Государственная политика в инвестиционной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

В задачу данной
работы входит также и исследование источников инвестиций, их
перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же
данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата
в России и его активизации на основе существующих тенденций его
развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо
выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их
устранения.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Сущность инвестиций и их экономическое значение
1.1. Сущность инвестиций и их формы
1.2. Источники инвестиций
1.2.1. Внутренние источники инвестиций
1.2.2. Внешние источники инвестиций

Глава 2. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.1. Государственная политика в инвестиционной сфере
2.2. Переход к инвестиционной активности – новый этап в развитии
предпринимательства
2.3. Финансовые базы развития инвестиционной деятельности
2.4. Страхование инвестиционных рисков

Глава 3. Инвестиционная ситуация в РФ
3.1. Анализ инвестиционной ситуации в целом
3.2. Анализ инвестиционной ситуации по регионам страны
3.2.1. Результаты рейтинга регионов
3.2.2. Слагаемые инвестиционного климата
3.2.3. Динамика рейтинга регионов
3.2.4. Реальная инвестиционная активность
Глава 4. Методология оценки инвестиций
4.1. Роль экономической оценки инвестиций
4.2. Основные методы оценки инвестиций
4.3. Динамические методы в инвестиционном проектировании

Заключение

5. Список литературы

Файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 97.40 Кб (Скачать файл)

несогласованностью правовых подходов к  регулированию  этой  сферы,  которая

имеется в законодательствах субъектов Российской Федерации. Как и  в  других

областях, здесь господствует обилие нормативных  актов  на  уровне  ведомств

при   отсутствии   какой-либо   координации   даже   в   целях   обеспечения

единообразной юридической техники, не говоря уже о содержании.

      Государственная   политика    стимулирования    частных    инвестиций.

"Комплексная   программа   стимулирования   отечественных   и    иностранных

инвестиций   в   экономику   РФ"   сориентирована   на    увеличение    доли

государственных инвестиций с 1,5 до  3%  от  ВВП,  из  которых  на  развитие

социальной сферы предназначено около 60-70%, а  производственной  сферы  30-

40% средств.  Причем  прямое  государственное  финансирование  социальных  и

производственных  объектов  планируется  в  основном  в  случаях,  когда  их

значение для страны можно отнести к чрезвычайному.

      В  наше  время  вероятнее  ожидать  ухудшения   ситуации   с   прямыми

государственными инвестициями по сравнению с  прошлой.  Об  этом  говорит  и

фактический провал государственной  инвестиционной  программы  за  последние

годы.

      Когда  не  хватает  денег,  особое  значение  приобретает  расстановка

приоритетов. С одной стороны, понятно стремление сейчас, в условиях широкой

бедности, задержек заработной платы,  финансовой  подорванности  социальной

сферы,  выдвигать  на  одно  из  ведущих  мест  в  государственном  бюджете

социальный приоритет.  Но,  с  другой  стороны,  невозможно  сколько-нибудь

заметно укрепить социальную сферу в условиях спада без роста  производства,

создающего устойчивую базу для увеличения бюджетных доходов. Поэтому и  для

самой социальной сферы будет более перспективным  вложить  сейчас  средства

прежде всего  в  стимулирование  инвестиций,  обеспечивающих  экономический

рост.

      Иными  словами,  выдвижение  финансирования  бюджетных   расходов   на

стимулирование частных инвестиций в качестве первого приоритета  помогло  бы

на деле реализовать роль государства по активизации  капиталовложений  и  по

переходу к экономическому росту в самый ответственный для этого период.

      Государственная  структурная и промышленная  политика.  Государственная

структурная и промышленная политика как целостное  явление  также  в  стране

отсутствует. В лучшем случае встречаются лишь отдельные фрагменты ее в  виде

пока еще недостаточно последовательной  поддержки  жилищного  строительства,

малого   бизнеса,   отдельных   финансово-промышленных   групп,    некоторых

конверсионных мероприятий и т.п.

      Ведется  также разработка программы поддержки  национальной  технической

базы,  направленной  прежде  всего  на  сохранение  и  развитие  критических

технологий, упускать которые недопустимо.

      Создание  перспективного инвестиционного  задела. Инновационная и научно-

техническая   политика.   Одним   из   кардинальных   вопросов   структурной

перестройки отечественной экономики и повышения  ее  эффективности  является

целенаправленное технологическое  перевооружение  народного  хозяйства,  его

переориентация на выпуск качественной  современной  продукции.  Решить  этот

вопрос без активизации деятельности научно-технической и инновационной  сфер

невозможно. Их же состояние к настоящему времени иначе как  катастрофическим

назвать нельзя. Эта  ситуация  явилась  следствием  отсутствия  обоснованной

научно-технической  политики,  недостаточного  объема  выделяемых  ресурсов,

невысокого темпа проведения институциональных преобразований и т.д.

