Хaрактеристика инвестиционного рынка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2014 в 09:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы - дать характеристику инвестиционного рынка РФ.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. дать понятие инвестиционного рынка;
2. рассмотреть сегментацию и структуру инвестиционного рынка;
3. рассмотреть функции инвестиционного рынка;
4. изучить конъюнктуру инвестиционного рынка.

Содержание работы

Введение
1. Хaрактеристика инвестиционного рынка России
1.1 Понятие инвестиционного рынка
1.2 Структура инвестиционного рынка
1.3 Характеристика инвестиционного рынка
1.4 Конъюнктура инвестиционного рынка
1.5 Функции инвестиционного рынка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

вар.13 (Рита).docx

— 40.10 Кб (Скачать файл)

Рынок золота (и других драгоценных металлов -- серебра, платины). Он характеризует рынок, на котором объектом купли-продажи выступают вышеперечисленные виды ценных металлов, в первую очередь, золота. На этом рынке осуществляются операции страхования финансовых активов, обеспечения резервирования этих активов для приобретения необходимой валюты в процессе международных расчетов, осуществления инвестиционных спекулятивных сделок. Этот же рынок удовлетворяет также потребности в промышленно-бытовом потреблении этих металлов, в частной их тезаврации. Такая многофункциональность рынка золота связана с тем, что оно является не только общепризнанным инвестиционным активом и наиболее безопасным средством резервирования свободных денежных средств, но и ценным сырьевым товаром для ряда производственных предприятий. В нашей стране рынок золота является наименее развитым видом инвестиционного рынка из-за отсутствия даже минимально необходимого нормативно-правового его регулирования.

Рынок услуг в сфере финансового инвестирования. Объектом обращения на этом рынке выступают, прежде всего, посреднические услуги, а также услуги по регистрации и хранению ценных бумаг, информационные и другие виды услуг.

III. По организационным  формам функционирования выделяют следующие виды инвестиционных рынков:

1. Организованный (биржевой) рынок. Этот рынок представлен системой товарных, фондовых и валютных бирж. На организованном инвестиционном рынке обеспечивается высокая концентрация спроса и предложения в едином месте; устанавливается наиболее объективная система цен на отдельные капитальные товары, финансовые инструменты и инвестиционные услуги; проводится проверка финансовой состоятельности эмитентов основных видов ценных бумаг, допускаемых к торгам; процедура торгов носит открытый характер; гарантируется исполнение заключенных сделок. Однако биржевой рынок имеет и отдельные слабые стороны -- круг реализуемых на нем инвестиционных товаров и финансовых инструментов различных эмитентов носит ограниченный характер; этот рынок более строго регулируется государством что снижает его гибкость; выполнение всех нормативно-правовых актов по его функционированию увеличивает затраты на осуществление операций купли-продажи; крупномасштабные сделки, совершаемые отдельными торговцами на бирже, практически невозможно сохранить в тайне.

2. Неорганизованный (внебиржевой  или "уличный") рынок. Он представляет собой инвестиционный рынок, на котором осуществляется покупка-продажа инвестиционных товаров, финансовых инструментов и услуг, сделки по которым не регистрируются на бирже. Этот рынок характеризуется более высоким уровнем инвестиционного риска (так как многие из котируемых на нем финансовых инструментов и услуг не проходили процедуру проверки на биржах или были ими в процессе листинга отклонены), более низким уровнем юридической защищенности покупателей, меньшим уровнем их текущей информированности и т.п. Вместе с тем, этот рынок обеспечивает обращение более широкой номенклатуры инвестиционных товаров, финансовых инструментов и услуг; удовлетворяет потребность отдельных инвесторов в инвестиционных объектах и финансовых инструментах с высоким уровнем риска, а соответственно приносящих более высокий доход; в большей мере обеспечивает тайну осуществления отдельных сделок. В режиме неорганизованного инвестиционного рынка осуществляется большая часть операций с реальными инвестиционными товарами, ценными бумагами и основной объем услуг в сфере реального инвестирования.

IV. По региональному признаку  выделяют следующие виды инвестиционных рынков:

Местный инвестиционный рынок. Он представлен в основном операциями местных продавцов реальных инвестиционных товаров, неорганизованных торговцев ценными бумагами с их контрагентами, а также сделками в сфере услуг по реальному инвестированию.

