Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:50, реферат
Казахстан занимает территорию в 2,7 млн. кв. км, т.е., по площади приблизительно равен Западной Европе, и является девятой по величине страной в мире. Располагая 60% минеральных ресурсов бывшего Советского Союза, Казахстан привлек внимание многих международных компаний, надеющихся получить прибыль от использования огромных запасов угля, нефти, газа, металлов и других минералов, оцениваемых в свыше, чем $ 8,7 триллионов долларов.
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных
Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.
Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.
В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
2.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности РК
Переход к принципиально новой системе управления социально-экономическим развитием республики обусловливает нахождение ключевых проблем этого процесса. Одной из них является проблема инвестиционного обеспечения. На начальном этапе перехода требовалось создание законодательных основ и организационных структур, а также выработка собственной политики по использованию финансовых ресурсов республики и привлечения иностранных инвестиций.
В целях рационализации системы государственных инвестиций в Казахстане создавались законодательная база и органы управления инвестициями. Принимается целый комплекс мер по этому вопросу. В частности, были приняты: Закон "О зарубежных инвестициях"/1991г./. Положение об инвестиционных приватизационных фондах /1993г./, Указ Президента РК "О создании национального агентства по иностранным инвестициям Республики Казахстан/июнь 1992г./, Указ Президента РК " Об образовании государственного комитета РК по инвестициям" /ноябрь 1996г./, Закон РК "Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан" /март 1997г./ и инвестиционные программы на отдельные годы.
Эти документы заложили основу управления инвестиционным процессом в стране, определили стройную систему органов, их функций и задач в осуществлении государственной инвестиционной политики в области создания рабочих мест, развитии инфраструктуры, диверсификации и роста темпов развития промышленного и технического потенциала страны и решения многих экономических проблем.
Анализ инвестиционной
политики за предыдущие периоды обнаружил ряд основных
недостатков низкой эффективности управления
по привлечению инвестиций в экономику.
Они сводились к следующему:
отсутствие опыта работы с иностранными
инвесторами; выделение кредитов, особенно
на начальном этапе, без достаточной экспертной
оценки целесообразности их выделения
и обеспечения возвратности;
отсутствие четко проработанной стратегии
в отношении предоставляемых иностранных
кредитов и механизма контроля их целевого
использования; недостаточность системы
стимулов по созданию привлекательного
инвестиционного климата в Казахстане;
неразвитость инфраструктуры - социальной,
производственной, рыночной; недостаток
квалифицированных специалистов по управлению
предприятиями при переходе к рыночным
условиям.
В систему государственного управления инвестициями
входит обеспечение инвестиционной активности.
Это предполагает создание действенных
стимулов для привлечения в экономику
страны отечественного и иностранного
капитала. В состав стимулов должны быть
включены;
создание благоприятного климата для
иностранных и отечественных инвесторов;
увеличение доли государственных капитальных
вложений в валовом внутреннем продукте
/ВВП/, в том числе за счет перераспределения
доходов, получаемых от эксплуатации месторождений
полезных ископаемых; размещение централизованных
капитальных вложений на конкурсной основе,
с предварительной обязательной экспертизой
каждого инвестиционного проекта на предмет
соответствия целям и приоритетам социально-экономического
развития; значительное расширение практики
совместного /долевого/ государственно-коммерческого
финансирования и софинансирования с
международными организациями.
История пока не знает примеров стран, которым удавалось бы восстановить объем производства и экономический рост инвестиций в капитал, вложенный в инфраструктуру. Поэтому в республике в ближайшей перспективе около 70% государственных инвестиционных ресурсов будет направляться на поддержку предприятий и объектов производственной инфраструктуры. Эти средства преимущественно будут направляться на финансирование проектов, связанных с реформированием действующих предприятий и импортозамещающих производств.
По наметкам индикативного плана на период до 2000 года к приоритетным направлениям вложения частного капитала отечественных иностранных инвесторов целесообразно отнести: проведение реформы и строительство новых предприятий легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, машиностроения, промышленности строительных материалов и нефтехимической промышленности.
Строительство объектов
социальной сферы за счет централизованных
капитальных вложений предусматривается
осуществлять в рамках соответствующих
целевых республиканских программ.
Всякий раз необходимо осуществлять надлежащие
процедуры рационализации процесса управления
государственными инвестициями. Это является
приоритетной задачей в Казахстане.
Управление государственными
инвестициями должно осуществляться на,
четырех отдельных стадиях: планирование,
программирование, подготовка бюджета и его исполнение.
На стадии планирования решается задача
разработки среднесрочной программы социально-экономического
развития и стратегии ее осуществления,
как на макроэкономическом уровне, так
и в отношении каждого сектора. На этой
стадии основное внимание уделяется отбору
и предварительной оценке предложений
по осуществлению инвестиций. Для этого
отраслевые министерства должны подготовить
предложения по инвестициям на ближайшие
несколько лет, которые должны содержать
описание и оценку предлагаемых проектов
на основе общепринятой методологии финансово-экономической
оценки проектов.
На стадии программирования основная задача - преобразование целей, установленных в плане, в государственные программы деятельности.
Консолидация предложений по инвестициям в программу государственных инвестиций /ПГИ/ должна быть основана на тех же принципах конкуренции отбора, которые предлагаются для бюджетного процесса.
Решения о выделении средств должны приниматься с учетом таких факторов, как:
- макроэкономическая ситуация, в которой будет выполняться бюджет;
- конкретные аспекты предложений по инвестициям, в том числе
экономические аспекты.
И, наконец, следует знать, что если осуществление
инвестиционных проектов /анализ консультации
и закупки/ являются обязанностью бюджетных учреждений, -
необходимо принять дополнительные меры
предосторожности, чтобы избежать проблем,
которые часто ставят под угрозу инвестиционные
проекты, особенно перерасхода средств.
Казахстану необходимо, прежде всего создать надлежащую институциональную систему управления государственными инвестициями и обеспечить организационное и эффективное выполнение названных выше функций /планирование, программирование, подготовка и его исполнение.
Заключение
В настоящее время в Казахстане сложились благоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено хорошим инвестиционным климатом в целом, стабильной политической ситуацией, развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи).
Однако существует низкая активность иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.
В качестве главных условий привлечения иностранного капитала можно указать следующие:
Государство должно прилагать все силы для реструктуризации экономики, стабилизации общей политической и экономической ситуации, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.
То, что инвестиционная привлекательность большинства регионов ниже среднего уровня, свидетельствует об общей тяжести положения в инвестиционной сфере; значительный же разброс показателя привлекательности отражает высокую территориальную дифференциацию инвестиционных процессов.