Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:24, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Необходимость государственного управления инвестиционными процессами, более того, даже сама возможность такого управления, еще совсем недавно в России принципиально категорически отвергалась. Однако, после неудачного опыта и весьма печальных результатов абсолютно «свободного рынка» похоже, не только отечественные юристы, экономисты, но и политики все настойчивее высказываются за регулируемый рынок и за вмешательство государства в экономику.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие инвестиций и их роль в развитии экономики………………….6
Экономическая сущность и виды инвестиций…………………………...6
Теория инвестиционной деятельности………………………………..…8
Глава 2. Государственная инвестиционная политика…………………………....12
2.1 Роль государства в инвестиционном процессе………………………….12
2.2 Особенности инвестиционной модели развития России…………….....13
Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений……………….16
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………
- денежные средства;
- целевые банковские вклады;
- паи, акции и другие ценные бумаги;
- технологии, машины, оборудование;
- лицензии, в том числе и на товарные знаки;
- кредиты;
- любое другое имущество или имущественные права;
- интеллектуальные ценности.
Таким образом, инвестиции представляют собой совокупность средств, реализуемых в формах долгосрочных вложений капитала в различные отрасли экономики. Исходя из данного определения различают инвестиции:
- финансовые — вложения капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги;
- реальные — долгосрочные вложения средств в отрасли, производящие средства производства (средства производства, обеспечивающие процесс строительства; оборудование, машины и другие основные материальные оборотные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства на действующих предприятиях и т. д.). Реальные инвестиции реализует инвестиционный комплекс, то есть совокупность отраслей народного хозяйства, производящих средства производства:
• для строительства;
• обеспечения действующих
предприятий основными и
- валовые — суммарные вложения, необходимые для возмещения и прироста основного капитала. Валовые инвестиции — это затраты на воспроизводство всех инвестиционных товаров, предназначенных как на замещение капитала (машин, оборудования, сооружений, сырья и т. д.), потребленного в ходе производства в текущем году, так и на прирост производительного капитала;
- чистые — валовые, за вычетом сумм амортизации основного капитала;
- частные, то есть профинансированные за счет собственных источников и за счет привлеченных источников (долгосрочных кредитов, эмиссии ценных бумаг);
- государственные — профинансированные за счет средств госбюджета.
В западной экономической литературе инвестиции делятся на:
- частные и государственные;
- финансовые и интеллектуальные;
- зарубежные и внутренние;
- производственные (включая
затраты на приобретение
- прямые и портфельные (косвенные).
Под прямыми инвестициями понимают, прежде всего, капиталовложения в создаваемые за рубежом предприятия. При этом различают масштабы акционерного участия иностранного партнера в инвестиционном проекте и объем всех инвестиционных средств.
Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:
- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
- граждане, предприятия,
предпринимательские
- иностранные физические и юридические лица;
- государства и международные организации;
- объединения инвесторов
для совместного
Инвестиционный потенциал — это совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.
Под инвестиционным проектом понимается программа вложения капитала с целью последующего получения доходов. В другом смысле, инвестиционный проект — это совокупность документов, регламентирующих разработку и реализацию такой программы в рамках инвестиционного цикла.
Инвестиционный цикл — период времени, в течение которого инвестор планирует отдачу от первоначально вложенного капитала. Весь период условно делится на три фазы развития инвестиционного проекта: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1 Роль государства в инвестиционном процессе
Роль государства в инвестиционной сфере экономики определяется целым рядом факторов, среди которых степень развития рыночных отношений, специфика экономической ситуации, характер поставленных задач национального развития и др.
Реализация основной цели
экономической политики на современном
этапе — перехода российской экономики
к устойчивому росту —
Проблемы в инвестиционной
сфере российской экономики в
существенной степени связаны с
ослаблением системы
При этом становится актуальной
необходимость взвешенного
Современный международный опыт свидетельствует о том, что на разработку инвестиционной политики воздействуют различные теоретические рекомендации, эффективность применения которых зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, различных факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, комплексности и последовательности предпринимаемых мер экономического регулирования.
Становление новой модели
инвестиционной деятельности, адекватной
рыночной системе хозяйствования, предполагает
замену централизованного
2.2 Особенности инвестиционной модели развития России
Новацией в смысле законодательного оформления процедур регулирования иностранных инвестиций в России явился Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 14 июля 1999 г. Представляя примерно ту же формулировку в отношении правового режима инвестиций, Закон имеет свою специфику в части востребованности включения сюда договорно-правовой практики России по заявленной проблематике. Так, Закон 1999 г. в ст. 3 предусматривает, что правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации кроме российских законов и правовых актов осуществляется также международными договорами Российской Федерации.
Под моделью инвестиционного развития понимается набор параметров, определяющих направления и характер капиталовложений. Среди таких параметров, прежде всего, - складывающееся сочетание макроэкономических (темпы роста ВВП, сбережений, инвестиций, экспорта и др.) и структурных (отраслевых, воспроизводственных, региональных) характеристик. Другая группа параметров связана с институциональной средой инвестирования, и в первую очередь с особенностями развития финансовых систем, источников финансирования инвестиций, механизмов межотраслевого и межрегионального перелива капитала. Наконец, третья группа параметров модели определяется сочетанием и относительной ролью различных субъектов инвестиционного процесса и принципов принятия решений.
Для российской инвестиционной модели характерно следующее.
- Норма сбережений практически
на протяжении всех
- После 1998 г. рост производства осуществлялся при стабильной норме накопления, что означало некапиталоемкий этап развития экономики. В оборот вовлекались незагруженные производственные мощности. Загрузка мощностей в промышленности выросла с 51% в 1998 г. до 68% в 2002 г. Дальнейшее увеличение загрузки все больше упирается в объективные ограничения -высокий уровень физического и морального износа производственного аппарата. В настоящее время загрузка производственных отраслей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, достигает 80% в экспортных отраслях и 90% в отраслях, работающих на внутренний рынок. В ближайшее время необходим переход к новой модели развития: не столько восстановление старых, сколько создание новых мощностей, привлечение новой квалифицированной рабочей силы.
Механизм инвестиционной модели развития предполагает ответ на вопрос, кто и на базе каких принципов принимает решения о капитальных вложениях. В России за двенадцать лет реформ произошел переход от государственно-ориентируемого к рыночно-ориентируемому механизму. Доля государственного сектора в инвестициях сократилась с 90% в 1990 г. до 26% в 2002 г. Государство в значительной мере ушло из инвестиционного процесса. Тем не менее, остается существенным (22%) удельный вес смешанной, переходной формы собственности с участием государства и частного капитала, что накладывает отпечаток неопределенности на механизм инвестиционного процесса. В то же время предпринимательский сектор оказался не в полной мере готовым взять на себя роль основного инвестора (вместо государства) из-за особенностей приватизации, незавершенности процесса формирования корпоративного сектора, отсутствия альтернативных источников финансирования инвестиций.
Специфика российской модели заключается в том, что формирование корпоративного сектора началось с сырьевых, наиболее рентабельных, но в то же время наиболее капиталоемких отраслей, создавая дефицит инвестиций в других секторах экономики. Постепенно, однако, этот процесс захватывает и обрабатывающую промышленность, о чем свидетельствуют данные, характеризующие укрепление позиций бизнеса в обрабатывающих отраслях. Так, рейтинг 200 крупнейших компаний России, опубликованный в конце 2002 г. журналом «Эксперт», зафиксировал, что из 49 новых компаний половина относится к машиностроению и пищевой промышленности. Среди них «Энергомашкорпорация» (55-е место), «Силовые машины» (59-е место), «Вимм-Билль-Данн» (33-е место).
Можно констатировать, что
отрасли ТЭКа, металлургии и во
многом химии почти завершили
формирование собственного корпоративного
сектора. Пищевая промышленность и
телекоммуникации в значительной мере
попали в цепочки иностранных
ТНК. Сельское хозяйство является объектом
экспансии отечественных
В результате этих процессов в российских компаниях заметно увеличился горизонт инвестиционного планирования. Еще в 1997 г. он составлял около 5 месяцев, а в 2002 г. - уже 1-2 года. В нефтегазовых компаниях он достиг в среднем 5 лет. А отдельные представители сырьевого бизнеса приняли десятилетние программы развития.
Глава 3. Задачи государства в области управления инвестиционным процессом. Социально – экономическая эффективность принятия решений.
Роль государства в
качестве субъекта регулирования инвестиционного
процесса видится двояко. Во-первых,
незавершенность процесса формирования
российского корпоративного сектора
предполагает активное участие государства
в усилиях по завершению этого
процесса с акцентом на формирование,
оптимизацию и структурную
Вторая область
Каждая нация, независимо
от идеологии, ставит во главу угла
своей экономической политики повышение
жизненного уровня населения. В современной
экономической теории это означает
достижение устойчивых темпов экономического
роста (ВВП) и повышение среднедушевого
уровня ВВП до мировых стандартов.
По общему мнению специалистов, это
невозможно сделать без адекватного
инвестиционного процесса, вызывающего,
с одной стороны, необходимые
инновационные изменения и
Информация о работе Государственное управление инвестиционным процессом