Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций …………………...5
1.1. Сущность иностранных инвестиций…………………………………5
1.2. Функции инвестиций………………………………………………….8
1.3. Виды иностранных инвестиций……………………………………..10
1.4. Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Практические механизмы оценки иностранных инвестиций и их роли в РФ ………………………………………………………………………...16
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций……………………..….16
2.2. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе……………………………………………………………………………....25
2.3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций….35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения………………………………………………………………….......41
Рис. 1 Структура иностранных инвестиций в экономику России в 1995 г., %
Рис. 2 Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г., %
Сравнивая данные в таблице 2 и рис. 1, 2 нетрудно заметить, что структура иностранных инвестиций в 2001-2004 г. не претерпела принципиальных изменений и продолжает оставаться неблагоприятной. По-прежнему в ней заметно преобладают «прочие инвестиции», в состав которых входят разного рода кредиты, чья меньшая привлекательность детерминируется платностью – кредиты надо отдавать с процентами. В этом контексте Россия сильно отличается от большинства развитых экономик, где примерно 90% совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции.
Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций.
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой перспективе ждать не стоит. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.
Далее, для России по-прежнему актуальна проблема «бегства капитала». Происходящий рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала.
Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации по итогам 2004 года представлены в таблице 3.
Таблица 3
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам на конец 2004 года, млн.долларов США
Накоплено |
В том числе |
Поступило в 2004 г. | ||||
всего |
в % к итогу |
прямые |
портфельные |
прочие | ||
Всего инвестиций |
81997 |
100 |
36147 |
1593 |
44257 |
40509 |
из них по основным странам-инвесторам |
71150 |
86,8 |
30450 |
1372 |
39328 |
35088 |
в том числе: |
||||||
Кипр |
13790 |
16,8 |
10094 |
585 |
3111 |
5473 |
Нидерланды |
11996 |
14,6 |
8805 |
43 |
3148 |
5107 |
Люксембург |
11880 |
14,5 |
263 |
1 |
11616 |
8431 |
Германия |
9324 |
11,4 |
2550 |
8 |
6766 |
1733 |
Великобритания |
8673 |
10,6 |
1602 |
142 |
6929 |
6988 |
США |
6624 |
8,1 |
4310 |
418 |
1896 |
1850 |
Франция |
3874 |
4,7 |
433 |
0,3 |
3441 |
2332 |
Виргинские о-ва |
1902 |
2,3 |
1144 |
59 |
699 |
805 |
Швейцария |
1684 |
2,1 |
957 |
95 |
632 |
1558 |
Австрия |
1403 |
1,7 |
292 |
21 |
1090 |
811 |
Из таблицы видно, что основные страны-инвесторы - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 80,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 77,6% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
Обращает на себя внимание, что оффшорные зоны Кипр и Виргинские острова являются одними из главных стран-инвесторов России. Их доля в объеме накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику на конец 2004 года равнялась 19,1%, при этом Кипр занимает первое место в структуре накопленных инвестиций. Эти данные позволяют говорить о том, что значительная часть инвестиций из-за рубежа не совсем иностранные, поскольку имеют российское происхождение. По этой причине они обладают некоторыми преимуществами (прежде всего, в сфере защиты капиталов), и потому привлекаются на условиях более благоприятных, чем остальные иностранные инвестиции.
Отличительной особенностью инвестиций развитых стран является их секторальная направленность – большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.
В России же в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления).
Рис. 3 Структура иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г. по отраслям экономики, %
Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.
Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании – очень крупные предприятия «стратегического» значения. Кроме того, существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.
В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы. С участием американских фирм "Conoco", "Exxon", "Underman Smith", "Oxidental", "Fibro Energy", "Petrohunt", "O'Connor", "Bintone Oil&Gaz", французской фирмы "Total", немецкой фирмы "Deminex", канадской фирмы "Canadian Frackmaster" и ряда других уже создано более 30 совместных предприятий по добыче нефти.
Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия – электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.
Несмотря на высокий интерес иностранного капитала к цветной металлургии, перспективы иностранных инвестиций в отрасль остаются неопределенными. Это связано прежде всего с общеэкономической и общеполитической ситуацией. Кроме того, инвестирование в гигантские предприятия (какими являются наиболее рентабельные алюминиевые заводы) в российских условиях сопряжено с дополнительным политическим риском.
Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.
Высокий внутренний спрос на товары бытовой химии способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.
Неплохими экспортными
возможностями и хорошим
Недостатком химической отрасли является то, что многие производства были созданы с военными целями.
Химические предприятия крайне разнородны и вряд ли можно говорить о каких–либо перспективах химической промышленности в целом. Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.
Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.
В целом, следует отметить,
что структура иностранных
Помимо динамики и
структуры иностранных
2.2. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе.
Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с катастрофической нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей.
К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств.
Политическая стабильность обычно оценивается по степени устойчивости функционирующей политической системы, способности властей страны противостоять социально-политической напряженности в обществе и удерживать ее в определенных рамках, обеспечивать строгое соблюдение конституции и правопорядка, гарантировать неизменность провозглашенной стратегии рыночной ориентации.
Макроэкономическая
Категория защиты права собственности и имущественных интересов инвесторов в международной практике обычно подразумевает наличие надежных правовых гарантий против таких действий государственных органов, как принудительное лишение инвесторов принадлежащего им движимого и недвижимого имущества в результате национализации или конфискации без своевременной выплаты владельцу разумной компенсации, неожиданного изменения базисных условий функционирования инвестированного капитала в результате принятия новых радикальных по характеру законов или подзаконных актов властями любого уровня. К этой же категории могут быть отнесены определенные, реально выполнимые гарантии против повышенной криминогенной опасности и действенная защита инвесторов от произвола коррумпированного чиновничества. Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России.
На региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала.
Не вызывает сомнений, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может быть обеспечено и прекращение в РФ затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного из России капитала.
Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в России, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти.
Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1991-2004 гг. было принято более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно без труда убедиться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах.
Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики