Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:54, курсовая работа
Глубокие экономические преобразования, происходящие в России, процесс становления рыночных структур обуславливают необходимость изменения роли государства в экономике. Определение ориентиров развития общества, обеспечение устойчивых темпов экономического роста возможно на базе обновления форм и методов воздействия государства на экономику. Все это выдвигает на первый план задачу анализа сущности государственного регулирования и формирования новой концепции влияния государства на экономические процессы.
Значимость всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала России.
Сегодня правительство лишь формально утверждает общие объемы и направления инвестиционной деятельности российских монополий. Но если кабинет министров станет более четко выстраивать долгосрочные приоритеты капитальных вложений крупнейших компаний, скоординирует их направление с развитием отдельных секторов российской промышленности, то это, несомненно, даст дополнительный толчок для инвестиций. За счет четкого выстраивания приоритетов развития не только трех названных РАО, но и других крупных монополий, можно дать дополнительный толчок инвестициям в смежные им отрасли.
Так же можно отметить, что происшедшие за последние несколько лет позитивные сдвиги в экономике России существенно повысили ее инвестиционную привлекательность. Рост политической и экономической стабильности создал предпосылки для значительного притока иностранного капитала за счет как портфельных и прямых инвестиций, так и банковских кредитов.
В течение последних 2 лет темп прироста иностранных инвестиций в нефинансовый сектор российской экономики составлял более 30% в год. В 2005 году объем поступивших иностранных инвестиций в экономику России достиг 53,7 млрд. долларов, а первом полугодии 2006 года- 2341 млрд. долларов.
Прирост объема накопленных инвестиций увеличивается из года в год. В большей степени это связано с наличием в иностранных инвестициях значительной доли средств, привлеченных российскими компаниями в качестве заимствований и торговых кредитов, а также с возвращением ранее вывезенного российского капитала. На конец 2005 года объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику составил 111,8 млрд. долларов годом ранее. За первое полугодие 2006 года они увеличились еще на 9,5 млрд долларов.
В российской экономике сохраняется неравномерное поступление иностранных инвестиций по отраслям. В 2005 году основной их объем (38%) пришелся на оптовую и розничную торговлю. На втором месте, с большим отрывом, инвестирование в cathe добычи полезных ископаемых. Прежде всего это связано с усилением контроля государства за доступом к российским недрам, что выражается в увеличении ограничений для иностранных компаний при их участии в разработке российских месторождений и в совместных предприятиях. (рис.3).
В последние два года отмечается рост инвестиционной активности в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, прежде всего в пищевой промышленности, химическом производстве, а также сфере услуг.
Наиболее перспективным
и динамично развивающимся
Не менее привлекательным
объектом для иностранных инвестиций
является пищевая промышленность. Рост
благосостояния широких слоев населения,
в том числе малообеспеченных,
связанный с индексацией зарпла
Прочие отрасли |
|||||||||||||||||||||
Производство пищевых продуктов, напитков и табака |
2004 |
||||||||||||||||||||
2005 |
|||||||||||||||||||||
2006 |
|||||||||||||||||||||
Химическое производство |
|||||||||||||||||||||
Операции с недвижимым имуществом |
|||||||||||||||||||||
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
|||||||||||||||||||||
Связь |
|||||||||||||||||||||
Добыча полезных ископаемых |
|||||||||||||||||||||
Опытная и розничная торговля |
|||||||||||||||||||||
Финансовая деятельность |
|||||||||||||||||||||
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Рисунок 3. Доля отраслей в общем объеме иностранных инвестиций, %
Несмотря на высокие
показатели привлечения иностранных
инвестиций в нефинансовый сектор,
сдерживающим фактором остается наличие
административно-
К негативным факторам, которые могут повлиять на инвестиционный фон в стране, можно отнести значительную зависимость российской экономики от конъюнктуры сырьевых рынков, а также существенный рост задолженности негосударственного сектора перед внешними кредиторами. В случае негативного развития событий на рынках энергоресурсов некоторые российские предприятия могут оказаться на грани банкродства, так как многие из них брали кредиты под развитие проектов в условиях благоприятной конъюнктуры рынков.
Тем не менее последние несколько лет устойчивость российской экономики растет, а новые развивающиеся секторы, ориентированные на внутренний рынок, в меньшей степени подвержены влиянию внешних факторов. В среднесрочной перспективе позитивный макроэкономический фон создаст благоприятные условия для дальнейшего развития как экспортно-ориентированный отраслей, так и отраслей, ориентированных на внутренний рынок, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему приросту иностранных инвестиций в отечественную экономику, а также повышению активности российских экономических агентов.
1.3 Перспективы улучшения инвестиционного климата в России
Бизнес в России фактически национальный, поскольку это более 2/3 общего объема источников финансирования. И как уж было сказано, в стране все отчетливее проявляется нежелание отечественных предпринимателей увеличивать объемы инвестиций на территории России. Даже в нефтедобыче с середины 2004 г. произошло сокращение объема инвестиций по номиналу.
На мой взгляд, чтобы изменить вектор этого движения в нужном направлении, необходимо сделать:
Во-первых, государству и бизнесу надо совместно выработать правила игры. Потому что, предприниматель сегодня не может работать не понимая требований государства и порядка взаимоотношений с ним. По существу, эта проблема сводится лишь к налоговым ставкам или налоговым стимулам.
