Инновации в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать роль и значение инновации в российском образовании, а также в системе образования Ивановского района.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- дать понятие инновациям в образовании;
- рассмотреть классификацию инноваций в образовании;
- выделить основные критерии педагогических инноваций;
- раскрыть роль инноваций в развитии школы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретические аспекты инноваций в сфере образования………...5-18
Понятие об инновациях в образовании……………………………….5-10
Классификация инноваций в образовании…………………………..10-14
Критерии педагогических инноваций………………………………..14-18
Глава 2. Анализ инноваций в педагогической деятельности по Ивановскому району…………………………………………………………………………19-25
2.1. Роль инноваций в развитии школы…………………………………….19-21
2.2. Инновационная педагогическая деятельность в Ивановском районе.21-25
Заключение…………………………………………………………………...26-28
Библиография………………………………………………………………...29-30

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

- возникновение  или зарождение идеи нового.

- перевод  идеи в цель (целеполагание отражает  ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный  период времени). Этапы постановки  цели: сбор информации, информация  о субъективном образе реальной  ситуации у членов педагогического  процесса (учителей, учащихся, родителей,  представителей общественности); информация  о желаемом образе нового; информация  о возможном плане действий  по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие  ее всеми участниками воспитательно-образовательного  процесса.

- разработка  путей реализации цели и проектирование.

- реализация  проекта.

- распространение  новой практики.

- рутинизация,  переход в новое качество и  функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация»  соответствует нем.routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития. [15, c. 76]

Источниками зарождения инновационных  процессов в практике образовательного учреждения являются:

- интуиция творческого руководителя, педагога;

- опыт, рожденный в данной школе;

- педагогический опыт, рожденный  в других школах;

- директивы и нормативные документы; .

- мнение потребителя образовательных  услуг;

- потребности педагогического  коллектива работать по-новому;

- потребности региона, страны  в изменении ситуации в образовании;

- достижения, разработки всего  комплекса наук о человеке  и др.

Введение инноваций благоприятствует прогрессивному развитию образовательной  действительности только в том случае, если учебное заведение рассматривается  как целостный многофакторный объект произвольной природы, когда учитывается объективная многонаправленность деятельности всех участников педагогической и управленческой деятельности. Нарастание, усложнение одних функций и структур, повышение уровня организации целостной системы может сопровождаться упрощением, даже свертыванием других. Отсюда следует вывод: диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса в системе образования обуславливает сложные оценки результатов развития учебных заведений, что может быть достигнуто только при изучении влияния нововведений на существенные факторы числовой и нечисловой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИЙ  В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИВАНОВСКОМУ  РАЙОНУ

2.1. Роль инноваций в  развитии школы

После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие  результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность  в обоснованном выборе идей, с помощью  которых это можно было бы сделать  наилучшим образом. Выбор идей неизбежен  потому, что для достижения одних  и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых  имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений  очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:

- стремление почти без всякого  выбора внедрить, освоить буквально  всё, чего раньше не было, что  где-то услышали, увидели (не случайно  о таких школах говорят, что  они так “бешено“ развиваются,  что не успевают нормально  функционировать);

- стремление перепробовать, освоить  новое подряд, дабы таким образом  найти оптимальную для своей  школы идею. Это, фактически, работа  вслепую (слепые пробы и естественно  - многочисленные ошибки);

- стремление осваивать непременно  то, что осваивают соседи из  окрестных школ для того, чтобы  выдержать конкуренцию в борьбе  за контингент учащихся, за хорошее  мнение родителей, руководителей  органов управления образованием  своего округа;

- отчётливо прослеживается стремление  любой ценой не отстать от  моды, быть на её гребне, а потому  они очертя голову стремятся  к статусу инновационной школы  и непременно с вычурным, сложным  названием;

- готовность принять к осуществлению  любую рекомендацию, любое указание  местных органов управления образованием, касающееся освоения той или  иной новой идеи. [20]

Нетрудно понять, что все эти  подходы к нововведениям в  школе чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки детей и учителей, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены “экспериментальной“ работой, поскольку  освоение неактуальной, неоптимальной  чужой идеи, да ещё освоение неграмотное  отнимает у учителей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса.

Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники  школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как  с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования.

Необходимо продумывать весь организационный  механизм выбора идей, включающий сбор предложений учителей, детей и  родителей с помощью собеседования  и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в  инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости  – на заседании педсовета. Идти в  достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько  от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали  в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе  их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями  в школе. [19]

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует  о недостаточной интенсивности  применения педагогических новшеств в  практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две  причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит  в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.

Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют  как отдельным учителям, так и  руководителям учебных заведений  объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении  инноваций не раз приводила школу  к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.

Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной  среды – определённой морально-психологической  обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный  процесс школы. Отсутствие такой  инновационной среды проявляется  в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности  по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной  среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления»  учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит  реальное отражение в отношении  учителей к педагогике.

