Государственная политика в инвестиционной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

В задачу данной
работы входит также и исследование источников инвестиций, их
перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же
данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата
в России и его активизации на основе существующих тенденций его
развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо
выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их
устранения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Сущность инвестиций и их экономическое значение
1.1. Сущность инвестиций и их формы
1.2. Источники инвестиций
1.2.1. Внутренние источники инвестиций
1.2.2. Внешние источники инвестиций

Глава 2. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.1. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.2. Переход к инвестиционной активности – новый этап в развитии
предпринимательства
2.3. Финансовые базы развития инвестиционной деятельности
2.4. Страхование инвестиционных рисков

Глава 3. Инвестиционная ситуация в РФ
3.1. Анализ инвестиционной ситуации в целом
3.2. Анализ инвестиционной ситуации по регионам страны
3.2.1. Результаты рейтинга регионов
3.2.2. Слагаемые инвестиционного климата
3.2.3. Динамика рейтинга регионов
3.2.4. Реальная инвестиционная активность
Глава 4. Методология оценки инвестиций
4.1. Роль экономической оценки инвестиций
4.2. Основные методы оценки инвестиций
4.3. Динамические методы в инвестиционном проектировании

Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

инвестиций.   Нет   необходимости   говорить   о   важности    долгосрочных

кредитов  для  развития  производства  в России,   которое   находится    в

 катастрофическом   состоянии. Долгосрочные  банковские  кредиты  в  первую

очередь направлены на решение  стратегических  целей   в   экономике.   Они

способствуют  постепенному  увеличению  производства  и,   как   следствие,

общему подъему экономики  страны.   Такие   кредиты  могли   бы  выдаваться

банками в первую очередь   на  решение  социальных  программ  под  гарантии

правительства,  однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях

инфляции.

 

 

      Средства  населения

 

      Привлечение  средств населения в  инвестиционную  сферу  путём  продажи

акций   приватизированных   предприятий   и    инвестиционных   фондов,    в

частности,    могло   бы   рассматриваться   не    только    как    источник

капиталовложений, но и как один из путей защиты личных  сбережений   граждан

от  инфляции.   Стимулировать   инвестиционную  активность  населения  можно

путем  установления в инвестиционных банках  более  высоких   по   сравнению

с  другими  банковскими учреждениями процентных ставок  по  личным  вкладам,

привлечение средств населения   на жилищное  строительство,   предоставление

гражданам,       участвующим       в       инвестировании       предприятия,

первоочередного права на приобретение его  продукции  по  заводской  цене  и

т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала  необходима  широкая

сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и  фондов,

 страховых компаний,  пенсионных фондов, строительных  обществ и  др.  Однако

важно по возможности обеспечить  защиту тем,    кто готов  вкладывать   свои

деньги в фондовые ценности, установив строгий  государственный  контроль  за

предприятиями,     претендующими     на привлечение средств населения.

      Основным  фактором,  влияющим  на  состояние  внутренних  возможностей

финансирования    капиталовложений,     является     финансово-экономическая

нестабильность. Тем не  менее  недостаточность  внутреннего  инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

 

 

      1.2.2. Внешние  источники инвестиций

 

 

      Иностранные  инвестиции в России

 

      В Российской  Федерации инвестиции могут осуществляться  путем:

-  создания   предприятий   с   долевым   участием   иностранного  капитала

(совместных предприятий);

- создания  предприятий,  полностью  принадлежащих  иностранным  инвесторам,

их филиалов и представительств;

- приобретения  иностранным   инвестором   в   собственность   предприятий,

имущественных  комплексов,     зданий,    сооружений,    долей   участии   в

предприятиях,  акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение  прав  пользования  землей  и  иными  природными  ресурсами,

а также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов,   кредитов,   имущества  и  имущественных  прав  и

т.п.

      Проблема    состоит     в    стимулировании    эффективного    притока

иностранного капитала.  В этой связи  встает  два  вопроса:   во-первых,  в

какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и  в

каких формах следует в первую очередь его привлекать.  Иностранный  капитал

может   привлекаться   в   форме частных зарубежных инвестиций -  прямых  и

портфельных,  а  также  в  форме   кредитов   и   займов.    Под    прямыми

инвестициями  принято  понимать  капитальные  вложения  в  реальные  активы

(производство) в  других   странах,   в   управлении   которыми   участвует

инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми,  если   иностранный  инвестор

владеет не менее чем 25% акций предприятия,  или  их  контрольным  пакетом,

величина  которого  может  варьироваться  в  достаточно широких пределах  в

зависимости  от распределения  акций  среди акционеров.

      Прямые  зарубежный  инвестиции -  это  нечто   большее,   чем  простое

финансирование капиталовложений  в  экономику,   хотя  само  по   себе   это

крайне  необходимо   России.   Прямые   зарубежные  инвестиции  представляют

также способ повышения производительности и технического  уровня  российских

предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная  компания  приносит

с собой новые технологии, новые способы  организации—производства  и  прямой

выход на мировой рынок.

 

      Отток капитала

      Рассмотрев  в первую очередь инвестиции/  приходящие из-за рубежа,   мы

можем  сказать  и  о  том,  какие  средства  уходят нелегально за рубеж.  За

последние     годы    в     России     сложился   слой     предприятий     и

предпринимателей,    накопивших    крупные  капиталы.  Из-за  неустойчивости

экономического  положения  в   стране   большие   средства   переводятся   в

конвертируемую валюту  и  оседают  в  западных   банках.   Можно   было   бы

ожидать,   что   с   окончанием  коммунистической    эры    Россия    станет

обращаться  к  зарубежным кредиторам для финансирования  крупных  инвестиций

по мере того, как страна перестраивается  под  действием  рыночных  сил.  На

этом основании  было  бы  резонно  предположить,  что  в  России   возникнет

дефицит текущего платежного баланса   (когда  уровень  инвестиций  превышает

уровень сбережений). Однако этого не происходит.  Отток  денежных   ресурсов

(потенциальных  инвестиций)   из   России   в  несколько  раз  превышает  их

приток. Как не парадоксально, но  в  течение   1993   года   Россия   выдала

больше  кредитов  зарубежным заемщикам, чем заняла  сама.  Активное   сальдо

текущего платежного баланса России (когда страна является  нетто-экспортером

капитала, т.е.  граждане  ссужают  больше  денег,  чем занимают)   составило

порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный  "голод"  в  стране,

ведет  к  дальнейшему  ослаблению  национальной  валюты.  Мотивация   оттока

капиталов   -   ощущение   российскими   бизнесменами    политической      и

экономической   нестабильности   в   России. Значительная часть  накопленных

российскими  бизнесменами  средств  под  влиянием  страха  перед   возможным

социальным взрывом в силу  инфляции  и  непрерывного  падения  курса  рубля,

боязни  денежной  реформы  переправляется   ими   в   западные   банки   или

используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

      Многие в  российских деловых кругах  чувствуют,  что  экономика  России

слишком  нестабильна  для  осуществления  долгосрочных  инвестиций.  Поэтому

и предприятия используют свои сбережения  не  на    капиталовложения  внутри

страны,  а на выдачу кредитов за рубеж.  Компании-экспортеры,  как  правило,

хранят свою прибыль на счетах  в   зарубежных  банках вместо  того,    чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот  процесс,

известный как утечка капитала, очень часто носит  противозаконный  характер.

И все же,  несмотря  на  ее  противозаконность,   утечка  капитала   находит

логичное  экономическое  оправдание:  гораздо надежнее  помещать  капитал  в

лондонский  банк,  чем  в  российскую   экономику.       Именно      поэтому

предприятия     предпочитают  предоставлять  кредиты  иностранцам   (помещая

деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

      Основные  источники  оттока  капиталов  могут  быть  как  легитимными,

так   и   нелегитимными.   К   числу   легитимных    источников    относятся

санкционированные   инвестиции   в  экономику других стран в форме  создания

совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы  оттока  валюты  не

поддаются   точному   измерению,   поскольку    финансовая       статистика,

естественно,     учитывает  только      их   легальную   часть.   Отток    в

крупных  масштабах иностранной валюты за  пределы  России   побудил   власть

принять  организационно-правовые   меры   по   ужесточением   контроля    за

возвращением  валютной  выручки  на  территорию  страны.  Для  того,   чтобы

российские  фирмы  не  боялись  инвестировать  средства  в  экономику  своей

страны, необходимо  создать  условия  для  снижения  инвестиционного  риска.