В принципе налоговая система в России с точки зрения ставок и обшей конструкции сегодня не может вызывать возражений и вполне сопоставима с государствами Восточной Европы. Но наличие приемлемых ставок и более или менее нормального Налогового кодекса для npaвоприменительной практики еще ничего не означает. И даже заплатив легально установленные законом налоги, предприятие может спустя некоторое время в виде претензий получить от налоговых органов гораздо большие суммы. В итоге подобное налоговое администрирование создает колоссальную неопределенность.
Неопределенность существует и в отношении собственности. До тех пор пока не будут выработаны и законодательно закреплены правила игры, рассчитывать на большой приток инвестиций нереально. Любой крупный инвестор политической гарантией свои капиталов будет считать только одно - «добро» президента на проведение инвестиционного проекта. Других столь же весомых аргументов, защищающих имущество предпринимателя, у государства нет.
В-третьих, в этих условиях чрезвычайно важно выработать общенациональную и отраслевую стратегию развития различных сфер российской экономики. Необходимость в таком документе объяснима. Сегодня даже в правительственных кругах, никто не может сказать, в каком направлении движется страна. Мы не можем четко представить картину, какие конкретные цели и за счет чего намечено достичь через пять лет, как к тому времени будет выглядеть наша авиационная, автомобильная, нефтяная промышленность.
Здесь можно возразить мол, существуют среднесрочные программы. Да, они есть. Но только в двух-трех отраслях, но даже и они не выполняются. А для принятия серьезных решений на более длительный срок этого недостаточно. Инвесторам - как российским, так и иностранным — нужны более четкие представления, как будет развиваться ситуация, на что ориентируется государство в ведущих отраслях экономики на ближайшие 7-10 лет.
В-четвертых, еще одной темой, которой хотелось бы здесь коснуться, является инфляция. Начиная с четвертого квартала 2004 г. мы видим новую волну повышения уровня цен. И если взять годовой тренд (за 2005 год), то рыночная стоимость товаров и услуг увеличилась уже на 13,8%. От тенденции к снижению инфляция перешла к росту, и сбить ее уже будет достаточно сложно. Но если это не сделать быстро, то, исходя из меняющейся бюджетной политики, возникает опасность в ближайшие два-три года иметь двузначную цифру инфляции - 12-13%. При таком уровне роста цен рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции будет невозможно: никто в условиях такой неопределенности, даже при относительно дешевых деньгах, вкладывать свои капиталы в долгосрочные проекты не будет. И одной из ключевых задач правительства на ближайший год состоит в том, чтобы сбить эту инфляционную волну, доведя ее хотя бы до значений, соответствующих итогам 2004 г.
Как известно, сейчас в правительстве одновременно обсуждаются несколько стратегических проектов. Среди них - 3-летняя социально-экономическая программа развития страны и финансовый план, рассчитанный на такой же период. Это означает, что впервые государственный бюджет будет разрабатываться не только на один следующий год, как было раньше, а фактически на три года.
Но вот что вызывает недоумение. Сравнивая эти документы, можно увидеть, что социально-экономическая программа, в которой содержится много хороших слов и есть попытка сформировать отраслевые стратегии, никак не связана с трехлетним финансовым планом. Там перечислено много нужных мероприятий, но нет никакого их финансового подкрепления. Пока финансовый план ориентирован не столько на инвестиции, сколько на идею удвоения зарплат и пенсий к концу 2008 г. Нетрудно представить: если в ходе доработки этих программных документов стыковка между ними не будет достигнута, то не будет и четкой перспективы социально-экономического развития страны. А это, к сожалению, означает только одно — в ближайшие годы не будет и надежды на заметное увеличение инвестиционной привлекательности России. Можно лишь надеяться на мудрость людей, принимающих решения и понимающих, что инвестиционная составляющая экономической политики должна быть одним из приоритетов государства.
Таким образом, для того чтобы запустить масштабный инвестиционный процесс, который бы соответствовал инвестиционному потенциалу России, необходимо непременно выполнить следующие условия:
- создать благоприятный
климат для инвестиций в реальный
сектор экономики;
- применить эмиссионное
финансирование инвестиционных
проектов, включенных в стратегический
план социально-
экономического развития страны; эмиссия
должна носить
строго целевой характер при недопущении
превращения
«длинных» инвестиционных денег в «короткие»,
используемые в спекулятивно-посредническом
обороте (речь идет о выпуске денег, обеспеченных
наличными, но не используемых производственными
мощностями, а также об обеспечении этих
денег товарами, которые станут выпускаться
на этих предприятиях, активизируемых
благодаря целевой эмиссии);
- развивать активную
созидательную деятельность по
реализации эффективных
творчеству над этими проектами предприимчивых,
целеустремленных, высококвалифицированных людей.
Предложенные меры не вызовут всплеска цен. Эмиссионное финансирование инвестиций сменит экономический спад на подъем, снизит экономические и технологические издержки производства, что в конечном счете приведет к повышению эффективности инвестиционных проектов.
Заключение
1. Несмотря на благоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках, удовлетворительный экономический рост и возрастающее потребление товаров и услуг, темпы прироста инвестиций и их доля в объеме ВВП сокращаются