Инвестионный климат регинов ПФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка изменений инвестиционного климата регионов Приволжского федерального округа на протяжении последних лет, тенденция его развития и инвестиционной политики государства, выявление наиболее слабых сторон и указание необходимых мер для их устранения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ…………………………………………………………………………..6
1.1 Понятие инвестиционного климата регионов………...……………………….6
1.2 Методические подходы к оценке инвестиционного климата регионов…….12
1.3 Факторы, влияющие на инвестиционный климат регионов……………...…18
1.4 Нормативно-правовое обеспечение в анализе инвестиционного климата регионов……………………………………………………………………………..21
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………..25
2.1 Анализ динамики основных показателей инвестиционной деятельности регионов ПФО………………………………………………………………………25
2.2 Анализ законодательства, регулирующего вопросы инвестиционного климата……………………………………………………………………………...31
2.3 Рейтинги экспертных агенств, характеризующие инвестиционную привлекательность регионов ПФО………………………………………………..34
2.4 Потенциал и перспективы социально-экономического развития регионов ПФО…………………………………………………………………………………36
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………………………………43
3.1 Предложения по совершенствованию действующего законодательства и механизмов развития инвестиционного климата регионов……………………..43
3.2 Рекомендации по реализации комплекса мер по улучшению инвестиционного климата регионов………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..53

Файлы: 1 файл

курсовая работа по инвестиционной стратегии.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

 

Индекс промышленного  производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" по округу в 2011 году по сравнению с соответствующим периодом 2010 года составил 107,5% (лидирующие позиции совместно с Дальневосточным федеральным округом среди восьми округов) (приложение 3).

Рост промышленного  производства наблюдался на всех территориях, входящих в округ. Наиболее высокий индекс промышленного производства зафиксирован в Пензенской области (117,4%) Чувашской Республике (113,5%) и Республике Башкортостан (109,4%), наименьший – в Республике Мордовия (100,5 процента).

Объем инвестиций в основной капитал в целом по округу в 2011 году составил 1685,4 млрд рублей (приложение 4). Динамика изменения указанного показателя в 2007-2011 годах приведена в приложениях 5-7. По данному показателю Приволжский федеральный округ занимает третье место после Центрального (2360,4 млрд рублей) и Уральского (1869,9 млрд рублей) федеральных округов. Индекс физического объема к уровню 2010 года составил 107,5% (справочно: по Российской Федерации – 108,3%). Доля округа в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал составила 15,6 процента.

Максимальная доля в общеокружном объеме инвестиций в основной капитал  приходилась на Республику Татарстан (22,9%) и Нижегородскую область (13,2%). Наименьший по округу объем освоенных инвестиций отмечен в Республике Мордовия (2,8%), Кировской области (2,2%) и Республике Марий Эл (1,6%). Указанные доли практически совпадают с показателями 2007 года.

Наибольшая инвестиционная активность в 2011 году отмечена на территории Ульяновской области, где индекс физического объема к соответствующему периоду 2010 года составил 121%. В 2007 году лидером по указанному показателю являлась Пензенская область (143,4%). Объем инвестиций в основной капитал в 2011 году по сравнению с предыдущим годом сократился в Пермском крае (на 10,5 процента).

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал (без  субъектов малого предпринимательства) в 2011 году (как и в 2007 году) являлись привлеченные средства (50,2%), на долю собственных средств приходилось 49,8% инвестиций (справочно: по Российской Федерации – 57,3% и 42,7% соответственно).

По итогам 2011 года выше, чем в  среднем по округу, доля собственных  средств в общем объеме инвестиций в основной капитал наблюдалась в четырех регионах: Пермском крае (66,2%), Самарской области (64,3%), Оренбургской области (63,7%), Республике Башкортостан (58%). Минимальная доля собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал отмечена в республиках Мордовия (28,2%) и Марий Эл (27,6 процента).

Средства бюджетов всех уровней  в общем объеме инвестиций в основной капитал составили 18,3%, из них доля средств, поступивших из федерального бюджета, составила 9,3%, доля бюджетов субъектов Российской Федерации – 7,8% (справочно: по Российской Федерации – 18,8%, 9,8% и 7,9% соответственно).

