Иностранные инвестиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

В связи с продолжающейся нестабильностью в экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от инвестиционной политики. Её эффективность определяет прогресс общества. Успешность инвестиционной деятельности связана с выбором альтернативы – либо социально ориентированный научно-технический прорыв в будущее, либо бесперспективная сырьевая ориентация страны.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и виды иностранных инвестиций
2.Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ
3.Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями
4.Влияние государственного регулирования на инвестиционный климат
5.Динамика привлечения иностранных инвестиций по отраслям и регионам
Заключение

Файлы: 1 файл

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)

г) обеспечение  национальной безопасности при допуске  иностранного капитала в экономику России.

Должно  быть также предусмотрено участие  государства в деятельности страховых  учреждений.

Для подготовки постановления Правительства Российской Федерации намечается предоставить предложения по совершенствованию  рынка ценных бумаг, регистрационной  депозитарной деятельности. В настоящее  время Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку  при Правительстве Российской Федерации  совместно с некоторыми российскими  банками и брокерскими фирмами  осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная деятельность компании будет одним из факторов привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями

Опыт  разных стран показывает, что для  привлечения иностранных инвестиций могут использоваться различные  организационные механизмы. В одних  странах эту задачу с успехом  выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные  учреждения.

Анализ международного опыта позволяет выделить несколько  типов организации процессов  привлечения и управления:

1) децентрализованная  система принятия решений с  более или менее выраженной  ролью координирующего органа, в  качестве которого выступает  одно из министерств или ведомств;

2) децентрализованная  система, в которой координирующим  органом является комитет представителей  министерств (министры и их  заместители), занимающихся деятельностью  в сфере регулирования иностранных  инвестиций;

3) создание  независимого органа в структуре  правительства, организационно не  подчиненного другим министерствам  и ведомствам и несущего всю  полноту ответственности за разработку  и осуществление политики в  отношении иностранных инвестиций;

4) передача  ключевых функций выработки и  реализации политики в отношении  иностранных инвестиций специализированному  подразделению в структуре одного  из действующих министерств, с  одновременным возложением на  данное министерство задачи координации  тех функций регулирования инвестиционной  деятельности, которые находятся  в ведении других министерств и ведомств.

Во многом способ организации привлечения  иностранных инвестиций обусловлен исторически сложившейся в стране системой управления экономикой. Оказывают  воздействие и многие другие экономические, политические и институциональные  факторы, специфичные для конкретных стран.

В современном  мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных  агентств, ответственных за привлечение  и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства  имеют порядка 100 стран. Такие агентства  существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства  по иностранным инвестициям находятся  в подчинении базовых экономических  министерств, либо в рамках этих министерств  созданы подразделения соответствующей  специализации. Такое положение  дел характерно, в частности, для  Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных  вариантов. В частности, для Ирана  и Мексики характерно сочетание  вариантов 4 и 2, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования  иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических  министерств, а основные функции  межведомственной координации возлагаются  на комитеты правительства, состоящие  из представителей руководства министерств и ведомств.

На данные агентства возлагается выполнение трех основных функций:

1) создание  благоприятного имиджа страны  в глазах потенциальных инвесторов;

2) осуществление  целевого привлечения иностранных  инвестиций путем идентификации  перспективных иностранных компаний  и целенаправленной работы по  привлечению их инвестиций в  национальную экономику;

3) оказание  инвесторам услуг, связанных с  осуществлением инвестиционной  деятельности.

Следует отметить, что создание специализированных агентств (как, впрочем, и других учреждений) само по себе не гарантирует эффективность  их работы. Известны случаи, когда подобные организации не справлялись с  поставленными перед ними задачами.

 

 

  1.  Влияние государственного регулирования на инвестиционный климат.

В настоящее  время можно утверждать, что в  России сложились неблагоприятные  условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, продолжающимся экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие  налоги, правовая незащищенность и  нерешенность многих вопросов собственности  не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов – не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.

Российское  законодательство, регулирующее иностранные  инвестиции неполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранные  капиталовложения и слабо затрагивает  вопросы допуска иностранного капитала на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другой стороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильно регламентированы.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений - одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов (в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на недвижимость). Это приводит, во-первых, к неопределенности - что можно делать и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и времени.

Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-Cola понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно сооружение завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальных отношений в сфере купли/продажи земли и пользования коммуникациями привело к тому, что компании пришлось “выбивать” участок для завода у горсовета (уверенного, что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия и обустраивать окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным сетям. Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирме Mars потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики.

Нефтяным  СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз нефти. Возможность получения таких  льгот решается в субъективном порядке, а сами льготы действуют в течение  ограниченного срока - после чего процесс начинается с начала. Однако даже получение таких льгот не означает, что подобное соглашение будет выполнено. Например, американская Occidental Company приостановила инвестиции в СП “Парманефть” (республика Коми) после того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное оборудование, что противоречит условиям инвестиционного конкурса на право недропользования.

Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любого сравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном или региональном уровне.

Некоторые регионы  предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям. Однако эти  льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят инвестора в зависимость  от субъективных действий чиновников и выполнение которых требует  значительных усилий и расходов. Например, для проектов с участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены значительные налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и НДС, уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы действуют только при вложении иностранной стороной не менее $100 тыс., а главное, для их получения необходимо положительное решение специальной республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на благо республики.

Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается в том, что иностранной  компании приходится работать с предприятиями, которые зачастую не имеют нормального  финансового обслуживания, не располагают  квалифицированными (для работы в  рыночных условиях) менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных  сбытовых структур. Все это иностранная  фирма (помимо инвестиций в модернизацию производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее купить предприятие  аналогичного профиля в одной  из западных стран или построить  новое предприятие в развивающейся  стране, где иностранному инвестору  предоставляются разнообразные  льготы. Например, Президент российского  представительства концерна ABB считает, что в России ABB вкладывает на каждый доллар “материальных” инвестиций три  доллара “неосязаемых”: помощь специалистов и т.п.

Глава представительства  японской компании АТС в Москве заявил, что более половины доходов от реализуемых проектов уходит на поиск информации и обучение.

Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные  инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно  сталкиваются с непредсказуемыми изменениями  ситуации (изменение законодательства и регулирующих актов, нарушение  договоров, зависимость от субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма часто не рискует наращивать инвестиции в России.

Россия могла  бы стать одной из самых привлекательных  стран для вложения инвестиций благодаря  богатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким уровнем образования  населения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну  рабочей силы в России, поскольку  во многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость  рабочей силы ниже, а работники  более дисциплинированны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Динамика привлечения иностранных инвестиций по отраслям и регионам.

Благоприятное отношение к прямым иностранным  инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие  от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя  и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности.

Фондовый  рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с  целью диверсификации рисков и получения  большего дохода. Это означает, что  при прочих равных условиях иностранные  инвесторы будут вкладываться в  бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому  для их компенсации необходимо предложение  более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять  таким условиям, немного. Мировой  опыт показывает, что большая часть  портфельных инвесторов (по крайней  мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего  осложняется в целом неразвитостью  российского фондового рынка, что  также препятствует притоку иностранных  портфельных инвестиций.

Суммируя  вышесказанное, можно сделать следующий  вывод: существенного притока портфельного капитала в экономику РФ в обозримой  перспективе ждать не стоит. Тем  не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка.

Далее, для  России по-прежнему актуальна проблема «бегства капитала». Происходящий рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала.

Отличительной особенностью инвестиций развитых стран  является их секторальная направленность – большая доля инвестиций направляется в высокотехнологичные и финансовые сектора.

Информация о работе Иностранные инвестиции