Региональный инвестиционный рынок. Он характеризует рынок, функционирующий в масштабах области (республики) и наряду с местными неорганизованными рынками включает систему региональных товарных, фондовых и валютных бирж.

Национальный инвестиционный рынок. Он включает всю систему инвестиционных рынков страны, всех их видов и организационных форм.

Мировой инвестиционный рынок. Этот рынок является составной частью мировой рыночной системы, в который интегрированы национальные инвестиционные рынки стран с открытой экономикой.

Увеличение объема операций на мировом финансовом рынке характеризует процесс его глобализации, обеспечивающей расширение доступа продавцов и покупателей инвестиционных товаров и инструментов к операциям на рынках других стран.

V. По срочности реализации  сделок, заключенных на инвестиционном  рынке, выделяют следующие виды рынков:

Рынок с немедленной реализацией условий сделок (рынок "спот " или "кэш "). Он характеризует рынок инвестиционных товаров и инструментов, заключенные сделки на котором осуществляются в строго обусловленный короткий период времени.

Рынок с реализацией условий сделок в будущем периоде (рынок "сделок на срок " -- фьючерсный, опционный и т.п.). Предметом обращения на этом рынке являются, как правило, фондовые, валютные и товарные деривативы (производные ценные бумаги).

Разделение и организационное оформление этих видов инвестиционных рынков в странах с развитой рыночной экономикой произошло сравнительно недавно. В нашей стране в силу небольшого объема операций с деривативами эти рынки пока еще организационно не разграничены.

VI. По периоду обращения  финансовых инструментов инвестирования выделяют следующие виды инвестиционных рынков:

1. Рынок денег. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги всех ранее рассмотренных видов инвестиционных рынков со сроком обращения до одного года. Функционирование этого краткосрочного сектора инвестиционных рынков позволяет предприятиям решать проблемы как восполнения недостатка денежных активов для обеспечения текущей платежеспособности, так и эффективного использования их временно свободного остатка. Финансовые активы, обращающиеся на рынке денег, являются наиболее ликвидными; им присущ наименьший уровень инвестиционного риска, а система формирования цен на них является относительно простой. Эти свойства обеспечивают предприятию более простой и эффективный процесс формирования и управления портфелем краткосрочных финансовых инструментов.

2. Рынок капитала. Он характеризует рынок, на котором продаются-покупаются рыночные финансовые инструменты и финансовые услуги со сроком обращения более одного года. Функционирование рынка капитала позволяет предприятиям решать проблемы как формирования инвестиционных ресурсов для реализации реальных инвестиционных проектов, так и эффективного финансового инвестирования (осуществления долгосрочных финансовых вложений). Финансовые активы, обращающиеся на рынке капитала, как правило, менее ликвидны; им присущ наибольший уровень инвестиционного риска и соответственно более высокий уровень доходности.

Следует обратить внимание, что это традиционное деление инвестиционных рынков на рынок денег и рынок капитала в современных условиях функционирования этих рынков носит несколько условный характер. Эта условность определяется тем, что современные рыночные инвестиционные технологии и условия эмитирования многих финансовых инструментов предусматривают относительно простой и быстрый способ трансформации отдельных краткосрочных финансовых активов в долгосрочные и наоборот.

Характеризуя отдельные виды инвестиционных рынков по видам и обращающихся инструментов и периоду обращения, следует отметить, что они тесно взаимосвязаны и функционируют в одном рыночном пространстве. Так, все виды рынков, обслуживающих обращение различных фондовых и денежных инструментов инвестирования, являются одновременно составной частью как рынка денег, так и рынка капиталов.

VII. По условиям обращения  финансовых инструментов (в данном случае речь идет исключительно о фондовых инструментах) различают следующие виды рынков:

1. Первичный рынок. Он характеризует рынок ценных бумаг, на котором осуществляется первичное размещение их эмиссии. Это размещение обычно организует андеррайтер (инвестиционный дилер), который самостоятельно или с группой других андеррайтеров покупает весь (или основной) объем эмитированных акций, облигаций и т.п. с целью последующей их продажи инвесторам более мелкими партиями.

