Методы повышения инвестиционной привлекательности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:00, доклад

Описание работы

В качестве методов, консолидирующих экономику региона и повышающих ее конкурентоспособность на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание региональных инвестиционных корпораций (РИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:
? низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала региона и государственной собственности;
? высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;
? "завалы" на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
? отсутствие механизма привлечения инвестиций.

Файлы: 1 файл

инвестиц привлек.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

КМетоды повышения инвестиционной привлекательности региона

В качестве методов, консолидирующих экономику региона  и повышающих ее конкурентоспособность  на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно  рассматривать создание региональных инвестиционных корпораций (РИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:

?   низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала региона и государственной собственности;

?   высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;

?   "завалы" на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;

?   отсутствие механизма привлечения инвестиций.

Предполагается, что РИК должны сконцентрировать наличествующие активы и финансовый капитал, направить их на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.

В основе этого  метода лежит идея о необходимости  реформирования существующей системы  хозяйственного управления.

Как показывают проведенные исследования, сочетание горизонтальной и вертикальной составляющих механизма управления определяется индивидуальными особенностями государственного устройства. Наибольшая глубина вертикальной интеграции присуща государствам тоталитарным, с жесткой централизованной властью. Такая система значительно ограничивает экономическую самостоятельность территориальных образований, а в основе общей экономической политики устанавливает развитие отдельных отраслей (или развитие государства как единого хозяйства).

Система хозяйственного управления государств демократических  – государств развитой рыночной экономики  передает значительные права местному самоуправлению (муниципалитетам). Усиление горизонтальной интеграции (или децентрализации) переносит акцент государственной экономической политики на развитие регионов.

В силу исторических условий хозяйственно-экономическое  управление России было построено по отраслевой схеме. В определенные периоды  политика централизованного развития позволяла обеспечить устойчивый экономический рост. К 60-м годам акцент экономической политики в СССР смещается в сторону территорий (регионов).

Отражением  этих тенденций явилось возрождение  совнархозов, которые за свое недолгое существование успели зарекомендовать  себя как эффективный экономический инструмент, особенно в развитии отраслей сферы потребления. Предлагаемые к созданию РИК являются по своей сути этакими рыночными совнархозами.

Сегодня многие регионы переживают глубокий экономический  кризис, порожденный именно затянувшейся политикой централизации. Следствием централизации является замкнутая циркуляция финансового капитала внутри очерченной границами Москвы банковской системы. Более 80% платежей в настоящее время проходит через московские расчетно-кассовые центры и только 20% приходится на регионы.

Отсюда недостаток средств для развития отдельных  территорий. Известны редкие случаи, когда  вроде бы "деньги идут в регион", т. е. некий крупный московский банк в благом душевном порыве заявляет о сотрудничестве с той или  иной областью. На самом деле эти побуждения обусловлены интересами данного банка к конкретной отрасли, конкретному предприятию, находящемуся на территории области, или к конкретному отдельному проекту. При этом, как правило, банки не упускают случая по пути "прихватить" финансовые средства территории, "перекачивая" их на свои московские корреспондентские счета.

Из понимания  именно этих реалий, кстати говоря, возникла чуть ранее идея региональных финансовых центров – губернских банков (Курск, Екатеринбург), которые должны были бы ограничить отток финансовых ресурсов из регионов.

За последние  годы проводимых реформ существо властной архитектоники в России не изменилось – возникла разве что ее новая  разновидность: тоталитарная командно-административная система "перестроилась" в финансово-олигархическую. Поэтому, как прежде, так и сейчас существуют мощные силы, заинтересованные в сохранении централизованного управления. При этом в открытую преследуются сиюминутные собственные интересы в ущерб долгосрочным и общественным. Как следствие, проявляются процессы социальной стагнации.

В то же время  ввиду того, что основные производственные мощности расположены в регионах, эта проблема выглядит как нежелание  инвесторов вкладывать средства в реальный сектор экономики. Именно туда, в реальный сектор, необходимые инвестиции не доходят, оставаясь в финансово-спекулятивных водоворотах г. Москвы. Поэтому создание региональных инвестиционных корпораций создаст условия, когда средства региона никуда не уходят, а вкладываются в развитие территории.

Помимо локализации  и консолидации финансовых ресурсов региона необходимо обеспечить его  привлекательность для внешних  инвестиций. Внятность и потенция системы РИК должны обеспечить взаимодействие на равноправных началах с финансовыми  структурами Москвы и конкурентоспособность на уровне международных партнеров.

