Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:58, реферат
Этот договор опосредует специфические экономические отношения, при которых в роли товара выступают исключительные права на объекты промышленной собственности. Наименование договора в российском ГК совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве (contrat de concession commerciale),однако содержание договора и порождаемого им правоотношения, регулируемое комментируемой главой, существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву. По сути, это совсем другой договор - так называемый франчайзинг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие договора коммерческой концессии (франчайзинга)………..5
1.1. Понятие франчайзинга………………………………………………….…...5
1.2. Понятие договора коммерческой концессии……………………………...7
Глава 2. Содержание договора коммерческой концессии…………………...11
2.1. Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии……………………………………………………………………...…11
2.2. Коммерческая субконцессия…………………………………………...…..13
2.3. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии……..15
Глава 3. Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии…18
3.1. Исполнение договора коммерческой концессии…………………….…..18
3.2. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии……….20
Заключение……………………………………………………………….……...23
Список использованной литературы………………………………………....24
Существенными условиями концессионного
договора являются императивно сформулированные
законом обязанности
- обязанность передать
- обязанность
- обязанность обеспечить
На правообладателя
- обязанность обеспечить
- обязанность оказывать
- обязанность контролировать
Перечисленные обязанности сформулированы
диспозитивным правилом закона и
не относятся к числу существенных
условий договора. Они, следовательно,
могут и отсутствовать в
Императивно сформулированные законом обязанности пользователя также являются существенными условиями концессионного договора. В соответствии со ст. 1032 ГК к ним относятся:
- обязанность использования
- обязанность неразглашения
- обязанность обеспечить
- обязанность соблюдать
- обязанность оказания
- обязанность информировать
Кроме того,пользователь обязан уплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение.По соглашению сторон на пользователя могут быть возложены и иные обязанности[[5]].
Концессионный договор может предусматривать определенный срок использования полученных от правообладателя прав либо заключаться без указания срока. Следовательно, срок не относится к числу его существенных условий.
2.2. Коммерческая субконцессия
По концессионному договору возможно установление обязанности пользователя по предоставлению оговоренному числу других предпринимателей разрешения на использование на определенных условиях полученного от правообладателя комплекса прав или его определенной части (субконцессия).
По условиям конкретного договора предоставление субконцессии может быть как обязанностью пользователя, так и его правом (п. 1 ст. 1029 ГК).
С помощью субконцессий правообладатель
еще более расширяет свою сферу
влияния на соответствующем рынке,
создавая целые сети своих сбытовых
или торговых организаций и управляя
ими. Поэтому он может быть заинтересован
в выдаче субконцессий. Первичный
же пользователь в этом случае берет
на себя дополнительные организационно-управленческие
функции в отношении
К субконцессионному договору по общему правилу применяются нормы о договоре коммерческой концессии (п. 5 ст. 1029). Это касается прежде всего содержания(обязательных условий), оформления и регистрации такого договора. Договор субконцессии зависит от основного концессионного договора. Поэтому срок субконцессии не может превышать срока действия основного концессионного договора, а недействительность последнего влечет безусловную недействительность субконцессионного соглашения (абз. 2 п. 1 и 2 ст. 1029 ГК)[[6]].
Вместе с тем традиционные правила о заключении субдоговоров в отношениях коммерческой концессии подвергаются некоторым изменениям. Во-первых, в случае досрочного прекращения концессионного договора (заключенного на срок) либо расторжения такого договора (заключенного без указания срока), в заключенном на его основе субконцессионном договоре возможна замена вторичного правообладателя(пользователя по основному концессионному договору) основным правообладателем(п. 3 ст. 1029 ГК). Ведь последний обычно заинтересован в сохранении концессионных отношений. Иначе говоря, здесь допускается замена участника(кредитора) по субдоговору участником (кредитором) по основному договору.Замена, разумеется, исключается в случае отказа самого правообладателя от принятия на себя прав и обязанностей стороны по такому договору либо в случае запрета такой замены основным концессионным договором.
Во-вторых, за вред, причиненный правообладателю
действиями вторичных пользователей
(по субконцессионным договорам), его
контрагент-пользователь (по основному
концессионному договору) по общему правилу
отвечает субсидиарно с
Это объясняется тем,что предметом концессионных договоров являются исключительные права, содержащие в себе как имущественные, так и неимущественные правомочия. Их ненадлежащее осуществление во многих случаях причиняет вред непосредственно первоначальному правообладателю, остающемуся неизменным субъектом этих прав. Речь, в частности,идет о ситуациях, когда в результате деятельности указанных пользователей причиняется вред деловой репутации правообладателя, сокращается спрос на его товары или услуги и т.п. Поэтому и пользователь, переуступивший право на использование исключительных прав, не исключается вовсе из общей цепочки правоотношений, о чем свидетельствует субсидиарный характер его ответственности.
2.3. Ограничения прав сторон
по договору коммерческой
Концессионный договор может предусматривать конкретный объем использования полученных пользователем от правообладателя исключительных прав и коммерческой информации(например, по стоимости или количеству произведенных товаров или оказанных услуг,использованию их на одном предприятии или на определенном их количестве и т.п.), причем с указанием или без указания территории использования (например,торговля определенным видом товаров или оказание соответствующих услуг только в данном регионе). Такого рода ограничения предпринимательской деятельности,вытекающие из договорных условий, будучи по сути ограничениями конкуренции на соответствующем рынке, не могут нарушать запреты антимонопольного законодательства и должны исключать цели монополизации определенного рынка или ограничения доступа определенных потребителей к товарам и услугам[[7]].