Максимальная доля бюджетных средств  в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2011 году приходилась на Республику Мордовия (45,7%), Удмуртскую Республику (29,6%) и Пензенскую область (29,6%). Наименьшая доля средств бюджетов всех уровней зафиксирована в Саратовской области (11,1%), Пермском крае (10,9%), Оренбургской области (8 процентов).

В шести регионах округа инвестиционные вложения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации превысили среднее значение по округу, из них максимально на территории республик Марий Эл (20,5%) и Мордовия (19,6%). Наименьшая доля средств зафиксирована в Ульяновской области и Пермском крае (по 3,6 процента).

Доля банковской сферы в финансировании реального сектора экономики округа составила 8,1% в общем объеме инвестиций в основной капитал (справочно: по Российской Федерации – 7,7 процента).

В семи регионах округа доля банковских кредитов превысила средний  показатель по округу, из них максимальная доля приходилась на Республику Марий Эл (18,8%), Нижегородскую (15,8%) и Пензенскую (11,9%) области. Наименьшая доля банковских кредитов как источника финансирования инвестиций зафиксирована в Республике Татарстан (4,8%), Саратовской области (4,7%) и Чувашской Республике (3,7 процента).

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Приволжского федерального округа, в 2011 году достиг 6966,2 млн долларов США, что составило 3,7% от общего объема иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (приложение 8). Рост к уровню 2007 года составил 116 процентов.

В структуре иностранных  инвестиций, поступивших в Приволжский  федеральный округ в 2011 году, прямые инвестиции составили 22,9%, портфельные – 1,8%, прочие – 75,3 процента.

Максимальная доля в  общеокружном объеме прямых иностранных  инвестиций, поступивших в Приволжский федеральный округ, приходилась на Нижегородскую (43,9%), Оренбургскую (16%) области и Пермский край (11,8%). Наименьшую долю прямых инвестиций имели Республика Мордовия (0,6%), Удмуртская Республика (0,4%) и Республика Марий Эл (0,1%). В 2007 году по этому показателю лидировали: Республика Татарстан (37,6%), Нижегородская область (12,3%) и Республика Башкортостан (11,3 процента).

В 2011 году максимальная доля в общеокружном объеме поступления инвестиций из-за рубежа приходилась на Самарскую область (26,8%), Пермский край (24,5%) и Нижегородскую область (14,3%). Меньше, чем в другие регионы округа иностранные инвестиции поступили в Пензенскую область (0,7%), Удмуртскую (0,6%) и Чувашскую (0,2%) республики, Республику Марий Эл (0,1 процента).

Среди регионов округа максимальная доля в общеокружном объеме поступления портфельных инвестиций приходилась на Саратовскую область (56,2%) и Пермский край (23,6%). Наименьшая доля портфельных инвестиций приходилась на Республику Татарстан, Удмуртскую Республику, Оренбургскую, Пензенскую области (менее 0,1%). В республики Марий Эл, Мордовия, Чувашскую Республику и Ульяновскую область портфельные инвестиции не поступали.

Максимальная доля в  общеокружном объеме поступления прочих инвестиций приходилась на Самарскую область (33,9%), Пермский край (28,5%), наименьшая доля на Республику Марий Эл и Чувашскую Республику (менее 0,1 процента).

Одним из определяющих факторов, повлиявших на итоги 2011 года, являются последствия мирового экономического кризиса 2008-2009 годов.

Кризис в значительной степени повлиял на социально-экономическое  развитие всех регионов округа, усилив пространственную концентрацию промышленности, процесс которой имеет длительный и устойчивый характер.

На территории Приволжского федерального округа расположена значительная часть российской индустрии – 21%. Не ее развитие и на показатель концентрации промышленности продолжает оказывать существенное влияние ряд объективных факторов - степень развития транспортной и инженерной инфраструктуры, состояние рынков труда, наличие научно- исследовательских и образовательных учреждений.

Значительный и более  длительный спад в промышленности характеризует  регионы машиностроительной специализации, особенно автомобильной (Самарская и Нижегородская области), вследствие сократившегося спроса на продукцию указанной отрасли.