Одной из ключевых задач РИК является "достройка" общего массива хозяйствующих субъектов  региона до, так сказать, рыночного  вида. С участием РИК, а возможно и в качестве ее структурных элементов  предполагается создание целого ряда компаний и корпораций: трастовых, лизинговых, финансовых, страховых и т.п.

Имея огромный экономический потенциал, регионы  сегодня не обеспечивают его эффективного использования. Центральная задача РИК – инвентаризация активов территориального образования и текущий мониторинг ресурсов. Под активами в данном случае понимаются природный, финансовый, производственный, социальный и другие потенциалы. Особое внимание будет уделено государственной, в первую очередь собственности субъектов Федерации, и муниципальной, а также приоритетам ее эффективного использования.

Предполагается  также решить проблему низкой финансово-хозяйственной  дисциплины предприятий и развязать  узлы взаимных задолженностей, в том  числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам. Система региональных инвестиционных корпораций позволит "вывести на свет" значительную долю теневого капитала, объемы которого, по различным оценкам, соизмеримы с объемами легальных финансовых потоков.

Консолидация  производственного потенциала региона в рамках совокупности инвестиционных корпораций регионального уровня позволит предприятиям улучшить систему планирования и взаимодействия, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках РИК  для достижения общих целей должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Финансовые пирамиды уходят в прошлое. Основу стабильного развития составит вложения в реальный сектор экономики, и сегодня это способны сделать только регионы.

ур10 категорий инвестиционной привлекательности регионов и результаты внедрения инвестиционного стандарта АСИ

Источник РЕДАКЦИЯ САЙТА АСИ

Сегодня на X Региональном инвестиционном конгрессе в Москве рейтинговое агентство «Эксперт» представило XVII рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России за 2011-2012 гг. 

 

Цель конгресса - совместная выработка  механизмов улучшения инвестиционного  климата в регионах и городах  с учетом государственных инициатив. Одной из ключевых тем стало обсуждение инвестиционного стандарта АСИ и опыт его внедрения в пилотных регионах. 

 

Участники конгресса - представители  органов региональной власти и муниципалитетов  со всей России. 

 

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2011-2012: Укротители рисков 


 

Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности, представленному рейтинговым агентством «Эксперт», 83 субъекта Российской Федерации можно разделить на 10 категорий   

 

 

Максимальный потенциал - Минимальный риск

 

Высокий потенциал - Умеренный  риск

 

Средний потенциал - Минимальный  риск

 

Средний потенциал - Умеренный  риск

 

Пониженный потенциал - минимальный риск

 

Пониженный потенциал - Умеренный риск

 

Назначительный потенциал - Умеренный риск

 

Пониженный потенциал - Высокий риск

 

Незначительный потенциал - Высокий риск

 

Низкий потенциал - Высокий  риск


 

 

Резюме РА «Эксперт»: 

 

«Внимание к социалке, бюджетная  дисциплина и хорошие связи с  центральными властями – вот рецепт эффективности управленческих команд, который выявил очередной рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. Шансы выбиться в новые лидеры роста получают периферийные территории с умеренным уровнем зарплат. 

 

Шесть лет назад при расчете  рейтинга инвестиционной привлекательности регионов стал учитываться управленческий риск. Тем самым мы заявили, что считаем качество регионального менеджмента одним из ключевых факторов улучшения инвестклимата. С тех пор тема эффективности работы региональных администраций стала своего рода мейнстримом. Профильные министерства не устают совершенствовать систему KPI для губернаторов. Агентство стратегических инициатив разработало и внедряет специальный стандарт деятельности региональных властей. Однако с конкретными оценками эффективности в регионах дело продвинулось не слишком далеко. 

 

Среди губернаторов, из числа «назначенцев» 2008-2010 годов, наибольших успехов в  снижении рисков достигли главы следующих  регионов: Хабаровского края, Орловской, Воронежской, Челябинской, Ростовской и Кировской областей. Каждый из вновь назначенных руководителей этих регионов сумел добиться улучшения как минимум в одной из трех сфер: социальный климат, бюджетная дисциплина и взаимоотношения с федеральной властью. 

 

Лидерами «третьей волны» роста инвестиционной привлекательности станут некогда периферийные регионы с умеренным уровнем зарплат. Снизились риски в регионах, обладающих тремя сходными характеристиками: близость к экономическим центрам, относительная дешевизна рабочей силы и отсутствие знаковых инвестиционных проектов в предыдущие годы. Потенциально это регионы «третьей волны» инвестиционного роста. 