      Российские  государственные   органы   должны   в   кратчайшие   сроки

предпринять чрезвычайные меры по спасению научного  потенциала  страны.  При

этом необходимо отдавать  отчет  в  том,  что  в  России  нет  другой  силы,

способной решить эту задачу, и вряд ли она появится в ближайшие  годы.  Если

же сфера исследований и разработок будет  разрушена,  то  страна  не  только

потеряет наукоемкие отрасли, но  и  не  сможет  создать  конкурентоспособные

обрабатывающие производства.

      Особенно   важно   при   утверждении   рыночной   экономики    создать

инновационную сферу, которая традиционно недооценивалась в СССР, а  затем  и

в России. Инновационная сфера является тем инструментом, с помощью  которого

осуществляется   согласованное   взаимодействие   научной,   технической   и

промышленной политики. Целями инновационной  политики  являются  обеспечение

конкурентных  преимуществ  в  новой  продукции   и   ключевых   технологиях,

повышение эффективности экономики в целом. Мировой  опыт  свидетельствует  о

том, что в инновационной сфере успеха добиваются структуры, базирующиеся  на

предпринимательской модели поведения.

      Несмотря  на быстрый рост инновационной  сферы, она также сталкивается  с

серьезными трудностями. Главные из них заключаются в  отсутствии  спроса  со

стороны промышленности на новые  продукты  и  технологии.  При  стагнирующей

промышленности рассчитывать на быстрое оживление в  инновационной  сфере  не

приходится.  Однако  было   бы   недальновидно   запаздывать   с   созданием

национальной   инновационной   системы,   имея   в   виду    соответствующую

законодательную  базу,  систему  льгот,  формы  государственной   поддержки,

информационную инфраструктуру и многое другое.

 

 

      2.2. ПЕРЕХОД  К ИНВЕСТИЦИОННОЙ  АКТИВНОСТИ  –  НОВЫЙ  ЭТАП  В  РАЗВИТИИ

      ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

      При  всей   важности   государственной   инвестиционной   политики   и

государственной поддержки они  не  смогут  оказать,  особенно  при  нынешнем

дефиците средств, не только определяющего, но  и  существенного  воздействия

на  динамику  инвестиций.  Главным  каналом  государственного   влияния   на

инвестиции  остается  формирование  более   благоприятного   инвестиционного

климата.

      Если от  политики государства зависит  создание  системы  предпосылок  и

возможностей для инвестиционной активности, то нет другой  социальной  силы,

способной  стать   двигателем   использования   этих   возможностей,   кроме

предпринимательства.    Только    предприниматели,    заинтересованные     в

инициативной и эффективной деятельности,  рискующие  собственным  капиталом,

могут на деле повернуть производство на путь удовлетворения спроса,  создать

стимулы к производительному труду, обеспечив его достойную оплату,  наладить

современную   организацию   труда   и   управления,   реализовать    высокую

эффективность и быструю окупаемость инвестиций. Поэтому  вопрос  о  создании

условий для нового инвестиционного витка и о принятии  практических  мер  по

эффективному инвестированию касается предпринимательства  не  в  меньшей,  а

вероятно, в большей степени, чем государство.

      Однако приходится  признать, что готовность широких  предпринимательских

кругов к переходу к инвестиционному  этапу  развития  российской  экономики

остается  совершенно  недостаточной,  что  объясняется,  с  одной  стороны,

инерцией  прошлого,  с  другой  -  слабой  пока  еще  приспособленностью  к

требованиям будущего.

      Инерция  прошлого  проявляется  прежде  всего  в  массовом  сохранении

иждивенческой психологии, порождающей  инфантильность,  сковывающей  желание

или  прикрывающей  неумение  перестраивать  производство  в  соответствии  с

потребностью  рынка,  избавляющей  от  чувства  высокой  ответственности  за

результаты собственной деятельности, приводящей к ослаблению, а подчас  и  к

исчезновению делового патриотизма.

      Слабая приспособленность  к требованиям будущего обусловлена  низкой еще

инвестиционной, а также общей деловой и управленческой культурой в  широких

предпринимательских  кругах.  Переход  от  коротких  и   легких   денег   и

преимущественного посредничества к производству и инвестированию для многих

означает глубокую  психологическую  ломку  и  принципиальное,  качественное

изменение  характера  деятельности,  что   легко   не   дается.   Это   уже

почувствовали многие банки и  предприниматели  других  экономических  сфер.

