Государственная политика в инвестиционной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

В задачу данной
работы входит также и исследование источников инвестиций, их
перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же
данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата
в России и его активизации на основе существующих тенденций его
развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо
выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их
устранения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Сущность инвестиций и их экономическое значение
1.1. Сущность инвестиций и их формы
1.2. Источники инвестиций
1.2.1. Внутренние источники инвестиций
1.2.2. Внешние источники инвестиций

Глава 2. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.1. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.2. Переход к инвестиционной активности – новый этап в развитии
предпринимательства
2.3. Финансовые базы развития инвестиционной деятельности
2.4. Страхование инвестиционных рисков

Глава 3. Инвестиционная ситуация в РФ
3.1. Анализ инвестиционной ситуации в целом
3.2. Анализ инвестиционной ситуации по регионам страны
3.2.1. Результаты рейтинга регионов
3.2.2. Слагаемые инвестиционного климата
3.2.3. Динамика рейтинга регионов
3.2.4. Реальная инвестиционная активность
Глава 4. Методология оценки инвестиций
4.1. Роль экономической оценки инвестиций
4.2. Основные методы оценки инвестиций
4.3. Динамические методы в инвестиционном проектировании

Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

континентах. В США к началу 90-х гг.  он  достиг  30  млрд  долл.  В  Европе

создана Европейская ассоциация венчурного капитала.

      В настоящее  время возросла активность в  области поддержки  российского

венчурного бизнеса со стороны зарубежных фондов. Завершается создание  сети

из 11 региональных венчурных фондов, каждый из  которых  будет  располагать

капиталом в 50 млн долл. Она формируется по решению токийской встречи  глав

"большой семерки". С  участием ЕБРР,  Международной  финансовой  корпорации,

финансовых  учреждений  Великобритании,  Германии,  США  создан  Российский

инвестиционный фонд Фрэмлингтона, венчурный капитал которого составляет  65

млн долл.

      Но об  успешном старте деятельности  этих  фондов  говорить  еще  рано.

Главное   препятствие   состоит    в    неготовности    российских'партнеров

использовать  новые  возможности.  Для  развития  сети   венчурных   фондов,

ориентированных на  малые  инвестиционные  предприятия,  важно  использовать

возможности системы фондов поддержки малого предпринимательства.

 

 

      2.4. СТРАХОВАНИЕ  ИНВЕСТИЦИОННЫХ РИСКОВ

 

      Исключительно  высокие и разнообразные риски, сопутствующие современным

инвестициям  в  России,  служат  одной  из   важнейших   причин   торможения

инвестиционной  деятельности.  Существенное  значение  имела  неустойчивость

политической  ситуации,  не  дававшая  гарантии,  что  не  будет   проведена

национализация частной собственности и изменен  курс  на  развитие  рыночной

экономики. Риск политической нестабильности  особенно  тяжел,  поскольку  не

подлежит страхованию, а государственными гарантиями  на  обширных  просторах

страны не запасешься, не говоря уже о крайне  ограниченных  возможностях  их

предоставления.  Есть  надежда,  что  итоги   президентских   выборов   дают

основания для сокращения политических рисков.

      Повышенные  риски связаны также с неустойчивостью  экономического и, как

следствие, социального положения  страны.  Влияние  этого  фактора  остается

значительным, хотя постепенно складываются условия для его ослабления.

      При прямом  финансировании инвестиций  финансовыми  компаниями,  в  том

числе посредством покупки акций предприятий, инвестор получает  определенную

гарантию всей собственностью должника. Банки, стремясь усилить  защищенность

своих кредитов, все в  большей  мере  переходят  на  залоговые  кредиты  или

кредиты под гарантию. Однако, как известно, до сир пор долгосрочные  кредиты

под   новое   строительство,   реконструкцию   и    серьезное    техническое

переоснащение   производства   весьма   ограничены    и    даются    нередко

непосредственно    органам     управления     (областным     администрациям,

правительствам  крупных  городов  и  т.  п.)  или  под  их   поручительство.

Непосредственно производственно-хозяйственным  организациям  получить  такой

кредит практически невозможно.

      Одним  из  решающих  условий  преодоления   сопротивления   инвесторов

долгосрочному кредитованию  является  обеспечение  перераспределения  рисков

возврата выданных кредитов. При этом особую актуальность приобретают:

      -  обеспечение  расчетного  эффекта  кредитуемого   мероприятия,   что

предполагает усиление контроля  за  оценкой  коммерческой  привлекательности

проекта и реальным исполнением предусмотренных расчетами показателей;

      - учет вероятности  возникновения риска и оценка  ущерба, который  может

получить  кредитуемый   объект   в   случае   непредвиденных   изменений   в

макроэкономической  или  политической  ситуации,  в  случае  просчетов   или

различного   рода   аварий,   связанных   со   стихийными   бедствиями   или

неисполнением обязательств со стороны  партнера  (удлинение  срока  освоения

капитальных вложений,  непредусмотренное удорожание объекта и т. п.).

