Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа
Экономические информационные системы характеризуются различной степенью сложности создания, сопровождения и интеграции с другими системами. Их функционирование обычно направлено на реализацию нескольких целей, поэтому их качество определяется совокупностью свойств, характеризующих способность системы удовлетворять потребности пользователя.
В данной работе рассматриваются основные понятия информационных систем, способы их использования, виды и типы информационных систем, конкретные информационные системы.
Объясняются базовые понятия информационных систем. Рассматриваются основные типы информационных систем в экономике, организация взаимодействия с ними. Даются основные представления о компонентах, обеспечивающих работу информационных систем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ……………………………….………………………5
1.1. Информация в экономике…………………….……………………...……...….5
1.2. Классификация информационных систем………………………….……...….9
1.3. Структура информационных экономических систем……...……….…….10
1.4. Функции информационных экономических систем…………...…………...14
ГЛАВА 2. Теория информационного развития экономики…………………………………………………………………….19
2.1. Основные понятия…………………………...………………………………...19
2.2. Информация, знания и информационные технологии, как фактор производства………………………………………………………………………..20
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ………………………………………………..23
3.1. Основные тенденции развития российского рынка информации……….....23
3.2. Особенности структуры российского рынка информации……...…………..24
3.3. Россия на мировом рынке информации………………………………...……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5) эксплуатационные материалы и др.
Документацией оформляются
предварительный выбор
1) общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
2) специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
3) нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
ИС могут использовать
отдельно стоящие компьютеры
или вычислительные системы
Коммуникационное оборудование ИС обеспечивает взаимодействие компонентов распределенных систем, например, обмен данными между компьютерами сети, а также удаленный доступ к ресурсам.
Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
1) средства моделирования процессов управления;
2) типовые задачи управления;
3) методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят системное и прикладное программное обеспечение, а также техническая документация.
Системное программное обеспечение
включает операционные системы для
используемых аппаратных платформ, различные
операционные оболочки, повышающие уровень
интерфейса пользователя, системы программирования,
программы для работы в сети, системные
тесты, программы для
Типовое прикладное программное обеспечение ориентировано на классы задач. Оно может настраиваться на конкретный случай использования. В качестве таких средств используются СУБД, текстовые процессоры, электронные таблицы, программы распознания текста и речи, генераторы отчетов для систем баз данных и др.
Специализированное
Техническая документация на программные средства должна содержать описание задач, экономико-математическую модель задачи, перечень программных модулей алгоритм программы, список используемых обозначений, контрольные примеры.
Информационное обеспечение
Назначение подсистемы информационного
обеспечения состоит в
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
К лингвистическому обеспечению ИС относится естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки: словари лексики естественных языков, тезаурусы (специальные словари основных понятий языка, обозначаемых отдельными словами или словосочетаниями, с определенными семантическими отношениями между ними) предметной области, переводные словари и др.
Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
1) анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
2) подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
3) разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Организационное
обеспечение. ЭИС включает в
себя собственный аппарат
1) разработка правовых норм для работы в условиях компьютеризации;
2) документации, регулирующей порядок обмена информацией с другими компьютерными системами, правила выхода из внештатных ситуаций.
Как правило,
персонал ЭИС состоит из
Отдел Эксплуатации – обеспечивает безопасность, конфиденциальность и целостность данных (борется с вирусами, сбоями, несанкционированным доступом, разработкой шифров, разрабатывает графики ввода и решения задач и контролирует их.
Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового
обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения
входят законы, указы, постановления
государственных органов
1.4. ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
К основным функциям ИС относятся функции сбора и регистрации информационных ресурсов, их хранение, обработка, актуализация, а так же обработка запросов пользователя.
Сбор и регистрация
обеспечивает фиксирование информации
о состоянии предметной области.
Работы выполняется как до основного
программно-аппаратного
Сбор и регистрация могут осуществляться:
1) путем измерений (наблюдений) фактов в реальном мире и ввода данных в систему с помощью клавиатуры или каких-либо манипуляторов;
2) полуавтоматически путем ввода в компьютер с некоторых носителей и в случае необходимости их перекодировать (например, при использовании текстов на бумажных носителях или аналоговых аудизаписей);
3) автоматический с помощью различного рода датчиков или обмена данными с другими автоматизированными системами.
