Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа
Экономические информационные системы характеризуются различной степенью сложности создания, сопровождения и интеграции с другими системами. Их функционирование обычно направлено на реализацию нескольких целей, поэтому их качество определяется совокупностью свойств, характеризующих способность системы удовлетворять потребности пользователя.
В данной работе рассматриваются основные понятия информационных систем, способы их использования, виды и типы информационных систем, конкретные информационные системы.
Объясняются базовые понятия информационных систем. Рассматриваются основные типы информационных систем в экономике, организация взаимодействия с ними. Даются основные представления о компонентах, обеспечивающих работу информационных систем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ……………………………….………………………5
1.1. Информация в экономике…………………….……………………...……...….5
1.2. Классификация информационных систем………………………….……...….9
1.3. Структура информационных экономических систем……...……….…….10
1.4. Функции информационных экономических систем…………...…………...14
ГЛАВА 2. Теория информационного развития экономики…………………………………………………………………….19
2.1. Основные понятия…………………………...………………………………...19
2.2. Информация, знания и информационные технологии, как фактор производства………………………………………………………………………..20
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ………………………………………………..23
3.1. Основные тенденции развития российского рынка информации……….....23
3.2. Особенности структуры российского рынка информации……...…………..24
3.3. Россия на мировом рынке информации………………………………...……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Примером push-технологии может служить рассылка информации среди пользователей Интернет.
Рассмотренные выше функции не исчерпывают всех функций ИС.
Экономическая информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Методы и способы реализации функции ИС (сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники) называются информационной технологией.
Информационные технологии должны быть выстроены в последовательность действий, позволяющую из исходной информации получить результат с заданной достоверностью и безопасностью.
Упорядоченная последовательность
взаимосвязанных действий, выполняющихся
с момента возникновения
Понятие информационной технологии, таким образом, неотделимо от той специфической среды, в которой она реализована, т.е. от технической и программной Среды.
ГЛАВА 2. Теория информационного развития экономики
В федеральном законе "Об информации информационных технологиях и о защите информации" информация определяется как "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления".
С точки зрения исследования участия
информации в экономической деятельности
и ее влияния на экономические
процессы и явления, наиболее подходящим
является следующее определение
информации: информация – это средство
снижения неопределенности и риска,
способствующая реализации определенных
целей субъекта. В данном определении
учитывается возможность
Чтобы объяснить другое важное понятие – рынок информации, обратимся к определению понятия рынок, с точки зрения экономики: рынок – это абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага, а также способ этого взаимодействия. В данном случае в качестве блага выступает информация в различных её формах.
Кроме этого рассмотрим понятия информатизация и информационная технология.
Информатизация – это
Информационная технология – это
совокупность процессов сбора, хранения,
поиска, переработки данных для получения
информации, а также преобразования,
распространения и
Как фактор производства информация и знания имеют специфичные свойства, резко выделяющие их из других условий производства.
Во-первых, информация представляет
собой такое условие
Во-вторых, процесс передачи информации основан на взаимодействиях между субъектами рынка и невозможен без соответствующих усилий не только ее производителя, но и потребителя. В информации есть объективная сторона, связанная с затратами на получение определенного пакета данных. Но ценность информации в высшей степени субъективна и обусловлена ее необходимостью, важностью для получателя. В связи с этим амплитуда колебаний цен на одну и ту же информацию, потребляемую различными пользователями, столь велика, что ставит под сомнение возможность использования традиционных рыночных индикаторов для оценки ее стоимостного вклада в анализируемый бизнес.
В-третьих, создание знаний и информации представляется процессом сугубо индивидуальным; их стоимость не может быть определена исходя из "стоимости" произведшей их "рабочей силы".
В-четвертых, информация, имеющая свойство безгранично распространяться, характеризуется не редкостью, а избирательностью, в результате чего, даже приобретя формальные права на информационный продукт, то есть став его собственником, не каждый может им воспользоваться, ибо для этого требуется целый набор качеств, отличающих современную личность.
Любое знание и значимая
информация всегда являются уникальными.
Они могут тиражироваться. Но тиражирование
не есть серийное производство, как
в случае с материальными объектами.
И растиражированная идея не приводит
к созданию нового объекта собственности
и оценки. Она продолжает оставаться
одной и той же идеей, одним
объектом, к которому, в принципе,
неприменимо множественное
Несмотря на указанные специфические особенности, информация и знания, как и другие факторы производства, имеют долгосрочный характер. Они могут использоваться в производстве в течение длительного периода времени, участвуя не в одном производственном цикле. Использование информации и знаний обеспечивает прирост стоимости, что характеризует ее как фактор производства, осуществляющий свой вклад в процесс создания прибавочного продукта наряду с другими ("классическими") факторами производства.
