Информация и информационные процессы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Экономические информационные системы характеризуются различной степенью сложности создания, сопровождения и интеграции с другими системами. Их функционирование обычно направлено на реализацию нескольких целей, поэтому их качество определяется совокупностью свойств, характеризующих способность системы удовлетворять потребности пользователя.
В данной работе рассматриваются основные понятия информационных систем, способы их использования, виды и типы информационных систем, конкретные информационные системы.
Объясняются базовые понятия информационных систем. Рассматриваются основные типы информационных систем в экономике, организация взаимодействия с ними. Даются основные представления о компонентах, обеспечивающих работу информационных систем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ……………………………….………………………5
1.1. Информация в экономике…………………….……………………...……...….5
1.2. Классификация информационных систем………………………….……...….9
1.3. Структура информационных экономических систем……...……….…….10
1.4. Функции информационных экономических систем…………...…………...14
ГЛАВА 2. Теория информационного развития экономики…………………………………………………………………….19
2.1. Основные понятия…………………………...………………………………...19
2.2. Информация, знания и информационные технологии, как фактор производства………………………………………………………………………..20
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ………………………………………………..23
3.1. Основные тенденции развития российского рынка информации……….....23
3.2. Особенности структуры российского рынка информации……...…………..24
3.3. Россия на мировом рынке информации………………………………...……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

УИРС(АНЯ И-913).docx

— 90.82 Кб (Скачать файл)

Примером push-технологии может  служить рассылка информации среди  пользователей Интернет.

Рассмотренные выше функции  не исчерпывают всех функций ИС.

Экономическая информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Методы и способы реализации функции  ИС (сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники) называются информационной технологией.

Информационные технологии должны быть выстроены в последовательность действий, позволяющую из исходной информации получить результат с  заданной достоверностью и безопасностью.

Упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся  с момента возникновения информации до получения результата, называется технологическим процессом.

Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от той  специфической среды, в которой  она реализована, т.е. от технической  и программной Среды.

 

 

ГЛАВА 2. Теория информационного развития экономики

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

В федеральном законе "Об информации информационных технологиях  и о защите информации" информация определяется как "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления".

С точки зрения исследования участия  информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические  процессы и явления, наиболее подходящим является следующее определение  информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении  учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем  снижения неопределенности в отношении  текущей ситуации и ее изменения  в будущем.

Чтобы объяснить другое важное понятие  – рынок информации, обратимся  к определению понятия рынок, с точки зрения экономики: рынок  – это абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют  предложение и спрос на те или  иные блага, а также способ этого  взаимодействия. В данном случае в  качестве блага выступает информация в различных её формах.

Кроме этого рассмотрим понятия  информатизация и информационная технология.

Информатизация – это организационный  социально-экономический и научно-технический  процесс создания оптимальных условий  для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная технология – это  совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения  информации, а также преобразования, распространения и использования  этой информации.

2.2. ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

 

Как фактор производства информация и знания имеют специфичные свойства, резко выделяющие их из других условий  производства.

Во-первых, информация представляет собой такое условие производства, которое не потребляется в производственном процессе и может использоваться в неограниченном количестве воспроизводственных  циклов. Потребление информации тождественно формированию нового знания. В процессе коммерческого использования информация и знания не потребляются (в том  понимании, как потребляются остальные  производственные ресурсы), а наоборот наращиваются. В этом контексте очевидно, что распространение информации тождественно ее самовозрастанию, исключающему применение к этому феномену термина "редкость" в классическом его  понимании.

Во-вторых, процесс передачи информации основан на взаимодействиях  между субъектами рынка и невозможен без соответствующих усилий не только ее производителя, но и потребителя. В информации есть объективная сторона, связанная с затратами на получение  определенного пакета данных. Но ценность информации в высшей степени субъективна  и обусловлена ее необходимостью, важностью для получателя. В связи  с этим амплитуда колебаний цен  на одну и ту же информацию, потребляемую различными пользователями, столь велика, что ставит под сомнение возможность  использования традиционных рыночных индикаторов для оценки ее стоимостного вклада в анализируемый бизнес.

В-третьих, создание знаний и информации представляется процессом  сугубо индивидуальным; их стоимость  не может быть определена исходя из "стоимости" произведшей их "рабочей  силы".

В-четвертых, информация, имеющая  свойство безгранично распространяться, характеризуется не редкостью, а  избирательностью, в результате чего, даже приобретя формальные права  на информационный продукт, то есть став его собственником, не каждый может им воспользоваться, ибо для этого требуется целый набор качеств, отличающих современную личность.

Любое знание и значимая информация всегда являются уникальными. Они могут тиражироваться. Но тиражирование  не есть серийное производство, как  в случае с материальными объектами. И растиражированная идея не приводит к созданию нового объекта собственности  и оценки. Она продолжает оставаться одной и той же идеей, одним  объектом, к которому, в принципе, неприменимо множественное число. Разобраться, является ли участвующая  в бизнесе информация (знания) объектом собственности или же это всего  лишь незаконно используемый "клон" – непростая задача. Это связано  с тем, что знания могут быть использованы не только личностью, достигшей их, но и теми, кто ознакомился с  составляющей их информацией.

Несмотря на указанные  специфические особенности, информация и знания, как и другие факторы  производства, имеют долгосрочный характер. Они могут использоваться в производстве в течение длительного периода  времени, участвуя не в одном производственном цикле. Использование информации и  знаний обеспечивает прирост стоимости, что характеризует ее как фактор производства, осуществляющий свой вклад  в процесс создания прибавочного продукта наряду с другими ("классическими") факторами производства.

Одним из примеров использования  знаний как фактора производства является создание технопарков.

Другой пример - научно-промышленные "кластеры", в задачу которых  входит эффективное освоение и практическая реализация новых научных идей. Под "кластерами" понимаются деловые  и научные контакты между учеными, инженерами и бизнес-сообществом. Развитие и использование "кластерных" форм сотрудничества ученых, инженеров  и бизнесменов стало объективно необходимым вследствие их высокой  эффективности в экономическом  освоении новых научных идей.

Следующий пример – венчурное  инвестирование. Смысл венчурного бизнеса  в том, чтобы представить средства компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть  пакета акций, который венчурный  инвестор продает через несколько  лет после вступления в бизнес за цену, многократно превосходящую  первоначальные вложения. Венчурный  капитал — это долгосрочный рисковый капитал, инвестируемый в новые  и быстрорастущие компании, многие из них — малые высокотехнологичные  фирмы, реализующие инновационные  проекты, для которых трудно привлечь традиционные инструменты финансирования, такие как банковские кредиты, лизинговые программы или выпуск акций на бирже. Венчурные инвесторы предоставляют  таким перспективным фирмам финансирование в надежде на их быстрый рост и  будущие высокие прибыли. Быстроразвивающийся  сектор высокотехнологичных фирм играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности  национальных экономик многих стран.

 

ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

3.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ

 

По данным отчёта (Москва,19 февраля 2009 г) RussiaVerticalMarkets 2008-2012 Forecast, спрос на информационном рынке, начиная с IV квартала 2008 г., резко замедлился и в целом за год составил всего 10,5%. В отчёте подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на информационные технологии по 17 отраслям (или секторам экономики) и 10 категориям продукции информационные технологии, включая оборудование, программное обеспечение и услуги на период 2008-2012 гг. В последние годы российский рынок информации поддерживали нефтедоллары и поток инвестиций, большинство из которых обеспечивали зарубежные кредиты. В IV квартале 2008 г. в результате одновременного воздействия мирового финансового кризиса и значительного падения цен на сырьевые материалы - основу российского экспорта, в стране начался экономический спад, сильнейший в постсоветский период, и соответствующее падение затрат на информационные ресурсы.

IDC ожидает, что в 2009 году расходы на рынке информации (в долл.) снизятся на 20% по сравнению  с предыдущим годом. По мнению IDC, предприятия и организации  сократят ИТ-бюджеты и будут  направлять средства на поддержание  текущей деятельности, а не на  внедрения или развитие. В условиях  кризиса заказчики будут откладывать  обновление аппаратно-программных  средств и требовать больших  скидок, а процессы утверждения  бюджетов замедлятся. Цикл продаж  станет более долгим и сложным,  а поставщикам, чтобы сохранить  бизнес в условиях жесткой  конкуренции, придётся сократить  маржу и сосредоточиться на  консолидации и оптимизации бизнеса.  В то же время, в некоторых  сегментах рынка режим экономии  может дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики - важный  инструмент контроля расходов, и IDC считает, что компании не откажутся от проведения проектов по их установке. В период неопределённости и сокращения персонала может возрасти спрос на услуги аутсорсинга. Наиболее заметное снижение расходов на рынке информации ожидается в производственном секторе; кроме того, сильный спад будут переживать розничная и оптовая торговля. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный сектор. В пятилетний прогнозируемый период (2008-2012 г. г) расходы в России, тем не менее, будут расти ежегодно в среднем на 5,8% и в 2012 г. составят 29,5 млрд. долл.