2. Вторичный рынок. Он характеризует рынок, где постоянно обращаются ценные бумаги, ранее проданные на первичном рынке. Вторичный фондовый рынок охватывает преимущественную часть биржевого и внебиржевого оборота ценных бумаг. Без развитого вторичного фондового рынка, обеспечивающего постоянную ликвидность и распределение инвестиционных рисков, не может эффективно существовать первичный рынок ценных бумаг. Одной из основных функций вторичного рынка является установление реальной рыночной цены (курсовой стоимости) отдельных ценных бумаг, отражающей всю имеющуюся информацию о финансовом состоянии их эмитентов и условиях эмиссии.

В США группировка фондовых рынков по этому признаку уже получила дальнейшее развитие путем выделения "третьего рынка " (внебиржевой торговли крупными пакетами ценных бумаг, котируемых одновременно на центральных фондовых биржах, с целью существенного снижения затрат по сделкам), а также "четвертого рынка " (на котором осуществляются прямые сделки между крупными институциональными инвесторами и продавцами ценных бумаг без участия фирм-посредников).

Рассмотренная систематизация инвестиционных рынков может быть существенно углублена за счет соответствующей сегментации каждого из видов этих рынков. Сегментация инвестиционного рынка представляет собой процесс целенаправленного разделения его видов на индивидуальные сегменты, различающиеся характером обращающихся на нем инвестиционных товаров, инструментов и услуг. Так, в рамках рынка недвижимости выделяются обычно такие его сегменты, как рынки предприятий -- целостных имущественных комплексов в разрезе отдельных отраслей и сфер деятельности, рынки офисов, рынки объектов незавершенного строительства и т.п. В рамках фондового рынка выделяются такие его сегменты, как рынок облигаций, рынок акций, рынок деринативов и т.п. (каждый из этих сегментов может быть разделен на еще более узкие микросегменты -- рынок государственных облигаций; рынок акций венчурных предприятий, рынок опционов, рынок фьючерсов и другие).

Процесс развития инвестиционного рынка характеризуется постоянным переливом инвестиционных ресурсов из одних его видов и сегментов на другие. В качестве примера такого перелива можно привести наблюдаемый в последние годы процесс секъюритизации, характеризующийся перемещением операций с кредитного рынка на рынок ценных бумаг (в первую очередь, рынок облигаций), обеспечивающий снижение затрат по привлечению заемных инвестиционных ресурсов.

Наличие широко разветвленной системы различных видов и сегментов инвестиционного рынка, интегрирующего в себе значительную часть товарного рынка, финансового рынка и рынка услуг, создает необходимые предпосылки для подготовки и реализации альтернативных управленческих решений в процессе инвестиционного менеджмента.

 

1.4 Конъюнктура инвестиционного  рынка

Конъюнктура инвестиционного рынка -- совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.

Циклическое развитие и постоянная изменчивость инвестиционного рынка обусловливают необходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления основных тенденций ее развития и прогнозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный цикл инвестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктурный бум, ослабление и спад конъюнктуры.

Подъем конъюнктуры инвестиционного рынка происходит, как правило, в связи с общим повышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спроса на объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.

Конъюнктурный бум выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке, увеличении предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем росте последнего, соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Ослабление конъюнктуры имеет место при снижении инвестиционной активности в результате общеэкономического спада. Данная стадия характеризуется относительно полным удовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке их предложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования, уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.

Спад конъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критически низким уровнем инвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объекты инвестирования при превышении предложения. На стадии конъюнктурного спада цены на инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самых низких значений, инвестиционная деятельность в ряде случаев становится убыточной.

Инвестиционный спрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. Потенциальный инвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическими субъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляет инвестиционный капитал. Реальный инвестиционный спрос характеризует действительную потребность хозяйственных субъектов в инвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которые непосредственно предназначены для инвестиционных целей -- планируемые или преднамеренные инвестиции.

Инвестиционное предложение. Инвестиционное предложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права и др. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал.

Воплощая инвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объекты инвестиционной деятельности, выступающие в форме инвестиционных товаров, находятся на различных, противостоящих полюсах инвестиционного рынка. В зависимости от исходной позиции анализа инвестиционный рынок можно рассматривать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещаемого инвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объекты вложений инвесторов. Данный подход обусловлен рассмотренным выше двойственным характером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы (инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционные товары), и отражает специфику инвестиций.

Информация о работе Хaрактеристика инвестиционного рынка России