В педагогической науке и практике
выделяют следующие стадии развития
инноваций, новшеств и нововведений:
- возникновение
или зарождение идеи нового.
- перевод
идеи в цель (целеполагание отражает
ожидаемые результаты деятельности,
достигаемые за определенный
период времени). Этапы постановки
цели: сбор информации, информация
о субъективном образе реальной
ситуации у членов педагогического
процесса (учителей, учащихся, родителей,
представителей общественности); информация
о желаемом образе нового; информация
о возможном плане действий
по изменению существующей ситуации;
формулировка цели и принятие
ее всеми участниками воспитательно-образовательного
процесса.
- разработка
путей реализации цели и проектирование.
- реализация
проекта.
- распространение
новой практики.
- рутинизация,
переход в новое качество и
функционирование в новом режиме.
(Существующий термин «рутинизация»
соответствует нем.routine - рутина, как привычный
навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta
via - проторенная дорога'. В обычном
понимании слово «рутина», которое вошло
в русский словарь в первой половине XIX
в., означает «консервативный, годами заведенный
распорядок, рабское следование отжившему
шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо
перемен». Исходя из этого, мы считаем,
что применение термина «рутинизация»
к инновационным процессам является неточным).
Если инновация - это нововведение, новшество,
изменение, то формирование, развитие
содержания и организации нового является
инновационным процессом как комплексной
деятельностью по созданию, освоению,
использованию и распространению новшеств,
помогающих перевести систему образования
в режим развития. [15, c. 76]
Источниками зарождения инновационных
процессов в практике образовательного
учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя,
педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- педагогический опыт, рожденный
в других школах;
- директивы и нормативные документы;
.
- мнение потребителя образовательных
услуг;
- потребности педагогического
коллектива работать по-новому;
- потребности региона, страны
в изменении ситуации в образовании;
- достижения, разработки всего
комплекса наук о человеке
и др.
Введение инноваций благоприятствует
прогрессивному развитию образовательной
действительности только в том случае,
если учебное заведение рассматривается
как целостный многофакторный объект
произвольной природы, когда учитывается
объективная многонаправленность деятельности
всех участников педагогической и управленческой
деятельности. Нарастание, усложнение
одних функций и структур, повышение уровня
организации целостной системы может
сопровождаться упрощением, даже свертыванием
других. Отсюда следует вывод: диалектическая
взаимосвязь прогресса и регресса в системе
образования обуславливает сложные оценки
результатов развития учебных заведений,
что может быть достигнуто только при
изучении влияния нововведений на существенные
факторы числовой и нечисловой природы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИЙ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИВАНОВСКОМУ
РАЙОНУ
2.1. Роль инноваций в
развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована
ситуация в школе, определены, какие
результаты работы школы необходимо
улучшить, естественно, возникает потребность
в обоснованном выборе идей, с помощью
которых это можно было бы сделать
наилучшим образом. Выбор идей неизбежен
потому, что для достижения одних
и тех же целей, тех или иных
результатов могут быть отобраны
разные нововведения, каждое из которых
имеет свои сильные и слабые стороны.
Казалось бы, такая логика размышлений
очевидна, однако в реальной практике
она часто не выдерживается. Вместо
обоснованного подхода к выбору
идей мы видим:
- стремление почти без всякого
выбора внедрить, освоить буквально
всё, чего раньше не было, что
где-то услышали, увидели (не случайно
о таких школах говорят, что
они так “бешено“ развиваются,
что не успевают нормально
функционировать);
- стремление перепробовать, освоить
новое подряд, дабы таким образом
найти оптимальную для своей
школы идею. Это, фактически, работа
вслепую (слепые пробы и естественно
- многочисленные ошибки);
- стремление осваивать непременно
то, что осваивают соседи из
окрестных школ для того, чтобы
выдержать конкуренцию в борьбе
за контингент учащихся, за хорошее
мнение родителей, руководителей
органов управления образованием
своего округа;
- отчётливо прослеживается стремление
любой ценой не отстать от
моды, быть на её гребне, а потому
они очертя голову стремятся
к статусу инновационной школы
и непременно с вычурным, сложным
названием;
- готовность принять к осуществлению
любую рекомендацию, любое указание
местных органов управления образованием,
касающееся освоения той или
иной новой идеи. [20]
Нетрудно понять, что все эти
подходы к нововведениям в
школе чреваты серьёзными издержками,
такими, как колоссальные перегрузки
детей и учителей, снижение успеваемости
по тем предметам, которые не охвачены
“экспериментальной“ работой, поскольку
освоение неактуальной, неоптимальной
чужой идеи, да ещё освоение неграмотное
отнимает у учителей, охваченных этой
деятельностью, все силы и время,
что неизбежно приводит к дестабилизации
педагогического процесса.
