Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций …………………...5
1.1. Сущность иностранных инвестиций…………………………………5
1.2. Функции инвестиций………………………………………………….8
1.3. Виды иностранных инвестиций……………………………………..10
1.4. Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Практические механизмы оценки иностранных инвестиций и их роли в РФ ………………………………………………………………………...16
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций……………………..….16
2.2. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе……………………………………………………………………………....25
2.3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций….35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения………………………………………………………………….......41

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала. Ведущими инвесторами являются экономически развитые страны, в первую очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме зарубежных прямых инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной Европы и Японии возросли (соответственно с 37% до 44% и с 1% до 10%).

В 2003 г. общемировой приток только прямых иностранных инвестиций оценивался в 370 млрд. долл. Как правило, главным их источником являются транснациональные корпорации (ТНК). Сто наиболее крупных в мире по размерам иностранных активов ТНК владеют через свои иностранные филиалы почти 2 трлн. долл., контролируя, по экспертным оценкам, пятую часть глобальных зарубежных активов (табл. 1).

Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения.

 

1.4. Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны

 

Исследования по выявлению  эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили:

- ПИИ (прямые иностранные  инвестиции) могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках;

- ПИИ содействуют экономическому росту, если они более рентабельны или прибыльны по сравнению с национальными капиталовложениями;

- вклад ПИИ в увеличение  экономического роста возможен  только в условиях наличия  связи между ПИИ и уровнем  квалификации трудовых ресурсов.

ПИИ — основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики ПИИ могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну.

Эффект ПИИ на экономическое  развитие зависит от уровня квалификации рабочей силы в принимающей стране. Существует тесная взаимосвязь между ПИИ и уровнем образования занятых лиц. ПИИ, как сказано выше, — основной канал передачи технологии, а ее реализация требует соответствующего уровня подготовки местных кадров, которые могут эффективно работать с передовыми технологиями. Это, в свою очередь, определяет влияние зарубежных капиталовложений на трудовые ресурсы — на уровень занятости, на стоимость оплаты труда, а также на рост квалификации.

Предприятием с иностранными инвестициями (direct investment enterprise) является акционерное или неакционерное предприятие, в котором прямому инвестору-резиденту другой страны принадлежит более 10 %  обыкновенных акций и голосов (в акционерном предприятии) или их эквивалент ( в неакционерном предприятии).

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании (subsidiary) - предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50 % капитала;
  • ассоциированной компании (associate) - предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50 %  капитала;
  • филиала (branch) - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Граница для предприятий  с иностранными инвестициями в 10 % капитала, принадлежащего иностранному инвестору, установлена международными организациями условно в целях обеспечения  сопоставимости учета движения прямых инвестиций. Сделано это было на основе многочисленных исследований, которые показали, что в современных условиях 10 % - это часть капитала предприятия, контроль над которым необходим и недостаточен, чтобы осуществлять контроль над предприятием в целом. Однако некоторые страны мира относят к числу предприятий с прямыми инвестициями и те предприятия, в которых иностранный прямой инвестор владеет менее 10 % обычных акций в случае, если он, тем не менее, контролирует управление этим предприятием. И напротив, даже если иностранный инвестор владеет более чем 10 % акций предприятия, но не обладает правом влиять на принятие решений, такое предприятие может быть исключено из числа предприятий с иностранными инвестициями. Большинство предприятий с иностранными инвестициями являются либо филиалами, либо дочерними компаниями иностранного прямого инвестора.

Прямым инвестором (direct investor) могут быть государственные и частные организации, физические и юридические лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В числе прямых инвесторов выделяется группа финансовых предприятий (банков, инвестиционных, страховых и иных непромышленных компаний), которые служат посредниками на финансовом рынке и через которые осуществляются прямые инвестиции. Они сами также могут осуществлять прямые инвестиции, которыми считаются только сделки банков, связанные с возникновением долгосрочных долговых обязательств и приобретением акций  и доли в основном капитале зарубежных компаний. Депозиты и другие обычные для банковской сферы активные и пассивные операции считаются портфельными или прочими инвестициями. Если в течение определенного периода инвестор увеличил свою долю в капитале иностранного предприятия, например, с 5 %, которые считались портфельными инвестициями, до более чем 10 %, то только новый приток капитала из-за рубежа считается прямой инвестицией.

Инвестиционная политика осуществляется в рамках национальной внешнеэкономической стратегии. Ее специфика зависит как от содержания и целей преобладающего направления внешнеторговой политики — импортной или экспортной политики, так и от соотношения между тенденциями внешнеторговой политики — между протекционизмом и либерализацией.