 

2.2.Инновационная педагогическая  деятельность в Ивановском районе

В районе сформирована социально-целесообразная система образования по подготовке конкурентно-способного образованного  выпускника. В основу деятельности педагогического сообщества в 2010 году положена реализация Национальной образовательной  инициативы «Наша новая школа» и  реализация Программы развития образования  района до 2015 года.

Использование программных мероприятий  за 2010 год сказалось на позитивной динамике развития системы образования  района в целом и на развитии каждого образовательного учреждения. Реализация программы развития и участие в реализации комплексного проекта модернизации образования Амурской области в Ивановском районе позволили:

- усилить процесс профилирование  средней школы, её интеграции  с высшими и средними профессиональными  учебными заведениями. Более 70 % выпускников успешно поступают  и продолжают обучение в ВУЗах,  СУЗах области;

- положительно решать вопросы  подготовки кадров по использованию  информационных технологий через  совместную деятельность с БГПУ, ИПК и ППК;

- обеспечить воссоздание детских  организаций и движений, усилить  внимание педагогов к школьному  самоуправлению;

- сохранить сеть учреждений  дополнительного образования. Увеличить  число направлений и количество  детских объединений;

- обеспечить качественный подвоз  школьников из 18 сел в 11 школ  по 15 маршрутам;

- создать условия для современного  прохождения образовательными учреждениями  процедур лицензирования и аккредитации;

- организовать в 15 школах горячее  и в 4-х школах буфетное питание  для 

86 % школьников;

- усилить роль и ответственность  органа опеки и попечительства  в решении жизненных проблем  ребенка;

- создать концептуальную модель  управления качеством образования  на муниципальном уровне, что  позволило повысить качество  образования как в отдельной  школе, так и в районе в  целом. Успеваемость в районе  составила в 2009-2010 учебном году 98,6 %, качество знаний – 41 %. С  золотой медалью окончили школу  8 учащихся из трех ОУ района, с серебряной медалью окончили 3 выпускника. В 2009 году из 143 выпускников  дневных школ при сдаче ЕГЭ  не преодолели минимальный порог  8 человек. В 2010 году – из 149 выпускников не преодолели минимальный  порог 6выпускников. В районе  сформировалась и продолжает развиваться система работы по поддержке способных и одаренных детей. Более 159 старшеклассников приняло участие в районной олимпиаде. Школьники района достойно представляли район на зональном, региональном форумах, конференциях, слетах, фестивалях. [21]

МОУ СОШ с.Березовка включена в  число пилотных школ по введению Федерального государственного стандарта на первой ступени обучения.

- активизировать учебно-исследовательскую  и опытническую деятельность  учащихся, которая способствует  участию школьников в проектах  различной направленности;

- продолжить работу по интеграции  воспитания в общий процесс  обучения и развития. Совершенствовать  принцип системного подхода в  организации воспитательного процесса. Проводимая работа позволила  улучшить условия для занятий  детей в УДО, в школьных секциях  и кружках. Количество учащихся  занятых в них составило более  75 %;

- сохранить и укрепить кадровый  потенциал. В школах района  работает 391 педагог, из них 321 имеют высшее образование, 18 –  обучаются заочно, 75 % педагогов имеют  квалификационные категории, в  2010 году 6 молодых специалистов начали  работать в школах района. По  реализации приоритетного национального  проекта «Образование» 5 учителей  приняли участие в конкурсном  отборе на получение денежного  поощрения лучших учителей. 7 педагогов  в районном конкурсе «Учитель  года- Ивановского района 2010»;

- продолжить в ОУ создание  учебно-материальной базы, отвечающей  современным требованиям. В 2010 году в рамках подготовки ОУ  к новому учебному году было  выделено и израсходовано из  регионального бюджета 6340.5 тыс.рублей, из местного – 5122,2 тыс. рублей. В том числе по направлениям  затрат: на ремонт и реконструкцию  зданий – 7702,8 тыс.рублей, на обеспечение  пожарной безопасности – 909,1 тыс.  рублей, на проведение антитеррористических  мероприятий – 1-79,9 тыс. рублей. Сегодня во всех ОУ района  установлена автоматическая пожарная  сигнализация, в 27 ОУ (100 %) работает  система оповещения при пожаре, электрооборудование и электропроводка соответствует установленным требованиям;

- на базе 15-ти школ за счет  текущего финансирования обеспечить  работу центров дошкольных образовательных  услуг по подготовке детей  к школе.

Открыты группы дошкольного воспитания в МОУ СОШ с.Семиозерка, Петропавловка  на 40 мест.

- осуществить укрепление базы  физической культуры и спорта  сельских школ, путем ремонта  и восстановления спортивных  залов, площадок при школах. К  районной ежегодной спартакиаде  школьников до 100 тысяч рублей  выделяется на ремонт стадиона  в с.Ивановка и более 150 тысяч  рублей на проведение школьной  спартакиады. Во всех образовательных  учреждениях в учебные планы  школ введен третий час физкультуры.

Информация о работе Инновации в сфере образования