Государственные гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в проведение исследований в области государственных гарантий инвестиционной деятельности в России для выработки предложений по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
определить понятия инвестиции и инвестиционной деятельности РФ
оценить государственные гарантии инвестиционной деятельности Российской Федерации
выявить проблемы и пути совершенствования государственных гарантий в инвестиционной деятельности Российской Федерации

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность Российской Федерации…………………………………………………………………………51.1. Cущность инвестиций и инвестиционной деятельности ………….……...5
1.2. Основные этапы инвестиционной деятельности………………………….14
Виды государственных гарантий инвестиционной деятельности……..16
Глава 2. Оценка государственных гарантий инвестиционной деятельности Российской Федерации………………………………………………………….22
2.1. Динамика исполнения государственных гарантий в России…………….22
2.2.Формирование источников государственной поддержки………………...28
2.3. Государственные льготы инвестиционной деятельности………………..30
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственных гарантий в инвестиционной деятельности Российской Федерации………………………35
3.1. Проблемы государственных гарантий инвестиционной деятельности....35
3.2. Пути совершенствования государственных гарантий инвестиционной деятельности…………………………………………………………………......37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...44

Файлы: 1 файл

Курсовая Инвестиции.docx

— 361.33 Кб (Скачать файл)

Объем государственного долга  Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (График 3), причем темпами,  существенно превышающими темпы прироста государственного долга по ОФЗ.  Если в 2009  году на долю госгарантий приходилось около 8,6%  всех долговых обязательств Российской Федерации (График 4), то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы.  Как следствие,  объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (График 5).

График 3. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям, млрд. руб.

 

 

При этом уже в 2014 году сумма  прямых расходов федерального бюджета по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в связи с отсутствием у Российской Федерации прав требования к должникам, допустившим нарушение своих финансовых обязательств,  может достичь 57,5 млрд. руб.

График 4. Доля государственных гарантий Российской Федерации в общем

 

 

Учитывая изложенное,  представляется,  что в планируемом  периоде формирование и реализацию долговой политики необходимо осуществлять, исходя из того, что,  во-первых, интенсивные методы применения госгарантий себя исчерпали,  и,  во-вторых,  накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета. [25]

 

 

 

График 5. Объем исполнения государственных гарантий

 


 

 

2.2.Формирование источников государственной поддержки

 

 

Механизмом, включающим конкурсный рычаг, является принцип предоставления любых форм государственной поддержки тем и только тем проектам, которые будут отобраны по результатам конкурса.

Источниками обеспечения  государственных гарантий могут  быть:

  • средства областного бюджета;
  • недвижимость и другое имущество, являющееся государственной собственностью области;
  • активы внебюджетных фондов Администрации области;
  • природно-сырьевые ресурсы, находящиеся в государственной собственности области;
  • другие возможные источники.

В условиях отсутствия основного  закона об инвестиционной политике области, данный вопрос регулируется Постановлением главы Администрации от 30 октября 2006 года «О формировании государственных гарантий для инвестиционных проектов», созданное в целях реализации Региональной программы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику, в соответствии с которым установлен примерный перечень приоритетных  отраслей и производств льготного инвестиционного режима, а также перечень акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной собственности и могут являться гарантиями обеспечения инвестиций. Однако, на настоящий момент, многие из этих акционерных обществ уже не способны являться гарантами инвестиций ввиду ухудшения их финансового положения. [12]

Кроме того, предусматриваются  гарантии для банков, направляющих свои ресурсы на финансирование приоритетных инвестиционных и инновационных проектов на территории области.

Согласно проекту Постановления  главы администрации области  по гарантиям областной администрации для привлечения средств коммерческих банков предлагаются следующие виды обеспечения возвратности вложенных средств:

1.Гарантии администрации  области;

  • областная администрация соответствующими гарантийными письмами обеспечивает возврат средств банков, вложенных в финансирование приоритетных инвестиционных и инновационных проектов на территории области. В нормативном плане вопрос кредитования под гарантию (поручительство) третьего лица достаточно проработан и часто используется банками в своей повседневной деятельности.

2.Залог областного имущества;

  • имущество, находящееся в собственности согласно перечню объектов права собственности, приведённого в законе «О собственности, как субъекта РФ». Предмет залога оформляется договором залога или договором на передачу банку прав временного пользования имуществом.

3.Гарантии третьих лиц;

  • в качестве третьих лиц могут выступать государственные или коммерческие структуры, связанные дополнительными соглашениями с администрацией.

Существенным моментом в  усилении привлекательности для  банков того или иного инвестиционного проекта будет наличие независимого экспертного заключения по проекту, а также непосредственное участие представителей от банка в работе органа управления. [22]

 

 

2.3. Государственные льготы инвестиционной деятельности

 

 

 

Государственные льготы предоставляются юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в отношении объектов инвестирования расположенных на территории. Государственные льготы должны закрепляться законодательно, исходя из реальных финансовых возможностей, одновременно с принятием закона о бюджете.

