Инвестиции как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 5
1.2. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 12
2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ 12
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 26

Файлы: 1 файл

Инвестиции как фактор экономического роста.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

На все трансграничные финансовые потоки ТНК (перемещения  акционерного капитала, дивидендов или кредитов) оказывает влияние курс доллара. Для ТНК, базирующихся за пределами США, обесценение доллара означает удешевление активов, размещаемых в США. Для филиалов американских ТНК за рубежом это означает выгодность погашения межфирменных кредитов и репатриации дивидендов, полученных за рубежом.  Рост курса доллара оказывает обратное влияние5. Чистый эффект от изменения валютного курса связан с величиной таких колебаний.

 

Глава 2. Анализ современных тенденций  инвестиционного процесса в России

2.1. Инвестиционная активность  и проблемы инвестиционной сферы

 

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние  на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2008 г.

2009 г.

I  
квартал

II квартал

январь-август

Год

I  
квартал

II квартал

январь-август

год 
(оценка)

                 

ВВП

108,7

107,5

107,41)

105,6

90,22)

89,12)

89,81)

91,5

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода

104,8

103,8

109,7

113,3

105,4

101,9

108,1

111-112

Индекс промышленного производства 3)

106,2

105,5

105,3

102,1

85,7

84,6

86,0

88,6

Обрабатывающие производства4)

108,7

108,1

107,6

103,2

79,2

78,4

80,2

84,5

Индекс производства продукции  сельского хозяйства

105,5

106,9

109,0

110,8

102,1

100,3

96,3

99,3

Инвестиции в основной капитал

123,6

117,4

116,9

109,8

84,4

79,0

81,1

80,0

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

128,9

118,2

118,2

112,8

80,7

80,7

81,5

80,0

Ввод в действие жилых домов

107,6

98,8

105,1

104,6

102,4

97,2

101,2

81,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

108,0

106,2

107,1

102,9

99,8

100,2

99,3

95,9

Реальная заработная плата

113,4

112,5

112,8

111,5

99,2

96,1

96,7

95,4

Оборот розничной торговли

117,2

114,9

115,7

113,5

99,9

94,4

95,3

94,0

Объем платных услуг населению

107,4

105,4

105,9

104,8

99,1

94,3

96,5

94,5

Экспорт товаров, млрд. долларов США

110,1

126,7

329,8

471,6

57,4

68,5

180,91)

285,0

Импорт товаров, млрд. долларов США

60,2

75,4

191,3

291,9

38,4

44,0

114,01)

190,3

Средняя цена за нефть марки «Urals», долларов США/баррель

93,4

117,3

109,4

94,4

43,5

58,0

55,3

57,0


 

  1. Оценка Минэкономразвития России.
  2. Оценка Росстата.
  3. Агрегированный индекс производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», с учетом поправки на неформальную деятельность.
  4. С учетом поправки на неформальную деятельность.

Таблица 2

Изменение основных макроэкономических показателей с исключением сезонного фактора (темп роста, в % к предыдущему периоду)

 

2009 г.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

ВВП

93,0

98,8

101,5

102,4

Промышленность

93,6

99,8

102,4

101,2

Инвестиции

92,3

95,6

96,4

94,7

Реальная заработная плата

97,9

98,2

99,2

99,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,6

101,1

94,9

95,7

Оборот розничной торговли

95,4

97,3

99,3

99,9


Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего, в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Положительный вклад  в динамику ВВП вносит чистый экспорт  товаров и услуг. С апреля по август цены на нефть выросли почти в 1,5 раза. При этом физические объемы экспорта также начали восстанавливаться к середине 2009 года.

Реализация антикризисных мер Правительства Российской Федерации способствовала стабилизации социально-экономической ситуации в стране и переходу к положительным темпам экономического роста.

В результате в июне - июле 2009 г. произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом исключения сезонного и календарного факторов). В целом ожидается, что переход к положительной экономической динамике уменьшит спад ВВП во II полугодии и в целом по итогам года он составит 8,5 процентов.

Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 г. является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов экспорта и постепенным восстановлением производственных запасов.

 

Рис. 1. Динамика ВВП, промышленного производства, с исключением сезонной и календарной составляющих, и экспорта

 

 

 Индекс  промышленного производства за январь - август 2009 г. сократился на 14 % к соответствующему периоду предыдущего года. В большей степени падение затронуло обрабатывающие отрасли промышленности – за период с начала года сокращение составило 19,8 %, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Наиболее сложным был I квартал 2009 г., а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов). В июне - августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления выпуска в большинстве производств, ориентированных на внутренний рынок. Ожидается, что динамика промышленного производства продолжит поступательный рост в результате позитивных импульсов как со стороны запасов, так и внешнего спроса. В 2009 году в целом прогнозируется спад промышленного производства на 11,4 %, в том числе в обрабатывающих производствах на 15,5 процента.

В отличие от промышленности сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризисным  явлениям. В январе - августе производство в сельскохозяйственном секторе экономики снизилось на 3,7 % и в целом по итогам года ожидается, что производство сельскохозяйственной продукции останется на уровне 2008 года.

В январе - августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились на 18,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В условиях неопределенности развития экономической ситуации и сложностей с кредитованием активного восстановления инвестиций во II полугодии 2009 г. не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается на уровне 20 процентов.

До настоящего времени  не прекратился спад в строительном комплексе. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь - август 2009 г. сократился на 18,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

Вместе с тем в  жилищном строительстве в указанный период наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого населением за счет собственных и заемных средств (прирост данного показателя за I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года). Хотя в январе - июне ввод жилья за счет средств федерального бюджета сократился на 25,6 %, принятые Правительством Российской Федерации меры по поддержке ипотечного рынка, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода жилья. В целом за восемь месяцев текущего года было введено 29,7 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 1,2 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 52-55 млн. квадратных метров.