При разработке национальной политики регулирования инвестиционных потоков государство учитывает их возможное негативное влияние. По мнению зарубежных аналитиков, следует выделить три момента:

1) вложение иностранного  капитала в производство происходит  одноразово, а вывоз прибыли — постоянно. Это ведет к выравниванию объема ранее ввезенного (в форме капиталовложений) и вывезенного капитала (в форме прибыли и доходов). Таким образом, осуществляется «старение» инвестиций. Однако далеко не всегда инвестор полностью вывозит полученную прибыль. Чтобы стимулировать реинвестирование полученной прибыли в принимающей стране, необходим стабильный и благоприятный инвестиционный климат,

2) как известно, капитал  (иностранный или национальный) вкладывается в отрасли, обеспечивающие наиболее быструю и эффективную отдачу, что может привести к диспропорциональному развитию национальной экономики, если государство не будет регулировать направления капиталопотоков. Сказанное относится также к экологически грязным отраслям производства, переносимым из промышленно развитых стран в развивающиеся государства и в страны с переходной экономикой со сравнительно мягкими стандартами защиты окружающей среды;

3) выделяют и психологический  момент, а именно отрицательное  отношение частнопредпринимательского сектора, отдельных граждан принимающей страны к владению иностранным капиталом прибыльными отраслями, компаниями, влиянием, которые они оказывают на определение стратегии развития той или иной отрасли экономики и др.

Любое государство как  институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения зарубежных инвестиций для:

- содействия экономическому  росту страны;

- обеспечения экономического  суверенитета и/или получения  максимально возможных экономических преимуществ.

Первая цель требует  установления более высокого уровня иностранной собственности в уставном капитале фирмы и контроля в руках зарубежных собственников, например, в тех отраслях, привлечение капиталовложений в которые положительно влияет на рост производительности труда в принимающей стране. Напротив, вторая цель требует более высокого уровня национальной собственности и сохранения контроля над местными инвесторами.

В целом национальная политика принимающего государства  влияет на отраслевые направления инвестиционных вложений, и в меньшей степени на величину привлекаемого капитала.

Стабильная политическая и макроэкономическая ситуация в  стране, открытость национальной экономики, наличие адекватной инфраструктуры и коммуникаций, сохранение предсказуемой и эффективной правовой и институциональной среды лежат в основе инвестиционной привлекательности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Иностранные инвестиции в Российской Федерации

 

2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций

 

Как известно, перспективы  привлечения иностранных инвестиций в экономику той или иной страны зависят, наряду с прочими факторами, от наличия у нее тех или иных конкурентных преимуществ. Россия несомненно обладает ими, хотя в ходе рыночных реформ ряд их был утрачен. Это относится прежде всего к внутренним ценам, приблизившимся к мировым, стагнирующей промышленной базе, эрозии научно-квалификационного потенциала. Иностранцев отпугивает российская политическая и правовая нестабильность, суровый налоговый климат, усиление криминальных тенденций в обществе.

И, тем не менее, иностранные инвестиции поступают в Россию.

 

Таблица 1

Объем иностранных  инвестиций в экономику России, млн. долл. США

 

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

1995

1876,7

30

889,8

2 796,5

1996

2090

45,4

4 307,7

6 443,1

1997

3897,3

342,8

6 257,9

10 498

1998

3361

191

8 221

11 773

1999

4260

31

5269

9560

2000

4429

145

6 384

10 458

2001

3980

451

9 280

14251

2002

4000

472

15300

19772

2003

6782

401

22515

29699

2004

9420

333

30756

40509


 

 

Данные таблицы 1 и приложений 1-4 показывают, что общий объем иностранных инвестиций в экономику России ежегодно растет. Исключение составляет только 1999 г., что связано с финансовым кризисом августа 1998г.

Наибольший рост иностранных  инвестиций произошел в 2003-2004 гг. В 2003 г. рост иностранных инвестиций, по сравнению с 2002 г., составил 150,1%. В 2004 г. в экономику России поступило 40,5 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 36,4% больше, чем в 2003 году.

Приведенные цифры, с  одной стороны, дают основания для  оптимизма: в целом произошел  значительный рост притока иностранных инвестиций. С другой стороны, следует отметить, что в российской практике уже был период, когда объемы иностранных инвестиций резко возросли (в 1997 г.), что дало повод для разговоров о прорыве в сфере привлечения зарубежного капитала. В итоге дело, как известно, закончилось финансовым кризисом 1998 г. и резким падением объемов иностранных инвестиций.

Ситуация 1997 г. показала, что ко всякого рода оптимистическим  прогнозам необходимо относиться с осторожностью. По этой причине можно выразить ряд сомнений в устойчивости и «прогрессивности» инвестиционного роста.

Наиболее желательными для экономики страны являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они могут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ, по сравнению с другими формами инвестирования, состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики. Кроме того, их приход сопровождается притоком технологий и ноу-хау.

Рассмотрим структуру иностранных инвестиций в экономику России в 1995-2004 гг. (см. приложение 5, таблица 2, рис. 1,2 )

 

 

 

 

 

Таблица 2

Структура иностранных  инвестиций в экономику России, %

 

Год

Прямые

Портфельные

Прочие

Всего

1995

67,1

1,1

31,8

100

1996

32,4

0,7

66,9

100

1997

37,1

3,3

59,6

100

1998

28,5

1,6

69,8

100

1999

44,6

0,3

55,1

100

2000

42,4

1,4

61,0

100

2001

27,9

3,2

65,1

100

2002

20,2

2,4

77,4

100

2003

22,8

1,4

75,8

100

2004

23,3

0,8

75,9

100

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики