Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведение исследований в области государственных гарантий инвестиционной деятельности в России для выработки предложений по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
определить понятия инвестиции и инвестиционной деятельности РФ
оценить государственные гарантии инвестиционной деятельности Российской Федерации
выявить проблемы и пути совершенствования государственных гарантий в инвестиционной деятельности Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность Российской Федерации…………………………………………………………………………51.1. Cущность инвестиций и инвестиционной деятельности ………….……...5
1.2. Основные этапы инвестиционной деятельности………………………….14
Виды государственных гарантий инвестиционной деятельности……..16
Глава 2. Оценка государственных гарантий инвестиционной деятельности Российской Федерации………………………………………………………….22
2.1. Динамика исполнения государственных гарантий в России…………….22
2.2.Формирование источников государственной поддержки………………...28
2.3. Государственные льготы инвестиционной деятельности………………..30
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственных гарантий в инвестиционной деятельности Российской Федерации………………………35
3.1. Проблемы государственных гарантий инвестиционной деятельности....35
3.2. Пути совершенствования государственных гарантий инвестиционной деятельности…………………………………………………………………......37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...44
Объем государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (График 3), причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по ОФЗ. Если в 2009 году на долю госгарантий приходилось около 8,6% всех долговых обязательств Российской Федерации (График 4), то в 2011 г. этот показатель увеличится до 17,5% при устойчивой тенденции к росту во все последующие годы. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (График 5).
График 3. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям, млрд. руб.
При этом уже в 2014 году сумма прямых расходов федерального бюджета по исполнению госгарантий, то есть расходов, невозмещаемых впоследствии в связи с отсутствием у Российской Федерации прав требования к должникам, допустившим нарушение своих финансовых обязательств, может достичь 57,5 млрд. руб.
График 4. Доля государственных гарантий Российской Федерации в общем
Учитывая изложенное, представляется, что в планируемом периоде формирование и реализацию долговой политики необходимо осуществлять, исходя из того, что, во-первых, интенсивные методы применения госгарантий себя исчерпали, и, во-вторых, накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета. [25]
График 5. Объем исполнения государственных гарантий
2.2.Формирование источников государственной поддержки
Механизмом, включающим конкурсный рычаг, является принцип предоставления любых форм государственной поддержки тем и только тем проектам, которые будут отобраны по результатам конкурса.
Источниками обеспечения государственных гарантий могут быть:
В условиях отсутствия основного закона об инвестиционной политике области, данный вопрос регулируется Постановлением главы Администрации от 30 октября 2006 года «О формировании государственных гарантий для инвестиционных проектов», созданное в целях реализации Региональной программы по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в экономику, в соответствии с которым установлен примерный перечень приоритетных отраслей и производств льготного инвестиционного режима, а также перечень акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной собственности и могут являться гарантиями обеспечения инвестиций. Однако, на настоящий момент, многие из этих акционерных обществ уже не способны являться гарантами инвестиций ввиду ухудшения их финансового положения. [12]
Кроме того, предусматриваются гарантии для банков, направляющих свои ресурсы на финансирование приоритетных инвестиционных и инновационных проектов на территории области.
Согласно проекту
1.Гарантии администрации области;
2.Залог областного имущества;
3.Гарантии третьих лиц;
Существенным моментом в усилении привлекательности для банков того или иного инвестиционного проекта будет наличие независимого экспертного заключения по проекту, а также непосредственное участие представителей от банка в работе органа управления. [22]
2.3. Государственные льготы инвестиционной деятельности
Государственные льготы предоставляются юридическим лицам, осуществляющим инвестиционную деятельность в отношении объектов инвестирования расположенных на территории. Государственные льготы должны закрепляться законодательно, исходя из реальных финансовых возможностей, одновременно с принятием закона о бюджете.
Государственные льготы могут
предусматривать следующие
Для возмещения убытков инвесторов в случаях, предусмотренных законодательством, предполагаются те же источники возмещения, что и для обеспечения государственных гарантий. [13]
Одним из важных документов, определяющим основы формирования и расходования средств источников поддержки инвестиций является Закон «О бюджете развития». Принятие этого закона готовилось еще в 2008 году, но приняли его только в 2009г.
Согласно ст. 2, средства бюджета формируются за счет следующих источников:
После подписания
инвестиционных договоров Инвесторы
представляют планы-графики платежей
по бизнес-плану Инвестиционного
проекта, на основании которых Управляющий
формирует сводную смету
Для целей формирования
доходной части Бюджета развития
и на основании Закона «Об областном
бюджете» на очередной финансовый год,
Постановления главы
Оформление документов и открытие отдельного бюджетного счета Бюджета развития осуществляет УФиНП.
Перечисление денежных средств на отдельный бюджетный счет Бюджета развития осуществляется:
Решение о продаже государственного имущества, созданного с использованием средств Бюджета развития, оформляется на основании Закона «Об областном бюджете» на очередной финансовый год распоряжением главы администрации по предложению Управляющего, согласованному с КУГИ и УФиНП.
Средства бюджета развития могут направляться на: [16]
Таким образом, принятый закон «О бюджете развития» определяет источники формирования средств бюджета, их использования и возмещения.
Так, в 2011 году в законе «О региональном бюджете на 2011год» бюджет развития составил 216853 тыс. руб. Средства бюджета развития направлялись на следующие цели:
Приобретение оборудования-80 660 тыс. руб.
Капитальное строительство- 46079 тыс. руб.
Капитальный ремонт-90114 тыс. руб.
В бюджете на 2010 год бюджет развития был определен в размере 161645, 4 тыс. руб. Из них:
Инвестиционные налоговые кредиты- 13808,4 тыс. руб.
Бюджетные кредиты-93642,0 тыс. руб.
Прямое бюджетное финансирования-12700 тыс. руб.
Государственные гарантии Администрации - 41495 тыс. руб.
В законе «Об региональном бюджете на 2011 год», в составе областного бюджета на 2011 год утвержден бюджет развития в объеме 160,7 млн.руб., а так же предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности в виде налогового кредита в объеме 50 млн.руб. и предоставление налоговых льгот в объеме 34,3 млн.руб.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Проблемы государственных
гарантий инвестиционной
Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.
Эта проблема актуальна и на уровне муниципальных образований.
Таким образом, в настоящее время функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает.
Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий — необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.
Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.
Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.