В меньшей степени  спаду оказались подвержены развитые регионы с

диверсифицированной экономикой и городами-миллионниками и близкими к ним по численности (республики Татарстан, Башкортостан, Пермский край), в которых сочетание диверсифицированной экономики, экспортно-ресурсных отраслей промышленности и развитого сектора услуг в крупных городах повышает устойчивость региональных экономик.

Остальные регионы округа (дотационные субъекты Российской Федерации) составляют третью группу, влияние кризиса на экономику которых было существенным, однако последствия которого были в целом преодолены за счет масштабной помощи федерального центра.

Основные выводы: достижение докризисного уровня социально-экономического развития и процессы восстановления промышленного производства как и инвестиционной активности в регионах округа протекают неравномерно.

Инвестиционный спад в регионах Приволжского федерального округа оказался более существенным, чем спад в промышленности, что в значительной мере продолжает оказывать влияние на социально-экономическую ситуацию.

Прирост инвестиций в  экономику регионов округа характеризуется недостаточными объемами и динамикой.

 

    1. Анализ законодательства, регулирующего вопросы инвестиционного климата

 

В целях повышения  инвестиционной привлекательности  федеральными органами государственной власти принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории Российской Федерации. К таким документам относятся: Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральный закон от 09 июля 1999 года № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", Федеральный закон от 28 ноября 2011 года № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В целях софинансирования расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, из федерального бюджета распределяются и предоставляются субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 года № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".

Субсидии предоставляются  на:

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого

предпринимательства (бизнес-инкубаторы);

- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

- развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего

предпринимательства в  научно-технической сфере;

- реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего

предпринимательства.

В связи с усиленным  развитием инвестиционной деятельности регионы активно принимают на своем уровне нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу, что позволяет создавать максимально комфортные условия для инвесторов и обеспечивать оперативное принятие решений по инвестиционным проектам, а также реализовывать конкурентные преимущества региона (перечень нормативных правовых актов регионального уровня приведен в приложении 11). Вместе с тем, существующее законодательство субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа содержит практически идентичный комплекс предоставляемых преференций для привлечения инвесторов.

Характеристики региональной нормативной правовой базы:

- во всех регионах округа, кроме Пермского края и Самарской области, разработаны региональные инвестиционные программы;

- в большинстве регионов округа (10) действует региональное законодательство о государственно-частном партнерстве (Республики Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, Удмуртская, Чувашская республики, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская области). Не приняты соответствующие нормативно-правовые акты в Пермском крае, Ульяновской и Оренбургской областях и в Республике Мордовия проект закона о ГЧП находится на согласовании;

- в 4-х субъектах Федерации действуют специализированные нормы по регулированию деятельности технопарков, а в отдельных регионах регулируется также деятельность резидентов технопарков (Республика Мордовия, Оренбургская, Нижегородская, Самарская области). Частичное регулирование осуществляется в 5-х регионах округа: в Республике Башкортостан (постановление о порядке создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры), Республике Татарстан (закон об инновационной деятельности), Чувашской Республике (постановление о стимулировании инноваций), Кировской области (постановление о создании

парковых зон), Ульяновской  области (постановление об утверждении  порядка определения части территории Ульяновской области для присвоения статуса индустриального парка). Ведется разработка нормативных актов в 3-х регионах: Удмуртской Республике, Пермском крае и Пензенской области. На данном этапе не осуществляется разработка нормативной правовой базы в данной сфере в Республике Марий Эл и Саратовской области.

Большинство регионов стремится оказывать максимальную поддержку инвестиционным проектам в виде различных финансовых и нефинансовых мер, которые максимально учитывают интересы инвестора и минимизируют его риски.

Одним из основных показателей  высокой инвестиционной привлекательности региона является создание условий для привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время только в 4-х регионах округа сформирована специализированная нормативная база, регулирующая деятельность иностранных инвесторов (Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Оренбургская область).

Ожидания иностранных  инвесторов часто не совпадают с  текущими мерами региональных властей, регулятивная инвестиционная политика которых сопряжена с дополнительными издержками для иностранного инвестора при реализации проекта. Отсутствие специализированной нормативной базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов, воспринимается как отсутствие «четких правил игры».

Информация о работе Инвестионный климат регинов ПФО