 

3.2. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ

 

Рынок информации в России и Европе существенно различается (Рисунок 1). Если за рубежом основная доля рынка приходится на программное  обеспечение (около 55%), то в России наибольший объем имеет рынок IT-услуг. Связано  это, прежде всего с большим количеством  контрафактного программного обеспечения  на российском рынке, что существенно  уменьшает объем рынка.

 

Рисунок 1 - Структура рынка IT в России и Западной Европе в  2006 г.

 

С ужесточением российского  законодательства в области авторского права можно ожидать в ближайшие 3-5 лет увеличения сегмента ПО. Причем данный рост будет обеспечен, прежде всего, за счет организаций. Рост сегмента программного обеспечения для индивидуальных пользователей прогнозируется не ранее  чем через 5-7 лет, что объясняется  высокой стоимостью программных  продуктов, недоступных для значительной части населения. Если компании, опасаясь возможных последствий использования  контрафактного ПО, уже приобретают  лицензионные продукты, то частные  пользователи чаще всего не готовы к приобретению таких продуктов.

По прогнозам экспертов, объем российского экспорта в  сфере информационных технологий к 2010 году может достичь 10 миллиардов долларов ежегодно против 2 миллиардов долларов в настоящее время. В  то же время российские компании испытывают серьезное давление на мировом рынке  со стороны конкурентов из Китая, Индии и других развивающихся стран.

3.3. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Одной из характерных тенденций  последних лет стало значительное изменение доли компьютерных и информационных услуг во внешнеторговых операциях  России.

Анализ данных, представленных на рисунке 2, позволяет сделать вывод  о том, что удельный вес компьютерных и информационных услуг в общем  объеме импорта "прочих услуг" сократился с 2,7% в 2001 г. до 1,2% в 2005 г., а доля экспорта данного вида услуг, напротив, увеличилась с 1,1% в 2001 г. до 1,7% в 2005 г. Таким образом, можно говорить о повышении значимости экспорта компьютерных и информационных услуг и снижении зависимости от их импорта. Несмотря на то, что Россия является нетто-импортером данного вида услуг, сальдо внешнеторговых операций имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2003 г. этот показатель составил 282 млн. долл., а в 2005 г. снизился до 60 млн. долл.

 

Рисунок 2 - Доля внешней торговли компьютерными и информационными  услугами в структуре торговли "прочими  услугами" России в 2001–2005 гг. (в % к  итогу)

 

Россия становится все  более конкурентоспособным поставщиком  высоких технологий на мировые рынки, одним из подтверждений чего служат постоянный рост объемов экспорта компьютерных и информационных услуг и некоторое  сокращение размеров импорта. Так, согласно данным, представленным на графике 2, объем  экспорта компьютерных и информационных услуг России в абсолютном выражении  вырос в 4 раза в 2001–2005 гг. При этом показатель роста мирового экспорта данного вида услуг за аналогичный  период составил 1,5 раза.

Россия на сегодняшний  день уступает странам – лидерам  по объемам экспорта компьютерных и  информационных услуг, Ирландии, Индии  и США, показатели которых в 2003 г. составили 17 млрд. долл., 14 млрд. долл. и 10 млрд. долл. соответственно. Но она опережает вышеупомянутые страны по среднегодовым темпам прироста объемов экспорта данного вида услуг.

Основными внешнеторговыми  партнерами России на мировом рынке  компьютерных и информационных услуг  при осуществлении импортных  операций являются США и страны ЕС, что находится в общем русле  развития международной торговли услугами между Россией и вышеупомянутыми  государствами. В структуре торговли услугами со странами Северной Америки в 2003 г. на экспорт компьютерных слуг из России в эти страны пришлось около 4% всего экспорта, а на импорт − 7%. Вторым крупным поставщиком компьютерных и информационных услуг в Россию стали страны – члены ЕС-15, при этом сальдо расчетов РФ и данной группы стран также носило в указанный период отрицательный характер. Транснациональные компании стран ЕС и США открыли свои представительства в крупнейших городах страны. Ряд компаний создает исследовательские и учебные центры и планирует повышать объемы капиталовложений в исследования и разработки в отрасли с началом активного функционирования технологических парков в России.

Информация о работе Информация и информационные процессы в экономике