Инвестиционный кризис и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Целью данной работы является оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства, в которой необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Для реализации поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:
-дать характеристику инвестициям как экономическим категориям;
-охарактеризовать потоки инвестиций и мотивы осуществления инвестиционной деятельности в Российской экономике;
-раскрыть проблемы и пути преодоления инвестиционного кризиса в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА……………………………………………..4
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА..14
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА…...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….…36

Файлы: 1 файл

инвестиционный кризис в экономике и пути преодоления.docx

— 79.77 Кб (Скачать файл)

Чтобы преодолеть подобное положение, важное значение имеет  развитие рыночных отношений, расширение частного предпринимательства, например в области производственной и финансовой инфраструктур, в сфере оказания услуг потребительского и производственного характера, приватизации организаций бытового обслуживания и инвестирования отраслей рыночных форм этих сфер.

Из проведенного анализа следует, что главными направлениями  увеличения эффективности инвестиционной деятельности в настоящий период и в ближайшее время будут:

  1. улучшение структуры воспроизводства капиталовложений, увеличение удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций за счет сокращения удельного веса нового строительства в сфере производства;
  2. усовершенствование технологической структуры капиталовложений, повышение в их составе удельного веса оборудования и уменьшение, соответственно, строительно-монтажных работ;
  3. изменение отраслевой структуры капиталовложений с точки зрения определенного увеличения жизненного уровня населения в пользу отраслей, вырабатывающих продукты питания и товары личного потребления (перерабатывающие отрасли, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность), сфера обслуживания;
  4. повышение объемов капитальных вложений на постройку комфортного жилья и иных объектов медицинского обеспечения и общественного пользования; сбалансированность инвестиционного цикла;
  5. особое обеспечение капитальными вложениями прогрессивных направлений научно-технического прогресса, способствующих сокращению ресурсоемкости производства и росту качества продукции.

Бесспорно, что в современных условиях Законом  «Об иностранных инвестициях в РСФСР» пользоваться практически невозможно: он устарел и во многом утратил свое значение. Однако, помимо естественного процесса старения, его непригодность является следствием позднейших корректировок.

Отечественная система «модернизации» основывается на издании многочисленных законодательных  актов низшего порядка, в большинстве  своем ведомственных.

Бюрократия  в крайней степени, все мыслимые формы вымогательства сделали зарубежных инвесторов еще более зависимыми от чисто субъективных факторов и, следовательно, еще менее заинтересованными  во взаимном сотрудничестве. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению  проникновения в страну зарубежного  капитала — якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие  защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики.

Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение  народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность  для российской экономики, во всяком случае с этой стороны, будет сложно.

Изучая  опыт стран, где разные формы коллективного  инвестирования продемонстрировали собственные  преимущества наглядно, можно сделать  ряд выводов.

От реализации коллективных инвестиций в России прежде всего выигрывает население, поскольку с помощью них увеличится приток капитальных вложений в экономику, это создаст благоприятные условия экономическому росту [18,с.67].

Увеличатся  налоговые поступления, а как  следствие — улучшится финансирование бюджетных организаций и социальных программ. Вырастет спрос на государственные  ценные бумаги с одновременным снижением  цен заимствования.

Помимо  этого, расширяются возможности  граждан приумножать и сохранять  собственные сбережения.

Многообразие  возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей населения само по себе может защитить их интересы и увеличить  доверие к рыночной экономике.

На развитие экономики страны положительно скажется и обострение конкуренции у коллективных инвесторов и коммерческих банков за средства населения — финансовые ресурсы будут доступнее предприятиям.

А в этом случае, как ожидается, произойдет повышение  цен на акции организаций, пользу от этого получат не банки, а большое  число собственников-акционеров. Что  необходимо для того, чтобы все  эти возможности коллективных инвестиций в полной мере осуществлялись в России? В первую очередь в стране необходимо улучшение социально-экономической  ситуации, и впоследствии — развитие рынка финансов.

Для коллективного  инвестирования государству надо заботиться о расширении спектра объектов, в  частности о расширении рынка  корпоративных ценных бумаг.

Необходимо  принять законодательство, которого не хватает и в котором в  полной мере учитываются современные  реалии, унифицированные требования к действиям любой формы коллективного  инвестирования, защищаются интересы и права инвесторов, обеспечивается надежность вложений.

Требуется отказаться от двойного налогообложения  корпоративных бумаг.

Однако  даже при реализации всех этих условий  необходимо некоторое время, чтобы  выработался профессионализм управляющих  фирм, их способность ориентироваться  на рынке финансов.

Чтобы успела поступить выручка от удачно вложенных  активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских  кооперативов.

Чтобы и  в России проявились достоинства  взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда.

Чтобы реально  заработала конкуренция за деньги инвесторов как внутри каждой формы коллективного  инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками.

Привлечение в больших размерах иностранных  и национальных инвестиций в экономику  России преследует стратегические цели на будущее создание в России социально  ориентированного, цивилизованного  общества, которое характеризуется  высоким качеством уровня жизни  населения, в основе которого находится  смешанная экономика, которая предполагает не только эффективное совместное функционирование разных форм собственности, но и интернационализацию  рабочей силы, рынка товаров, капитала [18,с.68].