      Перечисленные  виды рисков должны быть  распределены  между  должником,

кредитором  и  страховыми   организациями,   принимающими   на   себя   роль

посредника.  В  случае  финансирования  крупного   проекта   к   страхованию

подключаются  не   только   организации   первичного   страхования,   но   и

перестраховочные компании. Именно  этим  определяется,  что  бум  страхового

дела в разных странах непосредственно связан со стабилизацией  и  оживлением

экономики, в первую очередь с активизацией инвестиционного процесса.

      В России  частное страховое дело,  с  одной  стороны,  получает  сейчас

весьма  бурное  развитие,  с  другой  -  переживает  сложные   времена.   Не

исключено, в частности,  банкротство  немалого  числа  возникших  на  первой

волне недостаточно крепких страховых компаний.

      Несмотря   на   сложные   условия,   повышение   роли   страховых    и

перестраховочных организаций в ослаблении последствий инвестиционных  рисков

состоит прежде всего в следующем.

      • Расширение  сфер страхования гражданской  ответственности организаций,

в том числе при осуществлении инвестиционного процесса:  страхование  риска,

возникающего  при  изменении  условий  реализации  проекта  и  снижении  его

эффективности, удлинении сроков реализации проекта,  аварий  или  несчастных

случаев.

      •  Распределение  риска  при  инвестировании  крупных  проектов  между

страховыми компаниями через механизм перестрахования.

      •  Рационализация  порядка  распределения   страховой   премии   между

страховыми  организациями  и  участниками  процесса  страхования  в   пользу

страховых  организаций,   которые   могут   направлять   эти   средства   на

финансирование мероприятий, минимизирующих риск  при  осуществлении  будущих

вложений в определенных сферах. Например, страхование  грузов,  транспортных

средств и т. д. часто связано с плохим механическим  состоянием  технической

базы перевозок (дорог,  подвижного  состава,  неразвитость  инфраструктуры).

Страховые компании нередко заинтересованы  вложить  собственные  средства  в

мероприятия, минимизирующие возникновение риска в  будущем.  Самостоятельное

значение имеет объединение усилий страховых организаций по реализации  таких

мероприятий, что может быть успешным  только  при  привлечении  общественных

организаций-страховщиков  -  Всероссийского  союза  страховщиков,   Комитета

Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по страховой деятельности и т. п.

      Первоочередными  направлениями  совместной  работы  страховщиков  может

быть:

      - расширение  работ  по  созданию  программных  продуктов  по  надежной

оценке коммерческой привлекательности инвестиционных проектов  применительно

к отдельным отраслям и регионам;

      - дальнейшая  разработка методик оценки  вероятности  риска  реализации

различного рода проектов и методик расчета сумм возникающего ущерба;

      - дальнейшая  рационализация порядка и  условий  заключения  страхового

договора с изменением величины и  порядка  распределения  страховых  премий,

введения  элемента  гарантий  и  поручительства  в   страховых   отношениях,

существенного расширения границ перестрахования.

      Такие   мероприятия   нередко   связаны   с   изменениями    структуры

производственно-хозяйственных  объектов,  в  первую  очередь   с   созданием

зависимых  и  дочерних  компаний,  холдинговых   образований   и   развитием

инфраструктуры страховой деятельности.

      Важное место  в  защите  инвестора  должны  занять  механизм  залоговых

кредитов  и  механизм  признания  производственно-хозяйственных  организаций

банкротами. Эти условия повышения защищенности инвесторов проверены  мировой

практикой  ив  некоторых  регионах  России,  прежде  всего  в  Нижегородской

Области.

 

 

                                   Глава 3

               ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

 

   3.1. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  СИТУАЦИИ В ЦЕЛОМ

 

      Со  времени  распада  СССР  для  каждого  из  российских  правительств

словосочетание «рост инвестиций» было синонимом понятию «выход из  кризиса».

Однако все эти годы объемы инвестиций постоянно падали, причем еще  быстрее,

чем объемы производства. Более того, инвестиции продолжали снижаться даже  в

благополучном 1997 году.

      Тогда правительство  взяло на вооружение идею роста  за счет мобилизации

простаивающих мощностей, то есть при минимуме инвестиций. Этой же  стратегии

придерживается и нынешний кабинет. В результате сегодня на  капиталовложения

направляется в два раза меньшая доля ВВП, чем в началe  90-х  годов,—  всего

15%.

