Лизинговое финансирование инвестиций. Проектное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Под проектным финансированием понимают финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат доходы, генерируемые самим инвестиционным проектом. Особенностью этой формы является также детальный анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценка связанных с ним рисков, которые могут быть рассредоточены между участниками проекта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..2
1. Понятие и классификация инвестиционных проектов……..4
2. Понятие проектного финансирования……………………….8
3. Бюджетное финансирование…………………………………11
4. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков…………………………………………………………….15
5.Задача…………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………….22
Список Литературы………………………………………….....25

Файлы: 1 файл

курсовая по инвестициям1.docx

— 101.84 Кб (Скачать файл)


 

Рис. 1. Виды классификации  инвестиционных проектов.

 

2. Понятие проектного  финансирования 

 

Под проектным финансированием  в международной практике понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые  получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся осле покрытия всех издержек.

Особенностью этой формы  финансирования является также возможность  совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного. В отличие от традиционной кредитной сделки может быть осуществлено рассредоточение риска между  участниками инвестиционного проекта.

Первоначально финансированием  инвестиционных проектов занимались крупнейшие американские и канадские банки. В настоящее время эта сфера  деятельности освоена банками всех развитых стран, при этом лидерствующие позиции принадлежат банкам Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции и Японии. Активно участвуют в финансировании инвестиционных проектов международные финансовые институты, в частности МБРР и ЕБРР.

Проектное финансирование характеризуется  широким составом кредиторов, что  обусловливает возможность организации  консорциумов, интересы которых представляют, как правило, наиболее крупные кредитные  институты - банки-агенты. В качестве источников финансирования могут привлекаться средства международных финансовых рынков, специализированных агентств экспортных кредитов, финансовых, инвестиционных, лизинговых и страховых компаний, долгосрочные кредиты Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР).

Крупные банки, занимающиеся финансированием инвестиционных проектов, имеют специализированные подразделения  для организации, контроля и анализа  реализации проектов (МБРР, ЕБРР, «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Креди Лионе», «Нэшнл Вестминстер Банк», «Индустриальный Банк Японии», «Юнион Банк Швейцарии» и др.).

Отбор проектных предложений  осуществляется исходя из их соответствия определенным критериям. Предварительно оценивается общая информация о  проекте, включающая сведения о типе инвестиционного проекта, его отраслевой и региональной принадлежности, объемах  запрашиваемого финансирования, степени  проработанности проекта, наличии  и качестве гарантий и т.д.

К формам проектного финансирования, которые могли бы успешно использоваться в российских условиях, можно отнести  схемы «строить - эксплуатировать - передавать» («build - operate - trans fer» - ВОТ) и «строить - владеть - эксплуатировать - передавав, («built - own - operate - transfer» - BOOT) с привлечением иностранных инвестиций при сочетании финансирования с ограниченным регрессом с финансированием под правительственную гарантию

При использовании схем ВОТ  и BOOT происходит распределение проектных  рисков между участниками (специальной  компанией-подрядчиком, кредитором-банком или их группой и государством), закрепляемое в концессионном договоре или франчайзинг - соглашении, обеспечивается взаимная заинтересованность участников проекта в его своевременном  и эффективном осуществлении. Привлекательность  этих схем для государства обусловлена  целым рядом обстоятельств:

- государство, играя важную  роль в реализации проекта,  не несет. При этом расходов, что сводит к минимуму влияние  на его бюджет;

- через определенное время,  определяемое периодом концессии  или франчайзинг - соглашения, государство  получает в собственность работающий  объект;

- использование механизма  конкурсного отбора, переключение  финансирования на частный сектор  вследствие его более высокой  эффективности позволяет добиться  больших результатов;

- стимулирование притока  высоких технологий, иностранных  инвестиций, достигаемое посредством  использования этих схем, позволяет  решить национально значимые  экономические и социальные проблемы.

Использование рассмотренных  схем проектного финансирования в России может осуществляться на основе реализации соглашений о разделе продукции, в соответствии с которыми инвесторам предоставляются на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и на "ведение связанных  с этим работ, а инвестор осуществляет проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. При этом соглашение определяет условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором.

С учетом важности координации  инвестиционной деятельности в России создан Федеральный центр проектного финансирования, «целью которого является эффективное содействие привлечению  финансовых средств, в том числе  внешнего финансирования, и обеспечение  реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики характер. Вместе с тем  существующее законодательство осложняет  полноценное осуществление проектов. В частности, не отрегулированы правовые основы проектного финансирования в  различных секторах рынка: предоставление концессий и гарантий, страхование, консорциальное право, фондовый рынок, трастовые, лизинговые операции и др.

Развитию проектного финансирования в стране препятствуют неблагоприятный  инвестиционный климат, недостаточность  ресурсом для широкомасштабного  финансирования капиталоемких проектом низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся  условиях решение проблемы требует  комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон.

Важными составляющими такого подхода являются усиление роли государственных  гарантий страхования проектных  риской, включая предоставление гарантий банкам, принимающим участие и  финансировании инвестиционных проектов и программ, входящих в систему  государственных приоритетов, налоговое  стимулирование механизмов инвестирования, развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов

Существенное значение для  развития проектного финансирования имеет  изучение возможностей адаптации опыта  мировой практики к российским условиям, в том числе в области разработки методических подходов, обеспечивающих повышение эффективности инвестирования.

  1. Бюджетное финансирование

 

Особенности современной  инвестиционной политики в России -снижение доли финансирования предпринимательских структур за счет бюджетных средств и активизация самих предприятий по изысканию инвестиционных ресурсов, в том числе за счет инструментом и институтов финансового рынка.