В Россию иностранный капитал может принести достижения научно-технического прогресса  и опыт передового управления. Следовательно, привлечение иностранного капитала и включение России в мировое  хозяйство — необходимое условие  для построения в стране современного гражданского общества.

Вовлечение  иностранного капитала в материальное производство более выгодно, чем  взятие кредитов для покупки нужных товаров.

Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и только увеличивают государственные  долги.

Поступление иностранных инвестиций очень важно  и для достижения среднесрочных  целей выхода из экономического кризиса  современного общества, приостановления  спада производства.

Надо  иметь в виду, что интересы общества России с одной стороны, а с  другой иностранных инвесторов, непосредственно  не совпадают.

Интересы  России в обновлении производственного  потенциала, пополнении потребительского рынка недорогими и высококачественными  товарами, развитии и структурной  перестройке своего потенциала экспорта, осуществлении антиимпортной политики, в привнесении в российское общество западной управленческой культуры.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для получения  дохода за счет обширного российского  внутреннего рынка, ее природных  ресурсов, дешевой и квалифицированной  рабочей силы, достижений отечественной  науки и техники и даже ее экологической  беспечности.

Поэтому перед Россией стоит сложная  и весьма деликатная задача: привлечь в государство иностранный капитал, направляя его методами экономического регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных стимулов. При привлечении иностранного капитала нельзя допускать дискриминации национальных инвесторов.

Не следует  предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы по налогам, которых  не имеют российские, занятые в  той же сфере деятельности.

Исходя  из опыта эта мера практически  не оказывает влияния на инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению на месте бывших отечественных производств компаний с формальным участием иностранцев, претендующих на налоговые льготы.

Необходимо  стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат как для иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъятий, стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений, система страхования от некоммерческих рисков [18,с.69].

Приведем рекомендованные известными аналитиками и экономистами пути решения обозначенных выше проблем.

1. Необходимо создать стимулы гарантии для привлечения своих денег в свою экономику.

2. Необходимо создать механизм перетока денег из сырьевых отраслей в отрасли высокотехнологичные. Предложены два таких механизма: первый — изъятие природной ренты через налог на дополнительный доход и экспортной пошлины с последующим вложением этих денег в программу структурной перестройки и модернизации экономики через бюджет развития и банки развития; второй — развернуть денежно-кредитную политику Банка России в направлении кредитования банков развития.

3. Необходимо придерживаться основного принципа рынка, который заключается, в свободном перемещении денег, товаров и услуг. Для этого необходимо развивать посредничество. В частности необходимы качественные посреднические механизмы, обеспечивающие связи между имеющимися ресурсами и желающими их инвестировать.

4. Нужен механизм трансформации сбережений в инвестиции. А именно - реформирование банков и финансовой инфраструктуры в целом. В этой связи могут быть реализованы следующие шаги:

• законодательное и нормативное обеспечение процедуры упрощенного предоставления кредита малым предприятиям;

• введение субсидирования процентной ставки по кредиту за счет средств областных бюджетов;

• гарантирование (страхование) банковских вкладов наряду с усилением правовой защиты инвесторов;

• государство должно установить для банков четкие правила Вхождения в те или иные проекты на синдицированной основе, что увеличит объемы кредитования инновационных проектов. Это может быть реализовано путем создания специализированной небанковской кредитной организации, которая занималась бы образованием синдикатов, не имея права ведения текущих и расчетных счетов.

5. Необходимо создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных органов власти в проведении ими структурных реформ и создании благоприятного инвестиционного климата.

6. Предложен механизм минимизации политических рисков через аппарат полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах посредством создания окружных инвестиционных агентств.

7. Необходимо существенно увеличить долю государственных расходов в ВВП, как это сделали правительства развитых стран, выделив дополнительные бюджетные средства на создание современной транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры, на развитие науки и технического прогресса, а также на осуществление государственной поддержки приоритетных отраслей путем предоставления госгарантий по кредитам.

8. Необходимо разрешить свободное перемещение капитала, включая вывоз прибыли, в совокупности с активизацией процесса развития свободных экономических зон.

9. Предложено провести валютный заем для целей промышленного развития.

10. Предложен особый порядок налогообложения — концепция инвестиционных счетов для населения. Средства, зачисленные на такие счета, предназначены для инвестирования в определенные секторы экономики. Предусмотрено исключение этих средств, включая доход от осуществленных инвестиций, из налогооблагаемой базы, а подоходный налог будет уплачиваться только при выводе средств.

Таким образом, в основе процесса поиска эффективных способов активизации притока инвестиций в основной капитал не могут лежать разрозненные, индивидуальные полумеры. Вопрос сложен, он не имеет простых решений. Поэтому в целях выработки конкретных и.надежных мер, направленных на преодоление сложившегося инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики, следует применить системный подход, заключающийся в комплексном решении обозначенных проблем.

Решить задачу массированного увеличения-инвестиции, в реальный сектор экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности, которая характеризуется примитивностью и неэффективностью, проблематично. Для оживления инвестиционной деятельности необходимо замкнуть кругооборот финансовых средств предприятий, денежных средств населения и бюджетных ресурсов на национальной экономике, развернуть финансовые потоки в сторону промышленного сектора, что предполагает существенную корректировку сложившейся модели инвестиционного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Информация о работе Инвестиционный кризис и пути его преодоления