Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты иностранных инвестиций …………………...5
1.1. Сущность иностранных инвестиций…………………………………5
1.2. Функции инвестиций………………………………………………….8
1.3. Виды иностранных инвестиций……………………………………..10
1.4. Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны…………………………………………………………………………….11
Глава 2. Практические механизмы оценки иностранных инвестиций и их роли в РФ ………………………………………………………………………...16
2.1. Анализ структуры и динамики инвестиций……………………..….16
2.2. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе……………………………………………………………………………....25
2.3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций….35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложения………………………………………………………………….......41

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Ожидаемое присоединение  России к ВТО потребует весьма серьезной модернизации существующих правовых основ инвестиционной деятельности, и в частности в нефтедобывающей промышленности России. Потребуется существенная перестройка правовых основ внешнеэкономических связей России, обусловленная тем, что многие правовые нормы и предписания, включенные в «пакет» ВТО/ГДТТ, не вполне, а иногда и вовсе не соответствуют действующему российскому законодательству.

Представляет интерес как сами иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. В начале марта 2005 г. действующих в нашей стране инвесторов просили оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России.

Результаты опроса показали следующее:

 

Рис. 4 Оценка иностранными инвесторами существующего в России инвестиционный климата и его отдельных составляющих, %

 

Данные рис. 4 показывают, что макроэкономическая ситуация в России и доступность квалифицированного персонала были расценены позитивно. В числе факторов, оказывающих негативное воздействие, были названы коррупция, а также недостатки в процедурах лицензирования и администрирования, в правоприменении, в соблюдении законов и работе судебной системы, в обеспечении безопасности и защите прав частной собственности, в таможенном режиме. Деловая инфраструктура, политическая среда, существующий налоговый режим и инвестиционный климат в целом получили нейтральную оценку.

В целом главными привлекательными факторами российского рынка для иностранных инвесторов являются:

• очевидный масштаб  страны и ее рынка (население, ресурсы, площадь);

•  распространенное мнение о высокой образованности населения;

•  представление о  выдающихся навыках и талантах в определенных отраслях науки и инжиниринга, основанное на достижениях в производстве оружия, аэрокосмической сфере;

•  природные ресурсы, которые рассматриваются как неоднозначное благо, поскольку они в собственности монополистов, с которыми трудно вести бизнес, а, кроме того, пример других стран (Саудовская Аравия, Венесуэла, Ирак) показывает, что изобилие ресурсов может препятствовать развитию предпринимательства;

•  «нераскрытые секреты» - убеждение, что существуют открытия, разработки, новые технологии и какие-то новые направления бизнеса, которые таинственным образом еще не сообщили окружающему миру о своем существовании. Существуют, мол, и предприниматели-самородки, которых произвела на свет выдающаяся российская культура и которым западные инвесторы могли бы оказать поддержку.

Эти выводы подтверждают и результаты опроса инвесторов, проведенного в марте 2005 г. (рис. 5). Два основных преимущества инвестирования в Россию - это объем российского рынка (88%) и ускорение темпов роста российской экономики (77%). Участники опроса считают также высокое качество и низкую стоимость рабочей силы (55%), макроэкономическую стабильность (46%) и общую политическую стабильность (40%) важными преимуществами при инвестировании в Россию.

 

Рис. 5. Основные преимущества инвестирования в Россию, %

 

Ресурсы рабочей силы в России привлекают иностранных  инвесторов обилием, дешевизной и достаточно высокой квалификацией.

Эти ресурсы являются самыми крупными среди государств бывшего  СССР (около 70 млн. человек занятых  в народном хозяйстве), и по этому  показателю Россия – абсолютный лидер.

Таблица 4

Количество  занятых в государствах бывшего  СССР

 

Страна

Количество занятых, млн. чел.

Россия

70

Украина

23

Узбекистан

8,2

Казахстан

6,7

Белоруссия

4,8


 

Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.

Дешевизна же и квалификация российской рабочей  силы являются в значительной степени  мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, её стоимость растет.

Вместе с  тем с качественными параметрами  российской рабочей силы дело обстоит  не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда – очень низко.

Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем  технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.

Необходимо принять  во внимание, что Россия - не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, - еще один привлекательный момент. У Boeing огромный исследовательский центр в Москве, у Intel - в Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что русские ученые оказались способными решать сложные задачи.

Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику – создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на «латание дыр». Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.

Большинство российских промышленных предприятий имеют  неустойчивое финансовое положение  и устаревшую структуру. Иностранные  инвесторы не привыкли работать с  такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.

Совместное предприятие  позволяет «отгородить» отдельным  юридическим лицом выполнение какого–либо  проекта (например, модернизация части  оборудования или производство новых  видов продукции) от проблем основного  производства. Если российское предприятие находится в очень плохом положении, то в совместное предприятие может быть выделена наиболее жизнеспособная часть производства, которая в дальнейшем развивается с помощью иностранных инвестиций. Кроме того, совместное предприятие позволяет руководству российской стороны не бояться за сохранение своих мест в рамках старой структуры и одновременно внедриться в «новую экономику».

