Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:18, курсовая работа
Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Либерализация мировой торговли, понижение тарифных барьеров и сокращение ограничений на движение капитала лишают национально-территориальные государства части их полномочий по контролю за экономикой. Обострение конкурентной борьбы на глобальном уровне все чаще побуждает фирмы переносить свою деятельность в те районы мира, где им предлагаются лучшие условия. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важным становится создание привлекательного инвестиционного климата.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 5
1.2. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИИ ИНОСТРАННЫХ ФИРМ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ 12
2.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ 12
2.2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 26
В сфере инвестиционной политики проводится активная работа по совершенствованию законодательства, направленного на привлечение инвестиций в экономику, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Концессионные соглашения регламентированы Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В первом полугодии проводилась работа по подготовке предложений о внесении изменений в выше указанный нормативный акт, по итогам которой был принят Федеральный закон № 108-ФЗ от 30 июня 2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ об утверждении типовых концессионных соглашений.
В целях повышения
эффективности использования
Данные правила устанавливают порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.
Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрен к реализации с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 21 инвестиционный проект, при этом из них 8 проектов планируется реализовать с использованием механизма концессионных соглашений. По 3 проектам, предполагаемым к реализации за счет концессий, уже проведен конкурс. Большинство из этих проектов направлены на развитие инфраструктуры. Суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов превысит 1 трлн. рублей. Из них около 30% средств будут выделены из Инвестиционного фонда. Это означает, что каждый инвестированный государством рубль привлекает три рубля частных инвестиций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2007 г. № 701 «О некоторых вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации» функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации переданы в Минрегион России.
Главным магистральным направлением государственной поддержки притока ПИИ, с точки зрения перспектив устойчивого экономического роста и конкурентоспособности страны, должна стать сфера высоких технологий российской экономики. При этом государственная поддержка ПИИ в наукоемкую сферу экономики РФ должна ориентироваться на характер осуществляемых инвестиций, а не на их отраслевую принадлежность. Высоконаукоемкие, инновационные технологии присутствуют практически во всех отраслях экономики, а не в виде обособившейся сферы или отрасли. В чистом виде инновационные отрасли встречаются редко. Универсальным показателем наукоемкости ПИИ может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.
Другим магистральным направлением государственной поддержки притока ПИИ в российскую экономику может стать курортно-рекреационная сфера и туризм.
Отрасли высоких технологий и курортно-рекреационного сектора экономики внешне не связаны, но объединены единым ключевым критерием: в данных отраслях Россия имеет в перспективе устойчивые преимущества в сравнении с другими странами. Важно также, что эти капиталоемкие, высоко-рисковые и, на глобальном уровне, остро-конкурентные отрасли пользуются государственной поддержкой в большинстве стран – конкурентов России.
Общемировой практикой является предложение фискальных стимулов в форме налоговых льгот и каникул. Отдельные страны предлагают также прямые финансовые дотации для крупных инвестиционных проектов, стимулирующих региональное развитие и приток новых технологий. Однако бюджетные проблемы, зачастую, заставляют фокусировать внимание на крупных проектах и не замечать ТНК средних размеров. Система используемых экономических рычагов, стимулирующих приток ПИИ обязательно предполагает и систему ограничений, которая является интегральной частью единого механизма регулирования ПИИ в стране-реципиенте.
При разработке российского пакета побудительных механизмов следует воспользоваться определенными устоявшимися правилами, полученными на основе мирового опыта:
Приоритетным направлением государственной поддержки притока ПИИ должна стать сфера высоких технологий. России жизненно необходимо сконцентрировать усилия по развитию НИОКР на конкурентоспособных направлениях. При этом государственная поддержка должна быть ориентирована не на отраслевую принадлежность ПИИ (т.к. наукоемкие технологии применяются практически во всех отраслях), а на характер осуществляемых инвестиций, универсальным показателем наукоемкости которых может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.
В связи с этим представляется необходимым:
1. Увеличить приток
наукоемких прямых иностранных
инвестиций в страну, что будет
способствовать развитию
2. Повысить эффективность
и уровень взаимодействия с
международными инвесторами
3. Снабдить государственные
структуры, а также
4. Укрепить и расширить
курортно-рекреационную,
1 Рудь Н.Ю. Трансформация институциональных систем и политики привлечения прямых иностранных инвестиций как необходимое условие включения России в процесс глобализации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 4 (17). – СПб., 2007. – С.94-97.
2 Теоретические подходы к анализу прямых иностранных инвестиций // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 3 (22). - СПб., 2008. – С.33-40.
3 Инвестиционный климат и экономический рост российской экономики в свете проблем привлечения прямых иностранных инвестиций // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика. Раздел «Актуальные проблемы экономики». – № 4. – Выпуск 3. – Белгород, 2007. – С. 182-187.
4 Привлечение в Россию прямых иностранных инвестиций в условиях глобальной экономики. – М.: Интер-Весы, 2007.
5 Рудь Н. Прямые иностранные инвестиции в глобальной экономике. – М.: Интер-Весы, 2006.
6 Механизмы государственной поддержки ПИИ в сферу высоких технологий // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №8. - М.: Наука, 2008. - С.32-40.
Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста