Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:04, курсовая работа
Целью работы является изучение использования лизинга как метода инвестирования предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ использования лизинга как метода инвестирования;
- изучение лизинга как особой формы финансирования;
- выявление проблем и перспектив развития лизинга в России.
Оценка эффективности лизинговых операций будет произведена на материалах предприятия ОАО "Букет Чувашии".
Введение ………………………………………………………………...……… 3
1. Теоретические основы использования лизинга как метода инвестирования … 5
1.1. Понятие и сущность лизинга ..........…………………………………….… 5
1.2. Возникновение и развитие лизинга, его значение .………...............…... 9
2. Лизинг как особая форма финансирования ................................................. 15
2.1. Лизинговый договор и его анализ .....................................................…….. 15
2.2. Оценка эффективности лизинговых операций на предприятии .............. 17
3. Проблемы и перспективы развития лизинга в России ..................................24
Заключение ..……………………………………………………………....….. 30
Список использованной литературы .………………………………..…....... 32
Английский историк Т. Кларк обнаружил несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 – 1750 годами до н. э. Группа статей, касающихся собственности, - самая большая в судебнике Хаммурапи. Статьи обстоятельно и скурпулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной платы, условия залога имущества.
Другие древние цивилизации, включая греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.
Древние финикийцы, прослывшие отличными моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования.
Римскому праву также был известен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и в вещном праве. Император Юстиниан I (483 – 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.
Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
Первое документальное
упоминание о практически проведенной
лизинговой сделке относится к 1066 году,
когда Вильгельм Завоеватель
арендовал у нормандских
В средневековье арендная деятельность была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.
В 1572 году в Великобритании был принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие истинного положения вещей – кто собственник, кто владелец. Использовалось это как средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.
Таким образом, оригинальная идея разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна праву с древнейших времен.
В начале XX века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.
В США также обозначился спрос на финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в США в начале XVIII века, когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта.
Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования – кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план – график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами – данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.
Первое известное употребление термина “лизинг” относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost – plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам.
В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако «законным отцом» автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк – торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.
В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 – 1945 годах по land – lease осуществлялись поставки американской техники.
Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания “United States Leasing Corporation”. Основал компанию Генри Шонфельд.
Первоначально он создал компанию для одной конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговой бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась “United States Leasing Corporation”. Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.
1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).
2. Лизинг
как особая форма
2.1. Лизинговый договор и его анализ
Основным документом лизинговой сделки является договор о лизинге. Он заключается между владельцем имущества и пользователем о предоставлении последнему во временное пользование для предпринимательской деятельности объекта лизинга.
Этапы заключения лизинговой сделки. Как и в любой сложной финансовой сделке, в лизинговой операции можно выделить три основных этапа:
- подготовка и обоснование;
- юридическое оформление;
- исполнение.
На первом этапе оформляются
следующие документы:
- заявка, полученная лизингодателем
от будущего лизингополучателя на покупку
оборудования;
- заключение о платежеспособности лизингополучателя
и эффективности лизингового процесса;
- заявка-наряд, направленная лизингодателем
поставщику оборудования;
- заявка, направленная лизинговой
компанией банку о предоставлении ссуды
на проведение лизинговой сделки.
На втором этапе оформляются следующие
документы:
- кредитный договор, заключенный лизинговой
компанией с банком о предоставлении ссуды
на проведение лизинговой сделки;
- договор о купле-продаже объекта лизинга;
- акт о приемке-сдаче объекта лизинга
в эксплуатацию;
- лизинговый договор;
- договор на техническое обслуживание
передаваемого в лизинг имущества, если
обслуживание будет осуществлять лизингодатель;
- договор на страхование объекта лизинга.
На третьем этапе осуществляется эксплуатация поставленного имущества. Лизингодатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, выполняет работы, поддерживающие его в рабочем состоянии, производит выплаты лизингодателю лизинговых платежей. Лизинговые операции отражаются в бухгалтерской отчетности, а после окончания срока лизинга оформляются отношения по дальнейшему использованию оборудования.
Типичный договор лизинга должен содержать следующие основные положения:
Также в лизинговом договоре обязательно должны присутствовать условия, при которых сделка может быть расторгнута досрочно как по инициативе лизингополучателя, так и лизингодателя.
Основной причиной, по которой лизингополучатель может расторгнуть сделку, являются недостатки оборудования, обнаруженные при его приемке и исключающие его нормальное использование.
У лизингодателя таких причин намного больше. Они могут быть разбиты на две группы:
2.2. Оценка
эффективности лизинговых
Преимущества лизинга по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:
Лизинг в условиях экономики весьма выгоден по сравнению с покупкой машин и оборудования в кредит еще и тем, что он значительно сокращает инвестиционные риски. Обстоятельство, прежде всего, связано с тем, что оборудование, взятое в лизинг, гораздо труднее использовать не по назначению, чем кредит. А в случае банкротства лизингополучателя лизингодатель вообще ничего не теряет. Если кредитору для того, чтобы получить свои деньги, требуется пройти всю длительную процедуру банкротства, то принадлежащая лизингодателю высоколиквидная техника может быть им сразу же продана или передана другому лизингополучателю. [7]
В современных условиях хозяйствования финансовой функции лизинга принадлежит ведущая роль. Предприятие-лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым для него имуществом без единовременной мобилизации на эти цели собственных или привлечения заемных средств. Лизингополучатель освобождается от единовременной полной оплаты стоимости имущества, что выгодно отличает лизинг от обычной купли-продажи. Лизинг может открывать доступ к нужному имуществу как в случае каких-либо кредитных ограничений, так и в случае невозможности привлечения для этих целей заемных средств. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются, как правило, те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении ими.