Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:18, курсовая работа
Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 5
1.2. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 12
2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ 12
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 26
Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.
Россия обладает высоким потенциалом развития, что открывает ей значительные перспективы по участию в мировом рынке ПИИ. Широкомасштабное привлечение ПИИ, научно-технических знаний и ноу-хау, организационного опыта позволит быстрее компенсировать недостаток внутренних источников частного инвестиционного капитала, преодолеть отставание России в ряде ключевых секторов хозяйства и кардинально трансформировать их, а также создать качественно новые отрасли и производства, основанные на высоких технологиях. В этой связи актуализируется задача разработки политики привлечения прямых иностранных инвестиций, адекватной долгосрочной стратегии государства, а именно – переходу российской экономики с сырьевых на инновационные рельсы.
Несмотря на то, что с 2000 г. наблюдается устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в Россию, ни достигнутые масштабы ПИИ, ни их отраслевое и территориальное распределение пока не обеспечивают условий для кардинальной структурной перестройки отечественной экономики, обновления основных фондов и технологической базы.
При некотором росте ПИИ в обрабатывающую промышленность, наибольшая их концентрация по-прежнему фиксируется в добывающих отраслях. Суммарная доля инвестиций в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, изделий машиностроения в общем объеме занимает немногим более двух процентов. Территориальная структура инвестиций также отличается крайней неравномерностью. Инвестиционные средстваконцентрируются, в основном, в десяти субъектах РФ – крупных мегаполисах и регионах, богатых природными ресурсами.
Одна из причин подобного положения связана с тем, что осуществляемые до настоящего времени правительством меры, которые можно отнести к инвестиционной политике, были направлены, главным образом, на увеличение объема инвестиций в целом и не увязывались с заявляемыми приоритетами промышленной политики. В системе предоставления государственных льгот иностранным инвесторам не просматривалась стратегическая ориентация.
ПИИ могут сыграть позитивную роль в переходе России к инновационной экономике только в случае глубокой проработки концептуальных подходов к их регулированию, постановки четких приоритетов проводимой в этой сфере политики. Создаваемые для ее реализации механизмы должны органично вписываться в промышленную, региональную и научно-техническую стратегию страны.
Актуальность темы работы обусловлена растущими объемами ПИИ в мире, усилением их влияния на различные сферы экономик стран мира, включая Россию, и в особенности, в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.
В современных условиях прямое иностранное инвестирование претерпевает метаморфозы. Меняются как формы ПИИ, так и их содержание. Существенные сдвиги происходят и в мотивации главных участников мирового рынка ПИИ – ТНК и принимающих государств. В научной литературе данные процессы, как правило, связываются со спецификой развития процессов глобализации на конкретных этапах развития производительных сил, науки и технологий в мире. Появились новые, специфические особенности международной среды ПИИ. В научном осмыслении происходящих процессов стали превалировать подходы, основанные на глобалистике и геоэкономике, как новых формах научного познания, в исследовании процессов ПИИ в качестве основных стали выступать проблемы информационного обеспечения.
Глобализация характеризуется тем, что сочетается с другим новым явлением – преодолением так называемой «теории жизненного цикла продукта». В прошлом промышленно развитые страны были твердо уверены в своем монопольном положении в области наиболее передовых производственных технологий (при высокой добавленной стоимости, стабильной заработной плате и высоком уровне благосостояния). Только после того, как технологии достигали порога зрелости, граничащего с моральным устареванием, они переносились в менее развитые страны, у которых уже не было возможности конкурировать с первыми. Сегодня же информационная «революция» ведет к тому, что новые индустриальные страны (НИС), привлекая ПИИ ведущих ТНК, могут выпускать «пионерные» товары, продукцию высочайшего качества и достойно конкурировать с продукцией промышленно развитых стран. При этом с учетом гораздо более низкой стоимости труда и менее жестких социоэкологических требований (например, в вопросах загрязнения окружающей среды, техники безопасности и т.д.), многие НИС по некоторым позициям подрывают конкурентные позиции более развитых стран.1
По ряду направлений, особенно в части привлечения международного капитала, новые индустриальные страны (НИС) становятся опасными конкурентами как для промышленно-развитых стран, так и для России и других стран с переходной экономикой. В новых условиях особую важность имеет правильное научное осмысление последствий развития глобализации для привлечения ПИИ, особенно в высокотехнологичные сферы экономики, которые определяют перспективы научного и промышленного прогресса и, в конечном итоге, конкурентоспособность страны.
С открытием невиданных
ранее возможностей для экономического
роста принимающих стран
Для России более широкое включение в процессы международных обменов ПИИ может означать рост неопределенности и волатильности процессов лишь в случае отсутствия целенаправленной селективной политики привлечения ПИИ, увязанной с приоритетными целями промышленного развития и устойчивого экономического роста страны. Российская политика привлечения ПИИ должна предусматривать механизмы раннего выявления и коррекции побочных последствий и возникающих негативных явлений. Предложения по реструктурированию экономики РФ должны конструктивно анализироваться и соответствовать целям национального развития. При этом государству следует использовать богатый арсенал геоэкономического инструментария для достижения поставленных целей.
Решения ТНК инвестировать в той или иной стране являются результатом многофакторных процессов. Эти решения нестандартны и определяются спецификой внутренних и внешних условий деятельности ТНК, оценкой перспективных возможностей ПИИ на рынках конкретных стран. При этом мотивация инвесторов меняется в динамике. Отсюда в ряде случаев возникает невозможность непосредственно использовать теоретические построения в качестве инструмента чисто прикладного характера, например, в ходе ведения переговоров с конкретной ТНК по конкретному проекту.
Теория инвестиционного пути развития выявляет доминирующую тенденцию инвестировать в страны с более низким показателем ВВП на душу населения, в сравнении со страной базирования ТНК, по крайней мере, до того, пока принимающие страны не достигнут 5-й стадии развития2. Положительный показатель зарубежных инвестиций рассматривается в качестве своеобразной величины измерения перенесенных активов в страны с более низким ВВП на душу населения и отражает технологическое превосходство страны базирования, вывозящей ПИИ ТНК. Однако тенденция инвестировать в менее развитые страны не является универсальной. Широко известны случаи инвестиций ТНК в страны более высокой категории развития, особенно если такие инвестиции связаны с преимуществами владения конкретными активами в принимающих странах.
Россию, по классификации одного из ведущих исследователей проблем ПИИ Дж. Даннинга, можно отнести к странам, находящимся на третьей (из пяти) стадии инвестиционного развития, хотя высокие мировые цены на энергоносители – главный экспортный товар РФ – видоизменяют ситуацию3. Возросшие технологические возможности и рост спроса на товары более высокого качества в России сочетаются с одновременным снижением привлекательности размещения в ней ПИИ в сфере трудоемких производств, что обусловлено ростом заработной платы, основанной на рентных доходах государства от экспорта углеводородов.
В рамках так называемых защитных инвестиций ведущие ТНК создают предприятия, которые внешне выглядят неприбыльными, хотя основная цель ПИИ-инвестора сводится к устранению конкурента на конкретном рынке. Новейшим примером выступает покупка шведской фирмой «Сэндвик» в 1990-е гг., в период ваучерной приватизации, контрольного пакета акций в то время малоприбыльного московского предприятия КТС («Комбинат твердых сплавов»). Приобретя контроль, «Сэндвик» устранила конкурента, поставлявшего на мировой рынок твердые сплавы металлов по весьма конкурентной цене, и перепрофилировала КТС на производство дешевого ручного инструмента с ориентацией сбыта на внутренний российский рынок.