Выбор идей реализуется путём их
обсуждения, продумывания группой компетентных
лиц – экспертов (это наиболее
зрелые и прогрессивные работники
школы, приглашённые специалисты). Он включает
сравнительную оценку идей по ряду
параметров и является творческим актом.
Оценка идей может осуществляться как
с помощью мысленного экспериментирования,
так и на основе разработки проектов
деятельности предполагаемых участников
преобразования.
Необходимо продумывать весь организационный
механизм выбора идей, включающий сбор
предложений учителей, детей и
родителей с помощью собеседования
и анкетирования, выявление предпочтений
всех групп людей, участвующих в
инновационном процессе, обсуждение
отобранных инноваций на заседаниях
методобъединений, творческих микрогрупп,
кафедр, а в случае необходимости
– на заседании педсовета. Идти в
достижении цели руководитель должен
не только и не столько от себя, сколько
от других - исполнителей, реализаторов
будущих нововведений. Очень важно,
чтобы именно они сами участвовали
в поиске, оценивали и выбирали
новые идеи для освоения. Иначе
их работа не будет иметь нужной
мотивировки и не будет никакого
обновления в способах управления инновациями
в школе. [19]
Анализ специальной литературы
и опыта деятельности школ свидетельствует
о недостаточной интенсивности
применения педагогических новшеств в
практике работы учебных заведений.
Можно выделить как минимум две
причины нереализованности педагогических
инноваций. Первая причина состоит
в том, что инновация, как правило,
не проходит необходимой профессиональной
экспертизы и апробации. Второй причиной
является то, что внедрение педагогических
нововведений предварительно не подготовлено
ни в организационном, ни в техническом,
ни, самое главное, в личностном, психологическом
отношении.
Чёткое представление о содержании
и параметрах педагогических инноваций,
владение методикой их применения позволяют
как отдельным учителям, так и
руководителям учебных заведений
объективно оценивать и прогнозировать
их внедрение. Торопливость во внедрении
инноваций не раз приводила школу
к тому, что рекомендованное, чаще
сверху, нововведение по прошествии некоторого
(непродолжительного) времени забывалось
или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации
является отсутствие в школах инновационной
среды – определённой морально-психологической
обстановки, подкреплённой комплексом
мер организационного, методического,
психологического характера, обеспечивающих
введение инноваций в образовательный
процесс школы. Отсутствие такой
инновационной среды проявляется
в методической неподготовленности
учителей, в их слабой информированности
по существу педагогических нововведений.
Наличие благоприятной инновационной
среды в педагогическом коллективе
снижает коэффициент «сопротивления»
учителей нововведениям, помогает преодолеть
стереотипы профессиональной деятельности.
Инновационная среда находит
реальное отражение в отношении
учителей к педагогике.
2.2.Инновационная педагогическая
деятельность в Ивановском районе
В районе сформирована социально-целесообразная
система образования по подготовке
конкурентно-способного образованного
выпускника. В основу деятельности
педагогического сообщества в 2010 году
положена реализация Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» и
реализация Программы развития образования
района до 2015 года.