Многие иностранные  компании для работы на российском рынке создают дочерние структуры. Это позволяет компании не иметь  непосредственно дело со «своеобразным» российским рынком и строить отношения с дочерней фирмой на привычной для западного бизнеса основе. Дочерняя фирма, в которой обычно работают российские сотрудники под контролем иностранного управляющего, подготавливает инвестиционные проекты и, по возможности, очищает их от «российской специфики», т.е. производит необходимые согласования с властными структурами, договаривается с заинтересованными сторонами (например, возможная покупка акций предприятия согласовывается с его руководством) и т.п. В результате составляется бизнес–план по западному стандарту (где, по возможности, устранены специфические российские риски), на основе которого материнская компания принимает решение. Дочерняя фирма может также принимать на себя обязательства перед российскими партнерами, защищая материнскую компанию от определенных рисков.

Иностранная компания вместо создания дочерней структуры может  использовать российского агента, который  умеет работать по западным технологиям. Особенно часто это происходит при работе на российских фондовых рынках.

В целом, методы применяемые  иностранными инвесторами при вложении средств определяются тем, что иностранный  капитал стремится:

  • контролировать использование вложенных средств (контролировать структуры, в которые были вложены деньги) и, по возможности, застраховать их от вероятных недружественных действий со стороны российского партнера;
  • по возможности, обеспечить независимость выполняемого проекта от экономического положения российского предприятия–партнера;
  • свести к минимуму неудобства российской финансовой и налоговой системы, таможенных барьеров (в этой области иностранные компании используют те же методы, что и российские).

Рассмотренные преимущества и недостатки инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице.

Таблица 5

SWOT-анализ  иностранных инвестиций в Россию

 

Сильные стороны:

Слабые стороны:

географическое положение (близость к европейскому и азиатскому рынку)

 

квалифицированная рабочая  сила

 

наличие значительного  количества природных ресурсов на территории страны

 

относительно низкие издержки факторов производства

 

принятие Земельного, Таможенного и Налогового Кодексов

 

растущая покупательная  способность внутреннего рынка

Коррупция

 

административные барьеры

 

высокая неопределенность

 

значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса

 

непрозрачность принятия политических решений

 

неэффективность судебной системы

 

«развитая» бюрократия

 

слабое конкурентное законодательство

 

организованная преступность

Возможности

Угрозы

высокий уровень экономического роста

 

макроэкономическая стабильность

 

политическая стабильность

 

проведение структурных  реформ

высокая зависимость  политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти

 

отсутствие согласованной  и целенаправленной политики привлечения ПИИ

 

слабое инвестиционное законодательство


 

2.3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций.

 

31 января 2005 рейтинговое агентство Standard & Poor`s, которое считается самым консервативным в вопросе повышения рейтингов, повысило инвестиционный рейтинг России, отреагировав таким образом на выплату Россией долга Парижскому клубу кредиторов, а также на растущие показатели золотовалютных резервов и улучшение показателей бюджета.

Теперь рейтинг России по версии S&P составляет по обязательствам в иностранной валюте ВВВ+ (предыдущая ступень была ВВВ), по обязательствам в национальной валюте А- (предыдущая ступень – BBB+). Таким образом, S&P перевело России в категорию A.

Агентство Fitch Ratings также повысило кредитный рейтинг страны в иностранной и национальной валюте с «BBB» до уровня «BBB+.

S&P было последним  из «тройки» (Moody's, Fitch и Standard & Poor`s) рейтинговым агентством, присвоившим  России первую рейтинговую ступень  в инвестиционной зоне. В начале 2006 гг. было несколько повышений рейтингов уже в инвестиционной зоне всеми тремя агентствами.

В целом, сдерживающими  факторами для суверенного рейтинга "Fitch" называет зависимость от цен на сырьевые товары и сложный  бизнес-климат, что "вызывает опасения относительно среднесрочных перспектив сохранения существенного роста  инвестиций и экономики".

Тот факт, что Россия получила инвестиционный рейтинг со стороны трех мировых рейтинговых агентств, в определенной мере будет способствовать притоку иностранного капитала в страну, однако не стоит переоценивать его объемы. Вряд ли данный процесс существенно затронет прямые инвестиции, в основном приток будет обеспечен за счет среднесрочного спекулятивного капитала.

В российской экономике  есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Первоочередные меры будут направлены на реализацию существующих конкурентных преимуществ (наличие незагруженных производственных мощностей, квалифицированного персонала, перспективных научно-технических разработок, высокого уровня платежеспособного спроса на продукцию) в перспективных секторах экономики. В частности, предусмотрено:

  • развитие    транспортной    инфраструктуры    за    счет   интеграции 
    транспортных маршрутов России в континентальные транспортные коридоры, формирования   логистических   комплексов,   стыкующих   различные    виды транспорта,      усовершенствования      процесса     управления     транспортной инфраструктурой, использования новых моделей техники;
  • формирование новых и поддержанию существующих экспортных 
    направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • развитие         телекоммуникационной         и         информационной 
    инфраструктуры на всей территории России, за счет повышения доступности информационных услуг для населения и юридических лиц, стимулирования притока инвестиций и улучшения инфраструктуры связи, массового внедрения автоматизированных информационных систем, в том числе в государственных органах;
  • стимулирование экспортоориентированных и импортозамещающих 
    производств с высокой степенью переработки за счет привлечения инвестиций, размещения   государственных   заказов,   применения   правовых   механизмов защиты    отраслей   отечественной   промышленности   от   неравных   условий конкуренции со стороны зарубежных конкурентов;
  • поддержка инноваций и научно-технической деятельности, за счет 
    увеличения     государственного     заказа     на     научно-исследовательские     и инновационные разработки,  формирования  законодательства о  защите прав интеллектуальной  собственности.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики