Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрения инвестиций как важнейший фактор экономического роста, а так же оценка перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на основе существующих тенденций развития деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Но, не смотря на это, предстоит решить очень широкий круг проблем, чтобы добиться инвестиционной привлекательности нашей экономики, однако наиболее важные из них должны быть решены как можно скорей. Абсолютно приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства – инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и предсказуемая налоговая система.
Помимо этого, большое
значение для повышения
Иностранные инвестиции в России остаются скромными – а значит, необходимо еще многое сделать, чтобы появились благоприятные условия для долгосрочных вложений. Радует тот факт, что этим вопросам отводится серьезное внимание в повестке дня российского правительства и парламента.
Денежные сбережения населения как фактор экономического роста
Сбережения населения во всем мире считаются одним из основных источников для инвестирования. В последние годы предпринимаются многочисленные и разносторонние попытки привлечь сбережения российских граждан для целей инвестирования реального сектора экономики. При этом некоторые иллюзорно полагают, что достаточно заинтересовать население в хранении денег в банке, который вложит их в производство, и все изменится - начнется экономический рост.
На практике все сложнее. Возьмем, например, сбережения населения, которые аккумулируются Сбербанком, - в значительной мере они расходуются на финансирование дефицита государственного бюджета, меньшая часть поступает в банковскую систему для краткосрочных вложений, т.е. не используется на цели накопления.
Напротив, опыт ведущих стран, в частности США, отличается высоким инвестиционным значением сбережений населения. В США оно владеет примерно 70% всех финансовых активов. Их доля почти в 5 раз больше, чем доля государства, а также доля коммерческих банков.
В Японии население тоже контролирует огромные финансовые активы. Отношение суммы активов, принадлежащих населению, к его годовому доходу составило 161%, т.е. сбережения превышали доход за полтора года. Так же как и в США, сбережения почти полностью инвестировались, причем значительная доля вкладывалась в пенсионные фонды.
Данная форма стимулирования частных инвестиций достаточно привлекательна, она нацеливает на отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Между государством и частными инвестициями может установиться положительная и отрицательная связь. При отрицательной связи, государственные инвестиции просто подменяют собой частные, то есть увеличение государственных капитальных расходов на один доллар ведет к снижению частных расходов на доллар (эффект вытеснения).
В создавшейся в России ситуации пока нет реальной возможности привлечь сбережения населения в качестве инвестиции в производство в размерах, достаточных для возобновления устойчивого экономического роста. Вместе с тем объективно существует ряд значимых в макроэкономическом плане обстоятельств, способных позитивно повлиять на ситуацию. Не прямые государственные инвестиции, а меры по поднятию благосостояния населения и привлечению его средств для нужд экономического роста могли бы позволить добиться желаемого эффекта, т.е. начала устойчивого экономического роста, поскольку это повысило бы ответственность предприятий за эффективное ведение производства, их активность и конкуренцию по привлечению инвестиций.
Меры, направленные на поддержание
жизненного уровня населения, должны сопровождаться
мерами, поддерживающими банки и
другие финансово-кредитные
В условиях низкого уровня
жизни именно пенсионные и страховые
накопления являются практически единственными
привлекательными и в то же время
доступными для широких групп
населения формами
Другой, не менее действенной мерой, должна стать организация реальной системы страхования частных вкладов, возможно, под государственным контролем. Государственная поддержка позволила бы восстановить доверие населения к финансовым учреждениям, аккумулировать свободные средства и направить их на инвестиции в реальный сектор.
Механизм государственного
регулирования инвестиционной деятельности
кредитно-финансовых учреждений, работающих
со средствами населения, должен быть
более жестким, чем используемый
к другим финансовым институтам, так
как их банкротство приводит к
острейшим социальным последствиям
и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой
системы страны.
«Инвестиции» — слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта. Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ. В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ряд дефиниций (определений понятия инвестиций). Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций — это долгосрочные, вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта. Понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию в 1931 г. Английским экономистом Р. Каном. Он обратил внимание, что государственные затраты на организацию общественных работ, проводимых администрацией Ф. Рузвельта для сокращения безработицы, привели к мультипликативному эффекту занятости. При расширении общественных работ рост числа занятых оказывается более значительным, чем увеличение числа работников, непосредственно привлекаемых к общественным работам. К примеру, рабочие, нанятые для сооружения шоссейных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, «вызывают» тем самым дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на выпуске этих товаров во «вторичном» секторе. В свою очередь рост доходов и потребления этой группы рабочих потребует расширения производства предметов потребления в смежных отраслях – «третичном» секторе. Образующаяся таким образом цепная связь распространяется (по убывающей) и на другие сектора. Эффект мультипликации будет зависеть от величины «начального» импульса. Дж. Кейнс уточнил сущность мультипликативного эффекта. Мультипликатор – это коэффициент, показывающий связь между изменением инвестиций и изменением величины дохода. Он помогает «почувствовать» эффект государственного стимулирования. Если государство наняло рабочих, доходы которых вырастут на 1 млн. долл., то совокупный доход в обществе вырастет на большую сумму. Это произойдет, во-первых, потому что существует взаимосвязь между отраслями. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций порождает цепочку межотраслевых взаимосвязей, которая в итоге вызывает рост производства, а значит, и дохода. Во-вторых, прирост дохода, возникший от увеличения объема инвестиций, делится на личное потребление и сбережение. Проводимая сегодня политика привлечения иностранных инвестиций является неэффективной. Причины в том, что, во-первых, проводимая линия на либерализацию носит формальный характер, так как сохраняется высокий уровень неформальных барьеров для инвестиций. Устранение этих причин для иностранных инвесторов в Россию могло бы существенно повлиять на расширение деловой активности, прежде всего тех инвесторов, которые уже присутствуют на российском рынке. Во-вторых, большое влияние оказывает отсутствие правовой системы, обеспечивающей законодательную защиту инвестиций. Зарубежные инвесторы сталкиваются в России с множеством препятствий, связанных с характером российской правовой системы и особенностями реализации российского права в административной практике. Часто административными органами не соблюдаются положения законов о предоставлении льгот иностранным инвесторам. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт следует применить в каждом конкретном случае. Огромное количество нормативных актов, регулирующих одни и те же правоотношения, часто противоречат друг другу. Мировой опыт инвестиционного сотрудничества государств с разным уровнем социально-экономического развития свидетельствует о том, что проникновение капитала из более развитой страны в менее экономически и социально развитую страну может оказаться серьезной угрозой для территориальной целостности и самостоятельности такого государства. Поэтому, для решения вопросов, связанных с привлечением иностранных инвестиций, следует разработать единую государственную программу. Такая проблема должна соответствовать основным целям национальной стратегии экономического развития страны. В ней должны быть определены направления развития экономики, меры по улучшению национального климата, а также основные сферы, в которые необходимо привлекать иностранные инвестиции. Приоритетными направлениями привлечения иностранного капитала при разработке единой государственной программы должны быть:
- развитие национальных
производств;
Безусловно, иностранные
инвестиции не смогут решить всех проблем,
государственная политика по отношению
к инвесторам должна носить селективный
характер, т. е. в одних случаях
иностранный капитал можно
Информация о работе Экономическая сущность инвестиций и их виды