Использование программных мероприятий
за 2010 год сказалось на позитивной
динамике развития системы образования
района в целом и на развитии каждого
образовательного учреждения. Реализация
программы развития и участие в реализации
комплексного проекта модернизации образования
Амурской области в Ивановском районе
позволили:
- усилить процесс профилирование
средней школы, её интеграции
с высшими и средними профессиональными
учебными заведениями. Более 70
% выпускников успешно поступают
и продолжают обучение в ВУЗах,
СУЗах области;
- положительно решать вопросы
подготовки кадров по использованию
информационных технологий через
совместную деятельность с БГПУ,
ИПК и ППК;
- обеспечить воссоздание детских
организаций и движений, усилить
внимание педагогов к школьному
самоуправлению;
- сохранить сеть учреждений
дополнительного образования. Увеличить
число направлений и количество
детских объединений;
- обеспечить качественный подвоз
школьников из 18 сел в 11 школ
по 15 маршрутам;
- создать условия для современного
прохождения образовательными учреждениями
процедур лицензирования и аккредитации;
- организовать в 15 школах горячее
и в 4-х школах буфетное питание
для
86 % школьников;
- усилить роль и ответственность
органа опеки и попечительства
в решении жизненных проблем
ребенка;
- создать концептуальную модель
управления качеством образования
на муниципальном уровне, что
позволило повысить качество
образования как в отдельной
школе, так и в районе в
целом. Успеваемость в районе
составила в 2009-2010 учебном году
98,6 %, качество знаний – 41 %. С
золотой медалью окончили школу
8 учащихся из трех ОУ района,
с серебряной медалью окончили
3 выпускника. В 2009 году из 143 выпускников
дневных школ при сдаче ЕГЭ
не преодолели минимальный порог
8 человек. В 2010 году – из 149
выпускников не преодолели минимальный
порог 6выпускников. В районе
сформировалась и продолжает развиваться
система работы по поддержке способных
и одаренных детей. Более 159 старшеклассников
приняло участие в районной олимпиаде.
Школьники района достойно представляли
район на зональном, региональном форумах,
конференциях, слетах, фестивалях. [21]
МОУ СОШ с.Березовка включена в
число пилотных школ по введению Федерального
государственного стандарта на первой
ступени обучения.
- активизировать учебно-исследовательскую
и опытническую деятельность
учащихся, которая способствует
участию школьников в проектах
различной направленности;
- продолжить работу по интеграции
воспитания в общий процесс
обучения и развития. Совершенствовать
принцип системного подхода в
организации воспитательного процесса.
Проводимая работа позволила
улучшить условия для занятий
детей в УДО, в школьных секциях
и кружках. Количество учащихся
занятых в них составило более
75 %;
- сохранить и укрепить кадровый
потенциал. В школах района
работает 391 педагог, из них 321
имеют высшее образование, 18 –
обучаются заочно, 75 % педагогов имеют
квалификационные категории, в
2010 году 6 молодых специалистов начали
работать в школах района. По
реализации приоритетного национального
проекта «Образование» 5 учителей
приняли участие в конкурсном
отборе на получение денежного
поощрения лучших учителей. 7 педагогов
в районном конкурсе «Учитель
года- Ивановского района 2010»;
- продолжить в ОУ создание
учебно-материальной базы, отвечающей
современным требованиям. В 2010
году в рамках подготовки ОУ
к новому учебному году было
выделено и израсходовано из
регионального бюджета 6340.5 тыс.рублей,
из местного – 5122,2 тыс. рублей.
В том числе по направлениям
затрат: на ремонт и реконструкцию
зданий – 7702,8 тыс.рублей, на обеспечение
пожарной безопасности – 909,1 тыс.
рублей, на проведение антитеррористических
мероприятий – 1-79,9 тыс. рублей.
Сегодня во всех ОУ района
установлена автоматическая пожарная
сигнализация, в 27 ОУ (100 %) работает
система оповещения при пожаре, электрооборудование
и электропроводка соответствует установленным
требованиям;
- на базе 15-ти школ за счет
текущего финансирования обеспечить
работу центров дошкольных образовательных
услуг по подготовке детей
к школе.
Открыты группы дошкольного воспитания
в МОУ СОШ с.Семиозерка, Петропавловка
на 40 мест.
- осуществить укрепление базы
физической культуры и спорта
сельских школ, путем ремонта
и восстановления спортивных
залов, площадок при школах. К
районной ежегодной спартакиаде
школьников до 100 тысяч рублей
выделяется на ремонт стадиона
в с.Ивановка и более 150 тысяч
рублей на проведение школьной
спартакиады. Во всех образовательных
учреждениях в учебные планы
школ введен третий час физкультуры.