Степень  риска  может  быть  уменьшена  за   счет     снижения     инфляции,

принятия    четкого    экономического   законодательства,   основанного   на

рыночных потенциалах.

 

 

                                   Глава 2

               ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ  СФЕРЕ

 

 

      2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ

 

      Если  основные  принципы   государственной   инвестиционной   политики

сформулированы и получили правовое оформление, то ситуация с воплощением  их

такова, что, скорее, можно говорить об отсутствии на практике  ощутимой  для

предпринимателей  политики  государства  в   области   инвестиций,   чем   о

проведении ее в жизнь.

      "Комплексная  программа  стимулирования  отечественных  и  иностранных

инвестиций  в  экономику  России".  Эта   программа   является   программным

документом, определяющим направления деятельности  правительства  по  выходу

из инвестиционного кризиса и созданию условий  для  активной  инвестиционной

деятельности.

      Программа  в целом отвечает требованиям  системности  при  формировании

государственной  политики  по  стимулированию  инвестиций,  хотя   и   носит

несколько  общий  характер.  Она  характеризует   сложившуюся   ситуацию   в

инвестиционной  сфере,  предпосылки  роста  инвестиций  и   задачи   по   их

стимулированию,  пути  создания  благоприятного   инвестиционного   климата,

направления   государственной   поддержки    инвестиционной    деятельности,

организационно-правовые  условия  инвестирования.   Важно   также,   что   в

программе выделен специальный раздел  по  снижению  транзакционных  издержек

инвесторов, не  относящихся  к  прямым  затратам  на  реализацию  конкретных

проектов. В этой связи особое значение приобретают  развитие  информационной

инфраструктуры  инвестиционного  рынка,  регулирование  тарифов  на   услуги

монополий, защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

      Мероприятия  программы  были   ориентированы   на   повышение   объема

капитальных  вложений  в  экономику   России   за   счет   всех   источников

финансирования уже в 1996 г. на 4% и в 1997 г. -  на  7%,  в  том  числе  на

увеличение  доли  государственных  инвестиций  до  3%  валового  внутреннего

продукта. При этом средства в объеме 0,5%  ВВП  намечалось  использовать  на

конкурсной   основе   для   оказания   государственной   поддержки   частным

инвесторам.

      Практическая  ценность программы состоит, в  частности, в содержащемся в

ней конкретном  плане  мероприятий  по  правовому  обеспечению  эффективного

инвестиционного  процесса  от  основополагающих  законодательных  актов   до

инструкций и методических рекомендаций.

      Ход  реализации  программы  нельзя  признать  удовлетворительным.  Это

относится как к срыву намеченных объемов финансирования  предусмотренных  ею

мероприятий, так и к своевременному принятию необходимых нормативных актов.

      Состояние  правового обеспечения инвестиционной  деятельности. Работа по

совершенствованию хозяйственного законодательства, в  том  числе  в  области

инвестиций, постоянно является одним из  ключевых  направлений  деятельности

правительства Российской Федерации.

      Центральной    правовой    проблемой    формирования    благоприятного

инвестиционного  климата  является  проблема  гарантий  прав  собственности,

особенно реального обеспечения прав  частной  собственности.  Соответственно

среди  основных  законодательных  препятствий  на  пути  иностранных,  да  и

отечественных инвестиций остается неурегулированность земельного  вопроса  и

прежде всего вопроса о частной собственности на землю.

      Притоку  иностранных  инвестиций  в  Россию  могло  бы  способствовать

формирование  правовой  среды,  аналогичной  правовой  среде,   принятой   в

экономически  развитых  странах.  Такая  среда  предполагает   использование

преимущественно частноправового  (или  гражданско-правового)  регулирования,

при котором принимающая сторона и иностранный инвестор выступают в  качестве

равноправных сторон в отношениях, основанных на договоре между ними.

      Важным   направлением   улучшения   юридической   основы   привлечения

иностранных инвестиций является также  подключение  России  к  международной

системе  правового  обеспечения  в  области   инвестиционной   деятельности.

Имеется в виду растущее число заключаемых межправительственных соглашений  о

взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединение к  международным

конвенциям, вступление в международные организации.

      Инвестиционная    деятельность    затрудняется     также     серьезной

Информация о работе Государственная политика в инвестиционной сфере