Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:03, дипломная работа
Такие цифры говорят о том, что деловой климат России не является привлекательным для иностранных инвесторов. В то время как другие развивающиеся экономики в последние годы демонстрируют экономический рост, не обладая такими природными ресурсами как Россия. К примеру, объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в 2010 году в России составляли $91, а в Казахстане значение этого показателя установилось на уровне $890 на душу населения. И в 2013 году эта страна поднялась на 49 место в рейтинге Doing Business. Это объясняется не только благоприятным деловым климатом в стране, но и многими другими показателями. Например, снижением налоговой нагрузки
на физических и юридических лиц
Введение. 3
Глава 1. Понятие и характеристика инвестиций. Мировые инвестиции и инвестиции в России. 9
1.1 Понятие и виды инвестиций. 9
1.2 Прямые иностранные инвестиции в мире и в России. 11
Глава 2. Региональное распределение ПИИ в России. Факторы привлечения ПИИ в российские регионы. 15
2.1 Прямые инвестиции в регионах России. 15
2.2 Классификация факторов ПИИ. 20
2.3 Индекс привлекательности UNCTAD. 23
2.4 Общая классификация факторов ПИИ. 25
2.5 Анализ «мягких» и «жестких» факторов. 27
Глава 3. 42
3.1 Улучшение инвестиционного климата регионов. 42
3.2 Инвестиционный климат в Республике Башкортостан. 45
Заключение. 50
Библиографический список. 52
Для инвесторов такой анализ может
стать определяющим в решении
об инвестировании в данный регион и, скорее
всего, будет принято отрицательное решение.
Все факторы имеют разное значение для
инвесторов, например низкий показатель
по фактору «человеческий капитал» является
риском дефицита квалифицированных кадров,
причем возможность их привлечения из
соседних регионов ограничена. Для решения
этой проблемы необходимо развивать систему
образования в регионе, например, путем
открытия крупного государственного университета
многопрофильного направления в г. Уфа.
Это также привлечет молодежь из соседних
регионов, тем самым увеличив миграционную
привлекательность региона в долгосрочном
периоде и предотвратив «утечку умов».
Бюджетные возможности региона
позволяют инвесторам рассчитывать
на поддержку со стороны региональных
властей. В это время регион должен разрабатывать
разнообразные инструменты финансовой
поддержки инвесторов.
К примеру, обеспечить кредитные гарантии
под залог выдаваемого участка. Это привлечет
не только крупных, но и средних инвесторов.
Этот участок также должен удовлетворять
требованиям инвесторов. В республике
имеется недостаток таких участков и необходимо
строительство промышленных площадок,
подготовленных для инвесторов. В мире
в настоящее время возрастает интерес
к локализации производства в России среди
среднекрупных высокотехнологичных производителей,
особенно в сфере производства автокомпонентов.
Им необходимы индустриальные парки, отвечающие
требованиям международных стандартов.
Из-за отсутствия таких площадок Башкортостан
не входит в список возможных мест размещения
производств. Низкий объем производства
инновационных товаров, работ и услуг
также сильно ухудшает инвестиционный
климат Башкирии, как и неразвитая транспортная
система.
По «жестким» факторам Республика
Башкортостан лидирует среди других
регионов. Высокая численность населения,
город-миллионник Уфа, 140 километров до
ближайшего пограничного пункта с Казахстаном,
а также
по территории республики проходит Транссибирская
магистраль. В дополнение огромный запас
природных ресурсов. Однако такая рнформация
доступна не всем инвесторам, в связи с
чем, необходимо проводить активную политику
информирования о преимуществах региона.
Для того, чтобы информация напрямую доходила
до инвесторов, нужно участвовать в международных
инвестиционных форумах, презентовать
республику с лучших сторон.
Проблема улучшения
из направлений деятельности Министерства
экономического развития Российской Федерации
еще в 2010 году. За два с половиной года
работы произошли существенные изменения,
среди которых:
Все это позволило привлечь в
страну 18,7 млрд. долларов США прямых иностранных
инвестиций в 2012 году, что составляет 101,4%
по отношению к 2011 году. По данным опроса
распорядителей фондов Bank of America (BofA) Merrill
Lynch в марте 2013 года Россия является самой
привлекательной страной
для инвесторов среди глобальных развивающихся
рынков, обойдя Индонезию, Таиланд, Индию,
Турцию и Китай24.
Улучшения заметны и на уровне регионов.
Как известно, инвестиционный климат важен
для экономического и социального развития
региона, к тому же, есть зависимость между
ВРП и объемом прямых инвестиций. Динамику
инвестиций
и валового регионального продукта можно
видеть на рисунке 13.
Рисунок 13. Динамика ПИИ и ВРП в Республике
Башкортостан.
Из рисунка
видно, что в условиях снижения инвестиций
снижается и валовой
Одной из
приоритетных задач социально-экономического
развития Российской Федерации является
совершенствование инвестиционного климата
в регионах. В связи с этим, Указом Президента
РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 был утвержден
перечень направлений для оценки эффективности
деятельности руководителей федеральных
органов исполнительной власти (далее
ФОИВ),
а также ФОИВов субъектов РФ по созданию
благоприятных условий ведения предпринимательской
деятельности. В качестве основного направления
была выделена оценка предпринимательским
сообществом общих условий ведения предпринимательской
деятельности, включая улучшение инвестиционного
климата. Агентство стратегических инициатив
совместно с объединением предпринимателей
«Деловая Россия» разработали Стандарт
деятельности органов исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
по обеспечению благоприятного инвестиционного
климата в регионе. Непосредственно
к региональной инвестиционной деятельности
относятся следующие направления:
Внедрение
в регионы данного Стандарта осуществляется
с помощью Дорожной карты, которая представляет
собой план мероприятий и разрабатывается
регионом самостоятельно. Для увеличения
притока ПИИ в свой регион, органы исполнительной
власти должны обеспечить соблюдение
минимума условий
из Стандарта.
Одним из способов определения уровня
развития инвестиционного климата
в регионе является место в рейтинге инвестиционной
привлекательности различных оценивающих
агентств. К примеру, рейтинговое агентство
«Эксперт РА» по итогам 2012 года оценило
инвестиционный потенциал республики
как средний, а риск – умеренный. Таким
образом, Республика Башкортостан, наряду
с такими сырьевыми регионами как Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра, Самарская область,
Челябинская область и другие, имеет рейтинг
инвестиционной привлекательности 2В.
Что примечательно, в 2011 году ситуация
была несколько иной. На рисунке 14 изображены
регионы с рейтингом 2В в 2011 году.
Рисунок 14. Объем ПИИ в регионах с рейтингом
2В.
Среди них
Республика Татарстан, которая в 2012 году
встала в ряды Москвы
и Санкт-Петербурга, где инвестиционный
потенциал оценивается как максимальный,
а риск – минимальный. Всего за один год
активная работа администрации республики
Татарстан подняла свой регион на самый
высокий рейтинг. Также по рисунку видно,
что даже если рейтинг одинаковый, различия
в объемах привлеченных инвестиций существенные.
Можно сделать вывод о том, что для некоторых
регионов определяющим фактором является
не максимизация потенциала с минимизацией
рисков.
По итогам
2012 года объем привлеченных ПИИ в
сравнении с 2011 годом сократился,
хотя республика присоединилась к пилотным
регионам внедрения Стандарта
В республике Башкортостан также внедряется
Стандарт. Какого именно уровня достигла
республика можно увидеть в таблице 8.
Таблица 8.
Соответствие регионов требованиям Стандарта.
Требование/Регион |
Республика Татарстан |
Калужская область |
Свердловская область |
Пермский край |
Республика Башкортостан |
Наличие инвестиционной стратегии |
○ |
● |
● |
▬ |
▬ |
Принятие инвестиционной декларации |
● |
● |
● |
▬ |
○ |
Утверждение плана, строительства инфраструктуры |
○ |
● |
● |
○ |
▬ |
Принятие закона о защите прав инвесторов |
● |
● |
● |
▬ |
● |
Принятие регламента для оценки ОРВ |
○ |
○ |
○ |
○ |
● |
Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата |
● |
● |
● |
○ |
● |
Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций |
● |
● |
● |
● |
● |
Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов |
○ |
● |
○ |
○ |
▬ |
Наличие механизмов подготовки кадров, востребованных инвесторами |
● |
● |
● |
○ |
▬ |
Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности чиновников |
○ |
○ |
○ |
● |
○ |
Создание коллегиального совещательного органа при РЭК |
○ |
○ |
○ |
● |
○ |
Наличие канала прямой связи инвесторов с руководством региона |
○ |
● |
● |
● |
● |
Наличие двуязычного сайта об инвестиционной деятельности |
● |
● |
● |
○ |
○ |
Ежегодное послание главы региона о достижениях и инвестиционных планах |
○ |
○ |
● |
○ |
● |
Наличие единого регламента сопровождения проектов по принципу «единого окна» |
○ |
● |
● |
▬ |
○ |
Описание: ● – условие выполнено полностью, ○ – условие выполнено частично, ▬ - условие не выполнено.
По качеству
внедрения Стандарта лидирует Калужская
область,
что объясняется тем, что уже достаточно
долгий период времени данный регион улучшает
инвестиционный климат и является «первооткрывателем»
способа улучшения делового климата. В
Башкирии уже принят закон о защите прав
инвесторов, регламент для оценки регулирующего
воздействия и создан Совет по улучшению
инвестиционного климата, успешно работает
инвестиционный портал invest.bashkortostan.ru. Оценить
качество внедрения Стандарта в Республике
Башкортостан можно примерно на 50%, то
есть примерно половина из требуемых условий
выполнена.
Мы рассмотрели факторы
и провели статистический анализ «мягких»
и «жестких» факторов инвестиционной
привлекательности, по итогам которого
были выявлены основные точки роста
и экономический потенциал Республики
Башкортостан. Основные выводы:
Для долгосрочного экономического
роста и привлечения инвесторов
региональные власти должен предпринять
некоторые меры. Во-первых, создать
нормативно-правовую базу для привлечения
инвесторов, которая будет регламентировать
не только льготы по уплате налогов и условия
деятельности,
но и прописывать сам процесс вхождения
инвестора в регион,
его сопровождение, поддержка и так далее.
Во-вторых, регион должен эффективно реализовывать
инвестиционную политику, которая должна
базироваться
на стратегических приоритетах, определенных
на этапе стратегического планирования,
при этом важно совместить корпоративные
интересы населения, хозяйствующих субъектов
и государства. В-третьих, регион должен
в обязательном порядке проводить оценку
эффективности инвестиционной деятельности
с целью выявления и количественного измерения
эффектов реализации программ. Далее
в соответствии с полученными показателями
внедрять более продуманную
и измененную программу.
Информация о работе Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику регионов России