      Вообще-то, у многих развитых стран —  например,  США,  Великобритании,

Канады, Франции или Швеции — эта пропорция  примерно  такая  же  (инвестиции

составляют 15-18% ВВП.) Разница только в том, что там уже построены  хорошие

дороги, сети коммуникаций.  В  развитых  странах  возведено  гораздо  больше

жилья, офисов, заводов с самым современным оборудованием.  Словом,  они  уже

«вкачали»  в  свою  экономику  огромные  средства,  создав  необходимую  для

благополучного  развития  инфраструктуру.  И  теперь   для   поступательного

движения их экономике требуется  меньше  инвестиционного  топлива,  чем  для

разгона  —  нашей.  Те  же  государства,  которые  поставили   себе   задачу

"разогнаться"  -  достичь  более  высокого  уровня  развития,  расходуют  на

инвестиции (читай: на накопление экономического потенциала) гораздо  большую

долю валового продукта. До недавнего времени в Китае, Малайзии, Таиланде  на

инвестиции направлялось больше 40% ВВП; в Южной Корее  и  Гонконге  —  более

35%; в Японии и Индонезии  — около  30%.  Впрочем,  необязательно  сравнивать

Россию с азиатскими странами, чья экономика от такого  инвестиционного  бума

«перегрелась», что отчасти и привело ее к кризису. Есть  и  более  умеренные

и, главное, близкие нам  примеры  —  скажем,  бывшие  соцстраны.  Успехов  в

преодолении кризиса добились  те  из  них,  которые  больше  расходовали  на

инвестиции. Так. в Венгрии на это уходило 22-24% ВВП, в Эстонии — 26-28%.

      А нынешние  инвестиционные пропорции не  только не  обеспечивают  России

необходимого  развития  —  при  таких  инвестиционных   показателях   страна

обречена  сползать  вниз  в   мировой   экономической   иерархии.   Придется

постепенно  демонтировать  более  или  менее  высокотехнологичные   отрасли.

Скажем, столь разнообразный по выпускаемой продукции  авиационно-космический

комплекс  могут  себе  позволить  лишь  считанные  крупнейшие  экономики   с

огромным объемом инвестиций и производства — США, Европейский Союз,  отчасти

Япония. Между тем все инвестиции российской  экономики  (около  $20  млрд  в

год) немногим превосходят бюджет  американского  авиакосмического  агентства

NASA.

      Лучший индикатор  инвестиционного климата — иностранный  капитал. Россия

— в целом самая богатая естественными ресурсами страна мира - привлекала из-

за рубежа меньше инвестиций, чем, допустим, маленькая и  лишенная  природных

богатств Венгрия. Единственное, что до недавнего  времени  могло  соблазнить

инвесторов,— это шанс относительно быстро получить сверхвысокую  доходность.

Недаром большая часть инвестиций в России не доставалась реальному  сектору,

а направлялась в российские ценные бумаги, главным  образом  государственные

облигации. После августовского обвала фондового рынка  российская  экономика

потеряла своих основных инвесторов — тех, кто был готов сыграть  в  «русскую

финансовую рулетку».

      Сегодня  с инвестициями в России сложилась  парадоксальная ситуация: они

продолжают снижаться при  огромном  избытке  свободных  денег.  На  руках  у

населения, по разным оценкам,  находится  $30-50  млрд  неработающих  денег.

Остатки на корреспондентских счетах банков сегодня составляют около 30  млрд

рублей. Кроме того, минимум  20  млрд  рублей  банки  вынуждены  держать  на

депозитах в ЦБ. За неимением альтернативы они соглашаются  на  18%  годовых,

которые даже не компенсируют инфляцию. А «Сбербанк»,  по  некоторым  данным,

аккумулирует 120 млрд рублей 'вкладов  населения.  Эти  деньги  в  экономике

сегодня тоже практически не работают.

      Правительство  хочет  поддержать  инвестиции,   но   не   знает   как.

Принципиально решен вопрос лишь с государственными инвестициями.  Их  основу

составит так  называемый  бюджет  развития,  из  которого  предусматривается

выдать 20,8 млрд  рублей  «живых»  денег  и  50  млрд  рублей  гарантий  под

коммерческие кредиты. Правда, пока это лишь  планы.  Ведь  деньги  надо  еще

собрать — эти часть будущих поступлений в госбюджет. Еще хуже  обстоит  дело

с гарантиями: кто поверит гарантиям государства, неоднократно  обманывавшего

своих кредиторов? Да и управлять сбором  и  расходованием  бюджета  развития

пока некому: так  называемый  Российский  банк  развития  все  еще  остается

проектом в нескольких вариантах.

      Впрочем, даже  если эти трудности удастся  решить и в этом  году  бюджет

развития будет реальным (в предыдущие годы он  существовал  главным  образом

Информация о работе Государственная политика в инвестиционной сфере