 

Рис. 2. Динамика инвестиций с исключением сезонной и календарной составляющих (2008 г.=100 %)

 

Таким образом, внутренние и внешние факторы благоприятствуют переходу российской экономики от спада  к оживлению, однако, из-за слабости инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов  и высокого уровня безработицы, он не набрал необходимой устойчивости.

2.2. Проблемы и перспективы  экономического роста и инвестиционного  климата в России

 

Активизация внутренней инвестиционной деятельности субъектов  российского рынка возможна лишь при условии обеспечения устойчивого роста экономики страны и улучшения инвестиционного климата в целом. За несколько десятков лет Россия отстала не только от высокоразвитых, но и от среднеразвитых стран мира. Необходимы существенно более высокие темпы экономического роста.

Инвестиционный климат определен как набор факторов, характерных для страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления инвестиций, создания рабочих мест, активным участием в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат в значительной степени формируется государством через гарантии прав собственности, характер правового регулирования и налогообложения, функционирование финансовых рынков и рынка труда, создание рыночной инфраструктуры, а также решение таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

Если с позиций емкости  внутреннего рынка, особенно с учетом перспективы, Россия сохраняет привлекательность, то по таким параметрам, как стоимость  факторов производства и институциональные  характеристики, страна сильно отстает от конкурирующих стран-реципиентов ПИИ (Китая, стран ЮВЕ и некоторых других).

Сравнительные преимущества России в производстве энергоносителей  оказывают двоякое и противоречивое воздействие на национальную обрабатывающую промышленность и приток ПИИ в эту сферу. С одной стороны, действительно, создаются «тепличные» условия в виде относительно низких тарифов. С другой стороны, очевидно «угнетение» топливно-энергетическим комплексом других отраслей, особенно высокотехнологичной сферы, в том числе из-за роста номинального валютного курса рубля и отсутствия механизмов перераспределения природной ренты на нужды инвестиционного процесса в отраслях, прямо не связанных с ТЭК.6

Высокое место России в некоторых международных рейтингах 2005-2006 годов обусловлено, в основном, повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Но высокое место в рейтинге для прямых инвесторов лишь означает, что потенциальная прибыльность прямых инвестиций в Россию выше, чем в ПРС, и это обусловлено не столько качеством инвестиционного климата, сколько большим количеством незанятых ниш. Выдвинуто предположение, что в российской экономике пока недостаточно возможностей для реализации проектов, которые обладали бы конкурентоспособной инвестиционной привлекательностью одновременно по условиям рентабельности и уровням рисков.

Государству необходимо стимулировать и направлять поток  ПИИ на финансирование высокотехнологичных  предприятий и развитие инфраструктуры. Вместе с тем необходимо учитывать, что использование средств накопленного профицита федерального бюджета (так называемого стабилизационного фонда) для финансирования  расходов неинвестиционного характера, текущих расходов внутри страны и целей, отличных от выплат по государственному долгу, должно осуществляться высококвалифицированно, чтобы не привести к чрезмерному росту инфляции и негативным последствиям в бюджетной сфере. При снижении цен на нефть на мировом рынке и инерции роста бюджетных расходов нельзя исключить болезненных решений.

Серьезной проблемой  российского налогового законодательства остается его неоднозначность. Номинальное снижение ставок налогообложения на деле многократно компенсируется ужесточением налогово-административного бремени. При этом фискальная функция налоговой и таможенной систем продолжает подавлять регулирующую и стимулирующую функции. Качественные сдвиги в корпоративном управлении произошли далеко не во всех российских компаниях. В деятельности значительной части российских предприятий, особенно работающих на региональных и локальных рынках, наблюдается непрозрачность, нарушение прав собственников, неэффективные методы централизованных управления и контроля.

Российские правила  бухгалтерского учета (ПБУ) устарели, отстали  от потребностей пользователей финансовой отчетности. Процесс реформы продвигается медленно, при том, что российская экономика давно нуждается в скорейшей модернизации национальных стандартов финансовой отчетности и ее гармонизации с принципами МСФО. Основа для этого – принятие закона, который позволил бы применять при составлении финансовой отчетности принцип приоритета содержания над формой и иные принятые в международной практике принципы.

Методологически неверными  представляются распространенные в  практических кругах утверждения о том, что для того, чтобы добиться успеха, Россия должна увеличивать абсолютный объем инвестиций в свою экономику. Инвестиции нужны не вообще, а качественные инвестиции, которые дают отдачу, создают производство товаров и услуг, находящих спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Несмотря на декларированный  «плавающий» режим курсообразования, действующую систему установления курса рубля можно характеризовать  как «гибкую фиксацию», поскольку  роль валютного рынка в режиме курсообразования больше формальная, чем решающая. Роль Центрального Банка РФ превалирует и является определяющей. При законодательно оформленной независимости ЦБ, на политику валютного курса оказывают влияние множество факторов, среди которых значимую роль играют соображения бюджетной политики. Два монетарных учреждения – ЦБ и Минфин – ответственны за установление курса рубля в качестве синтетического показателя эффективности внешнеэкономической деятельности практически всех российских участников ВЭД – экспортеров и импортеров всего многообразия товаров, сырья, машин, оборудования и услуг, а в плане средне- и долгосрочных трансграничных перемещений капиталов – отечественных фирм – партнеров зарубежных ТНК по привлекаемым ПИИ, и российских фирм – легальных экспортеров капитала.

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста