Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа
Цель работы: исследовать роль и значение инновации в российском образовании, а также в системе образования Ивановского района.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- дать понятие инновациям в образовании;
- рассмотреть классификацию инноваций в образовании;
- выделить основные критерии педагогических инноваций;
- раскрыть роль инноваций в развитии школы;
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретические аспекты инноваций в сфере образования………...5-18
Понятие об инновациях в образовании……………………………….5-10
Классификация инноваций в образовании…………………………..10-14
Критерии педагогических инноваций………………………………..14-18
Глава 2. Анализ инноваций в педагогической деятельности по Ивановскому району…………………………………………………………………………19-25
2.1. Роль инноваций в развитии школы…………………………………….19-21
2.2. Инновационная педагогическая деятельность в Ивановском районе.21-25
Заключение…………………………………………………………………...26-28
Библиография………………………………………………………………...29-30
В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и пропагандистом новых педагогических идей и технологий. Изучать и распространять опыт отдельного педагога и опыт школы, результаты научных исследований должны группы подготовленных учителей под руководством заместителя директора по научной работе или завуча школы.
Необходимость создания таких групп
объясняется рядом
В-третьих, новшество в изложении
автора не всегда получает обоснованную
научную и методическую инструментовку.
В-четвертых, при изложении автором
своих инноваций и путей их
внедрения со стороны учителей-коллег
может проявиться реакция "отторжения"
в силу личностных особенностей как
автора, так и его коллег. В-пятых,
указанная группа способна взять
на себя функции не только внедрения,
но и последующего анализа и коррекции
как в отношении отдельного учителя,
так и педагогического
1.2. Классификация инноваций в образовании
Существуют различные виды инноваций, в зависимости от признака, по которому их разделяют.
- педагогические
(обеспечивают педагогический
- управленческие.
2) по характеру вносимых
- радикальные
(основаны на принципиально
- комбинаторные
(новое сочетание известных
- модифицирующие
(совершенствуют и дополняют
3) по масштабу вносимых изменений:
- локальные (независимые друг от друга изменения компонентов);
- модульные
(взаимосвязанные группы
- системные (полная реконструкция системы как целого).
4) по проблематике:
- инновации,
направленные на изменение
- инновации, направленные
на разработку новых форм, технологий
и методов учебно-
- инновации, направленные
на отработку нового
- инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления. [3, c.68]
5) в зависимости от
области реализации или
- в содержании образования;
- в технологиях
обучения, в сфере воспитательных
функций образовательной
- в структуре
взаимодействия участников
6) по источнику возникновения:
- внешние (за пределами образовательной системы);
- внутренние (разрабатываются
внутри образовательной
7) по масштабу использования:
- единичные;
- диффузные.
8) в зависимости от функциональных возможностей:
- нововведения-условия
(обеспечивают эффективный
- нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
- организационно-управленческие
нововведения (качественно новые
решения в структуре
9) по масштабности и социально-
- федеральные;
- региональные;
- субрегиональные
(предназначены для
10) по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности:
- инновации нулевого
порядка (это практически
- инновации первого
порядка (характеризуются
- инновации второго
порядка (представляют собой
- инновации третьего
порядка (адаптационные
- инновации четвертого
порядка (содержат новый
- инновации пятого
порядка (инициируют создание
образовательных систем “
- инновации шестого
порядка (в результате
- инновации седьмого
порядка (представляют высшее, коренное
изменение образовательных
11) по осмыслению перед внедрением инноваций:
- случайные (инновации
надуманные и привнесённые
- полезные (инновации,
соответствующие миссии
- системные (инновации,
выведенные из проблемного
Опираясь на выше изложенное, можно
сформулировать основную закономерность
проектирования инноваций: чем выше
ранг инноваций, тем больше требования
к научно-обоснованному
Для полного и точного
Формирование инновационной
Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения. [7. c. 50]
Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций. В действительности если ценная педагогическая идея или технология остается в рамках узкого, ограниченного применения, обусловленного особенностями и сложностью технического обеспечения или спецификой деятельности учителя, то вряд ли в данном случае мы можем говорить о педагогическом новшестве. Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению. [18, c. 6]
Знание вышеизложенных критериев
и умение их использовать при оценке
педагогических инноваций создают
основу для педагогического
Анализ специальной литературы
и опыта деятельности школ свидетельствует
о недостаточной интенсивности
применения педагогических новшеств в
практике работы учебных заведений.
Можно выделить как минимум две
причины нереализованных
Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Четкое представление о
Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент "сопротивления" учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.