Вместе с тем по условиям концессионного договора допускаются известные ограничения(самоограничения) прав сторон (п. 1 ст. 1033 ГК). Правообладатель может взять на себя обязательство не предоставлять аналогичные комплексы исключительных прав для использования третьим лицам либо также самому воздерживаться от аналогичной деятельности на данной территории. В этом случае пользователь приобретает, по сути, монопольные возможности на соответствующем рынке, поскольку на нем уже не могут выступать с аналогичными товарами или услугами ни другие пользователи, ни даже сам правообладатель.
Со своей стороны,пользователь может принять на себя обязательства об отказе от конкуренции с правообладателем на территории, где действует концессионный договор, либо об отказе от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя (включая,например, отказ от приобретения значительных долей участия в их уставном капитале). Это гарантирует правообладателю возможность самостоятельного выступления на определенном рынке. К числу возможностей добровольного ограничения прав пользователя закон относит также его обязательство согласовывать с правообладателем место расположения и оформление коммерческих помещений, используемых при реализации предоставленных правообладателем исключительных прав.
Любые из перечисленных условий
также не должны нарушать установленных
законом антимонопольных
В ином случае речь могла бы идти о
попытке раздела рынка (путем
фактического прикрепления потребителей
к строго определенному изготовителю
или услугодателю), условия сбыта
на котором, по сути, диктовал бы не участвующий
в нем правообладатель.
Глава 3. Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии
3.1.Исполнение договора коммерческой концессии
Правообладатель заинтересован в надлежащем исполнении пользователем его обязанностей по договору, прежде всего обязанностей по обеспечению качества предоставляемых потребителям товаров и услуг. Ведь последний выступает под его фирмой, поэтому недостатки в деятельности пользователя непосредственно сказываются на деловой репутации правообладателя. С другой стороны, потребители во многих случаях уверены, что приобретают товар или услугу у самого правообладателя.
Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 1034 ГК правообладатель несет субсидиарную с пользователем ответственность по требованиям, предъявляемым заказчиком(потребителем) к пользователю в связи с ненадлежащим качеством реализуемых им товаров или услуг. Если же пользователь выступает в роли изготовителя товаров правообладателя, используя его товарные знаки и другие фирменные обозначения(производственный франчайзинг), правообладатель отвечает за качество этих товаров солидарно с пользователем (ч. 2 ст. 1034 ГК). Ведь потребитель в этом случае не знает фактического изготовителя товара и правообладатель не может ссылаться на то, что товары изготовлены не им, а пользователем[[8]].
Во время действия договора правообладатель, остающийся субъектом комплекса исключительных прав,используемых пользователем, вправе передать эти права, их часть или отдельное право другому лицу. В такой ситуации концессионный договор сохраняется, однако его участником становится новый правообладатель (в части прав и обязанностей,относящихся к перешедшим к нему исключительным правам) (п. 1 ст. 1038 ГК). При этом возможно появление множественности лиц на стороне правообладателя (при частичном отчуждении принадлежавших первоначальному правообладателю исключительных прав).
Аналогичное положение складывается
в случае смерти правообладателя - физического
лица, на место которого по общему правилу
встает его наследник (наследники) (либо
реорганизации юридического лица, место
которого в договоре занимает его
правопреемник). При этом необходима
регистрация наследника в качестве
индивидуального
При прекращении использовавшегося
по договору франчайзинга исключительного
права, в том числе в связи
с истечением установленного соответствующим
законом срока его действия,
Поскольку договор коммерческой концессии является предпринимательским, взаимная ответственность сторон за его нарушение наступает независимо от их вины, если только иное прямо не установлено их договором (п. 3 ст. 401 ГК).
3.2. Изменение и прекращение
договора коммерческой
Концессионный договор может быть изменен сторонами в течение срока его действия по общим правилам об изменении гражданско-правовых договоров. Однако любые изменения этого договора подлежат обязательной государственной регистрации в том же порядке,что и его заключение. Лишь с момента такой регистрации соответствующие изменения приобретают силу для третьих лиц, в том числе для потребителей(контрагентов) пользователя (если, конечно, указанные лица ранее не знали и не должны были знать о таких изменениях)[[9]].
При изменении или замене правообладателем своего фирменного наименования или коммерческого обозначения, используемых пользователем по концессионному договору (например, в случаях преобразования, изменения основного профиля деятельности и т.д.),договор сохраняет силу в отношении нового наименования (обозначения), но лишь при условии согласия на это пользователя (который в соответствии со ст. 1039 ГК вправе в этом случае потребовать расторжения договора и возмещения причиненных ему убытков). При этом договор должен быть соответствующим образом изменен и перерегистрирован (как и право пользования новым фирменным наименованием или обозначением) за счет правообладателя. Пользователь, кроме того, вправе требовать соразмерного уменьшения вознаграждения, причитающегося правообладателю, поскольку новое наименование последнего обычно не пользуется такой же коммерческой репутацией, как и прежнее.