Поэтому воспитание, "выращивание" современного цивилизованного  российского

предпринимателя становится центральной проблемой,  от  которой  в  решающей

мере  зависят  успехи  страны  на  пути  преодоления  спада  и  перехода  к

инвестиционной активности и экономическому росту.

 

 

      2.3. ФИНАНСОВАЯ  БАЗА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

      Инвестиционная  деятельность  банков.  В  настоящее  время  в  условиях

известной  ограниченности  источников  бюджетного  финансирования,  с  одной

стороны, и значительной потребностью российских предприятий в средствах  для

финансирования инвестиционных программ проектов, с другой - на  коммерческие

банки возлагаются  особые  надежды  и  предъявляются  особые  требования  по

поддержке  инвестиционных  проектов.  В  то   же   время   сами   российские

коммерческие банки, будучи универсальными и достаточно  молодыми  кредитными

учреждениями (для российской  финансовой  системы  не  характерно  выделение

специальных инвестиционных банков), в ряде случаев встречаются с  достаточно

серьезными проблемами при принятии  решения  об  участии  (в  той  или  иной

форме) в финансировании инвестиционных проектов.

      Существенное  значение  при  этом  имеют  как   объективные   особенно

российских  банков  (в  том  числе  по  сравнению  с  западными  финансовыми

институтами), так и особенности  сегодняшней  экономической  и  политической

ситуации в  стране.  Наиболее  существенные  особенности  российских  банков

состоят в следующем:

      - сравнительно  небольшой размер собственного  капитала;

      - низкий  удельный вес собственного капитала  в активах;

      - преобладание  краткосрочных пассивов;

      - низкая  доля депозитов в пассивах;

      -  высокая  доля  остатков  по  счетам  предприятий  и  организаций  в

пассивах;

      - несовпадение  структуры пассивов и активов;

      - острота  проблемы ликвидности активов  и др.

      Так,  только  у  12%  российских  банков  капитальная  база   отвечает

международным стандартам, в то время как только крупные и  устойчивые  банки

могут выдержать длительное омертвление значительной части своих активов  при

производственном инвестировании.

      Увеличение  доли долгосрочных кредитов в  определенной мере сдерживается

особенностью структуры пассивов: собственные  средства  банков  относительно

невелики,  а  привлекаемые  средства  имеют   в   основном   кратковременный

характер. Осложняет  ситуацию  и  противоречия  между  ставками  процента  и

рисками  предоставления  ссуд.  В  мировой  практике  долгосрочные   кредиты

считаются наиболее надежными и соответственно ставка процента по  ним  ниже.

В наших  условиях,  напротив,  долгосрочные  кредиты  относятся  к  наиболее

рискованным, ставка же по ним  остается  более  низкой  прежде  всего  ввиду

ограниченности финансовых возможностей предприятий.

      Положение  российской  банковской  системы  усугубляется  еще  и  таким

характерным  для  нее  явлением,  как  недостаток  собственного  капитала  и

отсутствие достаточных резервов под возросшие кредитные риски  у  российских

коммерческих банков. По западным стандартам, минимальным соотношением  между

капиталом и  размерами  активов,  взвешенных  по  рискам,  считается  8%.  В

российском  банковском  секторе   этот   показатель   согласно   официальной

статистике находится на уровне 4,3%,  и  это,  наверное,  завышено  в  1,5-2

раза.

      В последнее  время серьезное влияние на  деятельность многих  российских

коммерческих банков начинают оказывать такие факторы, как:

      - снижение  доходности активов банка;

      - низкие  качество и диверсификация кредитного  портфеля;

    - отсутствие межрегиональных  или национальных сетей и риск  отставания от

      других быстро  растущих банков;

    - дефицит знаний  и опыта руководства, а также  хорошо обученных кадров.

 

      Другой  серьезной  проблемой  является  проблема   резервирования.   В

настоящее   время   требования   Центрального   банка   по    обязательному

резервированию в значительной мере превосходят требования по резервированию

на западных банковских рынках (до  20%  России  по  сравнению  с  0%-1%  на

Западе). С одной стороны, необходимо признать,  что  более  высокие  ставки

резервирования в России являются вынужденной  мерой,  отражающей  начальный

этап становления российской банковской системы, с другой стороны, очевидно,

что финансовые возможности российских  банков  в  этом  случае  существенно

ограничиваются.

      Условия  повышения  инвестиционной  активности  коммерческих  банков  в

области инвестиционного кредитования следующие:

      • Снижение  ставки рефинансирования.

      • Снижение  доходности вложений в ГКО  и другие  государственные  ценные

Информация о работе Государственная политика в инвестиционной сфере