический смысл договора франчайзинга
состоит в том, что предприниматель-
Правовая природа договора коммерческой концессии носит комплексный характер, и в нем присутствуют элементы других договоров:
- об оказании возмездных услуг
- в части оказания
- о совместной деятельности (простого
товарищества) - в части сотрудничества
сторон договора для
- купли-продажи - в части приобретения
пользователем необходимого
В договоре коммерческой концессии
присутствуют и элементы лицензионного
договора - в части использования
пользователем прав на результаты интеллектуальной
деятельности и средства индивидуализации
правообладателя. Существо лицензионного
договора позволяет предоставить пользователю
исключительное право на использование
отдельных результатов
Глава 1. Понятие договора коммерческой концессии(франчайзинга)
1.1.Понятие франчайзинга
Достаточно
широкое распространение
Таким образом,предприниматель-
Именно так,например, у нас и в других странах возникли действующие под вывеской известных компаний некоторые предприятия общественного питания (рестораны"Макдоналдс" и "Пицца-Хат"), гостиничного хозяйства (отели"Шератон", "Хилтон", "Холидей-Инн"), другие предприятия сферы обслуживания, производители многих пользующихся спросом потребительских товаров (обуви, одежды, бытовой техники и т.д.), нередко составляющие теперь объединенные соответствующей "вывеской" огромные международные сети производителей или услугодателей. Все они являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими под его вывеской отечественными (национальными) предпринимателями. Франчайзинг касается либо производства и сбыта товаров (Produkt Distribution Franchising), либо оказания услуг (Business Format Franchising). Обычно выделяют такие его разновидности, как производственный франчайзинг, сбытовой франчайзинг и франчайзинг в сфере обслуживания, а иногда также и торговый франчайзинг.
Такие
отношения весьма выгодны их участникам.
Первоначальный правообладатель расширяет
границы своего влияния не только
без каких бы то ни было дополнительных
затрат (на открытие филиалов, создание
совместных или дочерних компаний и
т.п.), но и получает прибыль в виде
платы от пользователя, а также
большие возможности контроля за
его производственно-
1.2. Понятие договора коммерческой концессии
По договору коммерческой концессии
одна сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю)
за вознаграждение на срок или без
указания срока право использовать
в предпринимательской
По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, возмездным,двусторонним.
Необходимо подчеркнуть,что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК).Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав,закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов "интеллектуальной собственности" - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д. Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации(ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации(ст. 139 ГК), а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности.
В-третьих,франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров,выполняемых работ или оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает это условие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон (п. 2 ст.1031 ГК). Обязательной составной частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав.
Таким образом, в концессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора(разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность.Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах)[[3]].
Концессионный договор должен быть
заключен в письменной форме под
страхом ничтожности (п. 1ст. 1028 ГК). Кроме
того, он подлежит государственной
регистрации в органе,
При отсутствии такой регистрации заключенный в письменной форме концессионный договор не приобретает силы в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК), но связывает заключивших его участников (ср. п. 3 ст. 433 ГК). С одной стороны,такое положение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой -позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимой подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.)уже на основе признанного заключенным договора.
Поскольку предметом данного договора
может стать разрешение на использование
некоторых объектов исключительных
прав, подлежащих государственной регистрации(
Глава 2. Содержание договора коммерческой концессии
2.1.Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии
Концессионный
договор как