С этими функциями связана
необходимость обеспечения
Обеспечение контроля информации – необходимая стадия предварительной обработки данных и подготовки их загрузки в систему, особенно в случаях, когда используются несколько источников данных. Обычно она включает процедуры фильтрации данных, верификации, обеспечение логической целостности, устранение несогласованности, избыточности и различных ошибок, восполнения пропусков, а также другие процедуры направленные на улучшение качества информации.
В результате фильтрации производится отбор нужных данных из множества имеющихся в распоряжении. Верификации призвана обеспечивать достоверность и логическую целостность информации. При выполнении данной функции устанавливается, адекватна ли или информация предметной области.
На разных операциях могут применяться различные методы контроля, существуют методы, применимые ко многим операциям, наиболее применимые:
1) подсчета контрольных сумм;
2) повторное выполнение операций другим оператором с дублированием действий и последующим их сличением;
3) контроль набора на клавиатуре;
4) контроль информации в соответствие с ее свойствами, структурой и на соответствие значениям.
Способами реализации могут быть:
1) ручной (без использования технических средств);
2) визуальный (с использованием технических средств и без них);
3) аппаратный (технический);
4) программный;
5) организационные мероприятия.
В значительной мере контроль
достоверности информации возлагается
на персонал и привлекаемых к этой
работе экспертов. В СУБД за достоверность
данных несет ответственность
Выбор конкретных обеспечения верификации зависит от характера, качества, источников данных, видов ограничения целостности.
В некоторых ИС информация хранится в сжатом виде. Сжатие информации минимизирует потребность во внешней памяти, нужной для хранения, а также снижает затраты на передачу данных по каналам связи.
Конвертирование данных при вводе в систему используется для преобразования одного формата данных в другой, допускающий автоматизированный импорт их в ИС. Конвертирование данных необходимо в случаях, когда источником данных является некоторая другая система. Для конвертирования используются специальные программы конверторы.
Хранение и накопление
информации вызвано необходимостью
многократного использования
Актуализация информационных ресурсов. Для того, чтобы информация была практически полезной, необходимо своевременно и адекватно отображать в ней изменения состояния предметной области. Актуализация информации в реляционных СУБД сводится к включению и/или удалению строк в таблицах баз данных, обновлению значений некоторых реквизитов. В случаях изменения структуры предметной области системы, актуализация информации заключается в изменении схемы базы данных – добавлении или удалении существующих столбцов таблиц, в создании новых таблиц и удалении существующих таблиц.
В информационно-справочные системах актуализация информации осуществляется путем ввода в систему новых документов, реже удалением существующих.
Актуализация информации в ИС производится дискретно, через определенные интервалы времени. Актуализация информации, т.о., обеспечивается с некоторым отставание во времени. Это отставание в различных ИС изменяется в широком диапазоне и зависит от назначения системы и особенностей ее предметной области. В информационных системах управления сложными техническими объектами, например в системе управления космическими полетами, временной лаг измеряется в миллисекундах. В корпоративных ИС может составлять от нескольких минут до нескольких часов.
Для того чтобы ИС соответствовала
своему назначению необходимо соблюдать
установленный для нее
Предоставление информационных ресурсов пользователю. Все выше описанные операции необходимы для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Существует две технологии предоставления информации пользователю: pull-технология и/ или push-технология.
В случае pull-технологии – инициатором предоставления информации выступает пользователь, а push-технология сама система, в соответствие с регламентом и для определенного круга пользователей.
Для предоставления информации по pull-технологии в ИС предусматриваются пользовательские интерфейсы. Пользовательские интерфейсы – средства взаимодействия пользователя с системой.
При этом пользователь
может влиять на
Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:
1) алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека;
2) имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных дисках;
3) расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
4) большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
5) регламентность, т.е. задачи решаются с заданной периодичностью.
Диалоговый режим не является
альтернативой пакетному
Информация о работе Информация и информационные процессы в экономике