Одним из примеров использования знаний как фактора производства является создание технопарков.
Другой пример - научно-промышленные "кластеры", в задачу которых входит эффективное освоение и практическая реализация новых научных идей. Под "кластерами" понимаются деловые и научные контакты между учеными, инженерами и бизнес-сообществом. Развитие и использование "кластерных" форм сотрудничества ученых, инженеров и бизнесменов стало объективно необходимым вследствие их высокой эффективности в экономическом освоении новых научных идей.
Следующий пример – венчурное
инвестирование. Смысл венчурного бизнеса
в том, чтобы представить средства
компаниям, не имеющим иных источников
финансирования в обмен на часть
пакета акций, который венчурный
инвестор продает через несколько
лет после вступления в бизнес
за цену, многократно превосходящую
первоначальные вложения. Венчурный
капитал — это долгосрочный рисковый
капитал, инвестируемый в новые
и быстрорастущие компании, многие
из них — малые
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
По данным отчёта (Москва,19 февраля 2009 г) RussiaVerticalMarkets 2008-2012 Forecast, спрос на информационном рынке, начиная с IV квартала 2008 г., резко замедлился и в целом за год составил всего 10,5%. В отчёте подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на информационные технологии по 17 отраслям (или секторам экономики) и 10 категориям продукции информационные технологии, включая оборудование, программное обеспечение и услуги на период 2008-2012 гг. В последние годы российский рынок информации поддерживали нефтедоллары и поток инвестиций, большинство из которых обеспечивали зарубежные кредиты. В IV квартале 2008 г. в результате одновременного воздействия мирового финансового кризиса и значительного падения цен на сырьевые материалы - основу российского экспорта, в стране начался экономический спад, сильнейший в постсоветский период, и соответствующее падение затрат на информационные ресурсы.
IDC ожидает, что в 2009
году расходы на рынке
Рынок информации в России и Европе существенно различается (Рисунок 1). Если за рубежом основная доля рынка приходится на программное обеспечение (около 55%), то в России наибольший объем имеет рынок IT-услуг. Связано это, прежде всего с большим количеством контрафактного программного обеспечения на российском рынке, что существенно уменьшает объем рынка.
Рисунок 1 - Структура рынка IT в России и Западной Европе в 2006 г.
С ужесточением российского
законодательства в области авторского
права можно ожидать в
По прогнозам экспертов, объем российского экспорта в сфере информационных технологий к 2010 году может достичь 10 миллиардов долларов ежегодно против 2 миллиардов долларов в настоящее время. В то же время российские компании испытывают серьезное давление на мировом рынке со стороны конкурентов из Китая, Индии и других развивающихся стран.
Одной из характерных тенденций
последних лет стало
Анализ данных, представленных на рисунке 2, позволяет сделать вывод о том, что удельный вес компьютерных и информационных услуг в общем объеме импорта "прочих услуг" сократился с 2,7% в 2001 г. до 1,2% в 2005 г., а доля экспорта данного вида услуг, напротив, увеличилась с 1,1% в 2001 г. до 1,7% в 2005 г. Таким образом, можно говорить о повышении значимости экспорта компьютерных и информационных услуг и снижении зависимости от их импорта. Несмотря на то, что Россия является нетто-импортером данного вида услуг, сальдо внешнеторговых операций имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2003 г. этот показатель составил 282 млн. долл., а в 2005 г. снизился до 60 млн. долл.
Рисунок 2 - Доля внешней торговли
компьютерными и
Россия становится все
более конкурентоспособным
Россия на сегодняшний день уступает странам – лидерам по объемам экспорта компьютерных и информационных услуг, Ирландии, Индии и США, показатели которых в 2003 г. составили 17 млрд. долл., 14 млрд. долл. и 10 млрд. долл. соответственно. Но она опережает вышеупомянутые страны по среднегодовым темпам прироста объемов экспорта данного вида услуг.
Основными внешнеторговыми
партнерами России на мировом рынке
компьютерных и информационных услуг
при осуществлении импортных
операций являются США и страны ЕС,
что находится в общем русле
развития международной торговли услугами
между Россией и
Информация о работе Информация и информационные процессы в экономике