Государственные льготы могут  предусматривать следующие меры:

    • установление льготных налоговых ставок, временное освобождение от уплаты налогов в областной бюджет, отсрочку, либо рассрочку уплаты налогов в областной бюджет;
    • предоставление льготных займов (кредитов), поручительств (гарантий) займов;
    • конверсии задолженности в акции;
    • предоставление госзаказов на льготных условиях, оказание помощи по созданию инфраструктуры, получение аренды с правом выкупа земельных участков, зданий, сооружений, помещений, офисов, складов;
    • недопущенне незаконных ограничений деятельности субъектов инвестиционной деятельности, препятствующих исполнению ими обязательств перед инвесторами.

Для возмещения убытков инвесторов в случаях, предусмотренных законодательством, предполагаются те же источники возмещения, что и для обеспечения государственных гарантий. [13]

Одним из важных документов, определяющим  основы формирования и расходования средств источников поддержки инвестиций является Закон  «О бюджете развития». Принятие этого  закона готовилось еще в 2008 году, но приняли его только в 2009г.

Согласно ст. 2, средства бюджета  формируются за счет следующих источников:

  • Части доходов областного бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в областной собственности;
  • Доходов областного имущества от возврата бюджетных кредитов, предоставленных на условиях возвратности, платности и срочности, в том числе процентов за использование бюджетных средств;
  • Внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, в том числе за счет выпуска целевых облигационных займов и ряд других источников.

После подписания инвестиционных договоров Инвесторы  представляют планы-графики платежей по бизнес-плану Инвестиционного  проекта, на основании которых Управляющий  формирует сводную смету доходов  и расходов по Бюджету развития, выделяя лимиты бюджетных обязательств, и представляет их УФиНП для формирования плана-графика привлечения средств для целей реализации Бюджета развития.

Для целей формирования доходной части Бюджета развития и на основании Закона «Об областном  бюджете» на очередной финансовый год, Постановления главы администрации  об утверждении результатов конкурса инвестиционных проектов для государственной  поддержки на территории области, УФиНП:

  • обеспечивает заключение кредитных договоров с кредитными организациями;
  • обеспечивает (организовывает) проведение аукционов по размещению (доразмещению) государственных ценных бумаг;
  • обеспечивает пополнение отдельного бюджетного счета Бюджета развития за счет иных доходов областного бюджета (включая налоговые доходы и доходы от использования и продажи имущества, находящегося в областной собственности).

Оформление документов и открытие отдельного бюджетного счета  Бюджета развития осуществляет УФиНП.

Перечисление  денежных средств на отдельный бюджетный  счет Бюджета развития осуществляется:

  • кредитными организациями со своих корреспондентских счетов на основании заключенных УФиНП кредитных договоров;
  • со счета Фонда имущества на основании соответствующего распоряжения главы администрации;
  • со счета УФиНП (по итогам размещения (доразмещения) государственных ценных бумаг, поступления налоговых и неналоговых доходов и иных поступлений для целей Бюджета развития).

Решение о продаже государственного имущества, созданного с использованием средств Бюджета развития, оформляется на основании Закона «Об областном бюджете» на очередной финансовый год распоряжением главы администрации по предложению Управляющего, согласованному с КУГИ и УФиНП.

Средства бюджета развития могут направляться на: [16]

  • Финансирование  инвестиционных проектов на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества;
  • Кредитование инвестиционных проектов на условиях возвратности, платности, срочности;
  • Исполнение обязательств администрации новосибирской области по предоставленным государственным гарантиям;
  • Оказание государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов в других формах. [8]

Таким образом, принятый закон  «О бюджете развития» определяет источники формирования средств  бюджета, их использования и возмещения.

Так, в 2011 году в законе «О региональном  бюджете на 2011год» бюджет развития составил 216853 тыс. руб.  Средства бюджета развития направлялись на следующие цели:

Приобретение оборудования-80 660 тыс. руб.

Капитальное строительство- 46079 тыс. руб.

Капитальный ремонт-90114 тыс. руб.

В бюджете на 2010 год бюджет развития был определен в размере 161645, 4 тыс. руб. Из них:

Инвестиционные налоговые  кредиты- 13808,4 тыс. руб.

Бюджетные кредиты-93642,0 тыс. руб.

Прямое бюджетное финансирования-12700 тыс. руб.

Государственные гарантии Администрации - 41495 тыс. руб.

В законе «Об региональном бюджете на 2011 год», в составе  областного бюджета на 2011 год утвержден  бюджет развития в объеме 160,7 млн.руб., а так же предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности в виде налогового кредита в объеме 50 млн.руб. и предоставление налоговых льгот в объеме 34,3 млн.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ГАРАНТИЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

3.1. Проблемы государственных  гарантий инвестиционной деятельности

 

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Эта проблема актуальна и  на уровне муниципальных образований.

Таким образом, в настоящее  время функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.

Объясняется это тем, что  в России не было соблюдено в должной  мере главное из названных выше условий  —  необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время.   При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Особое значение для иностранных  инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные  акты, часто вступают в силу без  должной огласки. Поэтому нередко  даже специалисты не имеют возможности  своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Информация о работе Государственные гарантии