Принципиально новыми подходами  к финансированию частных инвестиций за счет бюджетных средств, сформировавшихся в Российской Федерации к середине 1990-х гг., являются: (а) выделение особого  объекта финансирования - инвестиционного  проекта (в отличие от финансирования юридических лиц или строек и  объектов, например, для государственных  нужд); (б) конкурсный отбор инвестиционных проектов для финансирования с учетом их экономической эффективности  и приоритетности программ; (в) предоставление средств на возвратной и, как правило, возмездной основах; (г) долевое участие государства в финансировании инвестиционных проектов; (д) создание специализированных структур для организации государственного финансирования инвестиций и снятие соответствующей нагрузки с бюджетов.

В Бюджетном кодексе РФ уточнены условия, на которых может  осуществляться бюджетное финансирование в установленных формах.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются  бюджетом соответствующего уровня при  условии включения их в федеральную (региональную) целевую программу  либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в  сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ. Предоставление бюджетных инвестиций влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества созданных с привлечением бюджетных средств объектов. В дальнейшем эта часть передается в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Бюджетные инвестиции такого рода включаются в проект бюджета  только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана  передачи земли и сооружений, а  также при наличии проекта  договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом  об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования  в собственности получателя инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Сохраняя в целом тенденцию  к сокращению финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств  государство оставляет за собой ответственность за создание инвестиционного климата и все чаще обращается к косвенным формам участия в инвестировании, беря на себя часть инвестиционных рисков в виде гарантий по кредитам или смягчая налоговую нагрузку инвесторов.

Государственные гарантии также  предоставляются на особых условиях - они не должны охватывать всей суммы  риска. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные  обязательства, включая залоговые.

Особой формой государственной  поддержки частных инвесторов за счет бюджетных средств является инвестиционный налоговый кредит. Под  инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока  исполнения налогового обязательства, при котором налогоплательщику  при наличии соответствующих  оснований предоставляется возможность  в течение определенного срока  и в определенных объемах уменьшить  причитающиеся с него налоговые  платежи с последующей уплатой  суммы кредита (единовременной или  поэтапной) и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным  налогам на срок от одного года до пяти лет. Проценты за пользование кредитом платятся по ставке в пределах от одной  второй до трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Особое место в системе  бюджетного финансирования инвестиционных проектов занимают вопросы его институционального обеспечения. В целях снижения инвестиционной нагрузки бюджетов, стимулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций Правительство РФ неоднократно обращалось к созданию специализированных государственных структур. Так, в 1993 г. была образована государственная инвестиционная корпорация в статусе государственного предприятияс выполнением следующих функций: осуществление экспертизы, конкурсного отбора и реализации инвестиционных проектов с учетом их экономической эффективности и приоритетов федеральных и региональных инвестиционных программ; выступление гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками; участие в подготовке федеральных, региональных и других программ и проектов; организация подготовки специалистов, необходимых для реализации инвестиционных программ и проектов, и т. п. Реализация инвестиционных проектов осуществлялась за счет: (а) централизованных капитальных вложений, выделяемых корпорации целевым назначением Правительством РФ; (б) кредитов Центрального банка РФ; (в) привлеченных и собственных средств корпорации.

С еще большими полномочиями в плане привлечения ресурсов и предоставления средств на коммерческой основе в том же году была создана  Российская финансовая корпорация. В основу ее деятельности был положен принцип финансирования инвестиционных проектов на коммерческой и возвратной основах с привлечением средств не только российских, но и иностранных инвесторов.

Особую государственную  поддержку получила инвестиционная деятельность финансово-промышленных групп. Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» предусмотрено предоставление инвестиционных кредитов, государственных  гарантий и иных форм финансовой поддержки  в целях привлечения различного рода инвестиций.

Следующим принципиальным шагом  в развитии практики государственной  поддержки инвестиций было организационное  оформление Бюджета развития Российской Федерации в составе капитальных  расходов федерального бюджета, предназначенного для кредитования, инвестирования и  гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

 

Основная доля средств  Бюджета развития предназначалась  для финансирования экспортно-ориентированных  и импортозамещающих инвестиционных проектов (85,4%), а также для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов (8,7%). Средства Бюджета развития предназначались также на формирование и поддержку альтернативных небюджетных государственных инвестиционных институтов. Были предусмотрены государственные гарантии по заимствованиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, осуществляемым путем выпуска облигаций на 10 лет; принято решение о направлении средств на формирование Российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков (на имущественный взнос и формирование резервного фонда) и т. п.

Для решения специальных  задач государственной экономической  политики и в известной степени реализации функции Бюджета развития Правительством РФ созданы государственные кредитные организации в форме открытого акционерного общества - Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Их основные функции - кредитование реального сектора экономики, обеспечение возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной основе юридическим лицам с 1992 по 1999 гг.

 

Мировой опыт государственной  поддержки инвестиций через создание системы финансовых посредников  и использование инструментов финансового  рынка достаточно богат. Для целей  инвестирования создаются специальные  структуры с полномочиями инвестора (кредитора, гаранта), используются традиционные государственные долговые обязательства  и новые финансовые инструменты - ценные бумаги учреждений, получивших правительственную поддержку. Подобные подходы к финансированию характерны для США, Великобритании, Германии, Мексики и ряда других стран. В  наибольшей степени сеть учреждений, имеющих правительственную поддержку и эмитирующих свои ценные бумаги для инвестиционных целей развита в США, где успешно функционируют Федеральные банки жилищного кредита, Федеральная национальная ипотечная ассоциация, Система фермерского кредита и др. 

Информация о работе Лизинговое финансирование инвестиций. Проектное финансирование