Россия в своей политике привлечения ПИИ должна ориентироваться, в первую очередь, на ТНК, которые производят высококонкурентоспособный на мировом рынке товар. Ставку необходимо делать на ведущие ТНК – носители передовой технологии в своей области. Эмпирические исследования показывают, что, в отличие от предшествующих периодов, ведущие зарубежные ТНК готовы организовать в принимающих странах производство «пионерных» товаров, ориентируясь на относительно низкие затраты на рабочую силу при ее сопоставимом качестве, а также на некоторые благоприятные факторы регулирования рынка принимающей страны. Для адекватной и своевременной реакции на возникающие вызовы государству необходимо вести постоянный мониторинг новейших тенденций развития глобальных ПИИ.4
Международные данные о ПИИ сводятся несколькими организациями, среди которых ведущую роль играют ЮНКТАД, ОЭСР, МВФ, некоторыми другими многосторонними экономическими и финансовыми организациями. Однако при интерпретации данных следует учитывать, что многие страны при сборе статистических данных отклоняются от рекомендованной МВФ и ОЭСР методологии, по-разному учитывают компоненты иностранных инвестиций (вложения в акционерный капитал, реинвестированную прибыль и межфирменные кредиты). Некоторые страны, при учете 10%-го порогового показателя ПИИ, отклоняются от этого параметра, другие не ведут должного учета краткосрочных торговых кредитов, сумм реинвестированной прибыли. Так как эти данные не проходят через систему бухгалтерского учета или платежный баланс, то они зачастую поступают со значительным опозданием.
Россия должна соизмерять и сопоставлять данные о реальной ситуации на глобальном рынке прямых инвестиций, должна уметь идентифицировать главных конкурентов в сфере привлечения ПИИ и своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации. Для выработки адекватной политики привлечения ПИИ необходимо наладить постоянный текущий мониторинг современного состояния международных потоков ПИИ, оценивать перспективы, осуществлять общий анализ ситуации на мировом рынке ПИИ, используя единые с международными организациями и ведущими странами-партнерами методологические принципы учета, анализа и сопоставления данных о ПИИ.
В качестве тенденции последних лет выделен рост трансграничных слияний и поглощений (СиП). Растет количество так называемых мега-сделок, то есть сделок стоимостью выше одного млрд. долл. На рост СиП влияют относительно низкие процентные ставки в ведущих ПРС, растущие прибыли корпоративного сектора, а также восстановление стоимости активов компаний как следствие роста индексов ведущих фондовых бирж. Одновременно наблюдается рост ПИИ через строительство новых предприятий (на «зеленой лужайке»), число которых увеличилось с 9300 проектов в 2004 г. до 9800 проектов в 2005 г. Страны СНГ и Юго-Восточной Европы имеют больше ПИИ–проектов на «зеленой лужайке», чем ПРС. Это говорит об ориентации этих стран на проекты на «зеленой лужайке» и, в меньшей степени, на привлечение ПИИ в форме СиП.
В формировании политики привлечения ПИИ России целесообразно учитывать, что глобальные фирмы проникают в экономику принимающих стран как через строительство новых предприятий («на зеленой лужайке»), так и через СиП. Выбор формы инвестиционного проникновения зависит от особенностей отрасли. И хотя страны СНГ и страны Юго-Восточной Европы имеют больше ПИИ в виде проектов на «зеленой лужайке», предпочтительно, чтобы в отраслях российской экономики, где ключевую роль играют технологические факторы, поощрялись бы ПИИ, связанные с участием ТНК в действующих предприятиях. Это позволит сохранить кадры и коммерциализировать имеющиеся технологические наработки.
Меняются составные компоненты притока ПИИ. Финансирование производится ТНК через вложения в акционерный капитал, межфирменные кредиты и реинвестирование прибылей. Наиболее значимым источником финансирования ПИИ выступает акционерный капитал. В мировом движении ПИИ доля акционерного капитала в разные годы в промежутке 1995-2005 гг. колебалась в пределах от 58% до 71%. За тот же период межфирменные кредиты в среднем составили 23%, а реинвестированная прибыль – 12%. Причем устойчивость последних двух показателей крайне низка.
России необходимо учитывать, что политика ТНК по отношению к созданию глобальной производственной системы дифференцирована. Наряду со стратегией глубокой интеграции они могут использовать традиционную стратегию поверхностной интеграции (касается отдельных рынков). Однако, по мере либерализации международной политики в области инвестиций, внешней торговли и информационных технологий, под воздействием растущей конкуренции, для ТНК становится экономически выгодно размещать любые производства или их часть за рубежом, исходя из таких факторов, как эффективность производства, контроль над ним и лояльное отношение к ТНК в принимающих странах.
Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста