Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:41, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть ценную бумагу – акцию.
Для достижения поставленной цели необходимо:
изучить понятие и сущность акций;
рассмотреть разновидности акций и их предназначение;
разобрать методы и модели оценки обыкновенных акций
Введение...................................................................................................................3 Глава I. Сущность и виды акций..........................................................................5
1.1.Сущность акций……………………………………………………5
1.2. Виды акций………………………………………………………12
Глава II. Методы оценки обыкновенных акций.................................................21
Заключение.............................................................................................................34
Глава III. Практическая часть…………………………………………...………36
Список использованной литературы...................................................................45
В российской практике акции принято классифицировать по признаку ликвидности и ряду других параметров.
В зависимости от степени ликвидности акции российских предприятий можно разделить на три класса или эшелона. Следует отметить, что четкой границы между ними нет, и отнесение акции конкретного предприятия к тому или иному классу достаточно условно.
Первый класс (эшелон) составляют акции наиболее крупных и известных предприятий с объемами продаж от 100 млрд. рублей в год. На операции с акциями данной группы приходится основная доля всех сделок.
Ко второму эшелону относятся акции примерно 50 предприятий, входящие в расчет индекса РТС-2, с объемами продаж от 15 до 75 млрд. руб. и спрэдами покупки-продажи 2,5 –10%. Средняя для предприятий этой группы рыночная капитализация составляет около 850 млн. долларов. Акции второго эшелона имеют меньшую ликвидность, по сравнению с первым, и сильно отличаются друг от друга по инвестиционным качествам.
Третий эшелон – низколивидные акции, по которым проходят единичные сделки. Средняя выручка эмитентов этой группы составляет от 3 до 10 млрд. руб., а спрэд между ценой покупки и продажи может превышать 25%.
Инвестирование в акции
В этих условиях инвестиции в акции второго и третьего эшелона зачастую проводятся на основе простейших оценок, интуиции и инсайдерской информации. Средний срок вложения в такие активы, как правило, превышает 1 год. В силу специфики отечественного рынка акций, важное значение имеет выбор адекватного метода для их оценки.
Таким образом, акции, будучи более рискованными вложениями, по сравнению с облигациями, привлекают инвесторов возможностью получения повышенного дохода, который складывается из суммы выплачиваемых дивидендов и прироста капитала вследствие увеличения их курсовой стоимости (рыночной цены). Благодаря более высокой доходности акции обычно обеспечивают лучшую защиту от инфляции по сравнению с долговыми инструментами.
Глава II. Методы оценки обыкновенных акций
При рассмотрении различных способов оценки акций следует помнить причину, по которой производится экспертиза. Для покупателя – это перспектива получения части прибыли (доходов) предприятия, выраженная в форме дивидендов либо льгот, предоставленных правлением компании (например, продажа продукции предприятия по индивидуальным расценкам). С точки зрения продавца – это не только потеря некоторой величины будущих поступлений, но также появление возможности вложения привлеченных средств в иные инвестиционные проекты [4].
Основными методами оценки стоимости обыкновенных акций являются:
Номинальный;
Рыночный;
Балансовый;
Ликвидационный;
Инвестиционный.
Сумма номинальных стоимостей всех размещенных акций составляет уставной капитал акционерного общества. Номинальная стоимость всех размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала акционерного общества. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой. Одинаковой также должна являться номинальная стоимость привилегированных акций одного типа. Сумма всех номинальных стоимостей акций определяет уставный фонд общества. В отличие от долговых ценных бумаг, номинал которых участвует в образовании рыночной доходности, номинальная стоимость акции несет малозначимую для рынка информацию, характеризуя долю уставного капитала, приходящуюся на одну акцию, в момент учреждения компании-эмитента.
Прирост курсовой стоимости акции может составить существенную часть доходов инвестора. Чтобы его реализовать, акцию необходимо продать. В противном случае существует опасность, что в следующий момент курс бумаги может упасть. Прирост курсовой стоимости возникает по двум причинам. Во-первых, это возможный спекулятивный подъем на рынке. Он не имеет под собой объективных долгосрочный оснований. Во-вторых, это реальный прирост активов предприятия. Получив прибыль, акционерное общество делит ее на две части. Одна часть выплачивается в качестве дивидендов, другая — реинвестируется для поддержания и расширения производства. Реинвестируемая прибыль, приобретающая форму основных и оборотных фондов, реально "наполняет" акцию и ведет, как правило, к росту ее стоимости. В результате, в тенденции цена акции на рынке должна расти. Если инвестор ориентируется прежде всего на прирост курсовой стоимости акции, то он выбирает более рискованную стратегию, так как цена бумаги может в любой момент и понизиться
3) Балансовый метод - метод измерения акционерного капитала компании, равна совокупности активов компании на суммы всех обязательств и капитала, внесенных владельцами привилегированных акций.
Следует отметить, что оценка акций по балансовой стоимости активов предприятия весьма приблизительна, так как во многом зависит от принятой учетной политики (способа начисления амортизации, учета реализации продукции и товарно-материальных запасов, переоценки основных средств) и реально может использоваться в качестве показателя обеспеченности акций. Балансовая стоимость акции определяет балансовую стоимость чистых активов, приходящихся на одну акцию[13, c. 230]. С точки зрения инвестиционного анализа может служить неким объективным критерием реального имущественного наполнения акции (степень применимости данного критерия определяется степенью, с которой бухгалтерский учет объективно отражает стоимость компании).
4) Ликвидационный метод - сумма активов компании, оставшаяся после продажи активов по самой выгодной цене из всех возможных после погашения обязательств и осуществления платежей владельцам привилегированных акций.
Ликвидационная стоимость (ЛС) – сумма денег, которую владельцы акций получат в случае ликвидации предприятия и продажи его имущества по частям. Следовательно, ЛС представляет собой минимально возможную цену, по которой держателям было бы выгодно продать ценные бумаги. Ликвидационная стоимость - стоимость чистых (после расчетов с кредиторами) активов на момент ликвидации компании по рыночным ценам в расчете на одну акцию[18, c. 68]. Определяется объемом и структурой чистых активов и конъюнктурой рынка.
Вместе с тем следует помнить, что для вынесения решения о ликвидации компании требуется одобрение решения не менее 75 процентов акционеров на общем собрании. Тогда ЛС акции рассчитывается по следующей формуле:
C = (С(l) - O - c(p) ) / A
где: C - расчетная цена акции;
C(l) - ликвидационная стоимость всех
активов общества;
O - суммарная величина всех обязательств
общества;
c(p) - суммарная номинальная стоимость
всех привилегированных акций;
A - число оплаченных обыкновенных акций.
Использование
данного подхода сопряжено с
трудностями определения
Все затраты, связанные с ликвидацией предприятия (услуги посредников, транспортные расходы, оплата труда персонала на период ликвидации и так далее), оплачиваются из средств, вырученных от продажи имущества. Таким образом, при ликвидации общества владельцы обыкновенных акций получают в распоряжение сумму, существенно меньшую, чем экспертная оценка стоимости его собственности.
5) Инвестиционный метод – стоимость, по которой с точки зрения инвестора должна продаваться ценная бумага на фондовом рынке в соответствии с ее характеристиками. Оценивая инвестиционную стоимость, инвесторы пытаются определить, сколько средств они смогут получить из этих двух источников, а затем используют свои оценки как основу для определения потенциала доходности акции; одновременно этим инвесторы стараются оценить объем риска, которому они будут подвержены в период владения акциями; сочетание полученной информации с расчетами доходности и риска позволяет им определить инвестиционную стоимость акции, эта оценка является максимальной ценой, которую они могли бы заплатить за акцию.
Показатели учитываемые при оценке обыкновенных акций
Серьезные финансовые решения
требуют учета большого
Она определяется как отношение годового дивиденда к текущей цене акции и записывается в процентах:
где:rd — ставка дивиденда; Div — дивиденд; Р — текущая цена акции.
При расчете данного показателя обычно используют значение реально выплаченного дивиденда, реже — прогнозируемого. Например, Div = 50 руб., Р = 1000 руб.. тогда
Синонимом термина "ставка дивиденда" является термин "текущая доходность". Ставка дивиденда показывает, какой уровень доходности инвестор получит на свои инвестиции за счет возможных дивидендов, если купит акцию по текущей цене. Ставка дивиденда может дать вкладчику представление о том. в какой преимущественно форме приносит доход акция, в виде дивидендов или за счет прироста курсовой стоимости. Более консервативному инвестору следует остановить свой выбор на акциях с более высокой ставкой дивиденда. Принимая инвестиционное решение с учетом показателя ставки дивиденда, необходимо проследить ее динамику за длительный период, как минимум, несколько лет.
Следующий показатель — это срок окупаемости акции. Он измеряется в годах и определяется как отношение текущей цены акции (Р) к чистой прибыли на одну акцию (Е), которую заработало предприятие если представить, что вся прибыль выплачивается в качестве дивидендов, Е — это вся прибыль на акцию, она делится на дивиденд и реинвестируемую в производство прибыль. Например. Р = 1000 руб., Е= 200 руб., тогда
Это означает: если инвестор купит сейчас акцию по цене 1000 руб. а предприятие будет и дальше работать с такой же степенью эффективности (т.е. зарабатывать на акцию ежегодно 200 руб. чистой прибыли), то акция окупится через 5 лет. Когда инвесторы уверены в хороших перспективах предприятия, то срок окупаемости возрастает. так как поднимается цена акции вследствие увеличившегося спроса.
Для эмитента такая ситуация благоприятна,
поскольку создает ему хорошие
условия привлечения дополнител