 

Снижаются риски на Дальнем Востоке. Ключевыми инвесторами продолжают оставаться госструктуры. Зависимость  регионов от сырьевой конъюнктуры и  крупного бизнеса повышает риски. В «нефтегазовых» регионах растут риски. Общей для всех этих субъектов причиной роста интегрального риска стало увеличение его экономической и социальной составляющих. 

 

Продолжается снижение финансовых рисков, прогноз на будущее - негативный. По исполнению за 2011 год ключевые индикаторы региональных бюджетов (соотношение расходов, доходов и долга) улучшились. Но прогноз по региональным финансам на среднесрочную перспективу негативный, что связано с ростом социальных расходов бюджетов. 

 

Второй год подряд снижаются среднестрановые риски. Исключение составляет только экологический риск, который при дополнительной загрузке промпредприятий и росте числа автовладельцев вырос. Уменьшился главный риск для инвесторов – низкое качество управления».

 
В настоящее  время привлечение инвестиций в  различные регионы России является вопросом выживания экономики РФ. Существует несколько факторов, которые  обуславливают перспективы для  инвестирования в тот или иной регион. Эти факторы формируют  преимущества или барьеры пространственного развития. 
ПостепеИнвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов: 
• Ресурсно-сырьевого 
• Трудового 
• Производственного 
• Инновационного 
• Институционального 
• Инфаструктурного 
• Финансового 
• Потребительского 
Инвестиционный потенциал регионов отличается значительной «консервативностью». В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило лишь узкоспециализированных регионовнефте-газодобычи. В наибольшей степени увеличили свой рейтинг два главных нефтегазодобывающих и экспортоориентированных региона – Ямало-Ненцкий и Ханты-Мансийский АО. Что в общем не удивительно – как никак они обеспечивают 11% общероссийских налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 
Напротив, Карелия, Тюменская (юг) и Белгородская области заметно снизили свой потенциал. 
Несмотря на небольшую величину сдвигов, состав первой десятикирегионов с наибольшим инвестиционным потенциалом заметно изменился. Выбыли Белгородская, Кемеровская, Ростовская области и Краснодарский край их места заняли более благополучные в финансовом отношении восемь регионов-доноров федерального бюджета 1997 года (Ханты-Мансийский АО, Татарстан, Пермская и Нижегородская области). 
Последние места по инвестиционному потенциалу по-прежнему занимают большинство автономеых округов, слаборазвитые республики, Еврейская автономная область. 
Самый низкий инвестиционный риск имеет Санкт-Петербург, затем следует Москва, Белгородская область, Татарстан и Новгородская область. Устойчивость экономики в этих регионах сочетается с авторитетной региональной властью и социальной стабильностью. 
Для 1997 года характерны общий спад инвестиционной активности отечественных инвесторов и дальнейшая концентрация прямых иностранных инвестиций в Москве. В 1997 году в столице было сосредоточено около 80% общего годового объема прямых иностранных инвестиций, в то время как по накопленным иностранным инвестициям за последние пятилетие доля Москвы не превышает 50%. Концентрация иностранных инвестиций в максимально благоприятном для них регионе отражает наметившуюся в 1997 году тенденцию снижения общейинвестиционной привлекательности России для прямых иностранных инвесторов. При общем росте в 1.5 раза объем прямых иностранных инвестиций в остальные регионы России (кроме Москвы) сократился на треть (с 1246 млн. дол. до 841 млн. дол.). 
Это свидетельствует о том, что инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответсвует ни достаточному весомому местному инвестиционному потенциалу, ни относительно низкому риску. Существенным фактором недоинвестирования также является слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона. нное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). По объектам ФАИП уровень финансирования бюджетных ассигнований в январе-апреле 2011 года составил 230 855,2 млн. рублей или 34,4% от общего объема средств, предусмотренного на год (для сравнения, за период январь – апрель 2010 года бюджетные ассигнования были профинансированы на 37,6%). 
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Многих иностранных инвесторов привлекают богатые природные ресурсы России. Прежде всего – это нефтедобыча; в этой области создано более 30 совместных предприятий. Сахалин продемонстрировал высокие показатели привлечения прямых иностранных инвестиций, направленных в нефтегазовую отрасль (количество ПИИ в Сахалинскую область – 4 057 250 тыс. дол. США). Добыча рудных ископаемых сама по себе зачастую нерентабельна из-за высокой стоимости транспортировки, что приводит к необходимости создавать дорогостоящие перерабатывающие производства. 
Москва, Санкт-Петербург и прилегающие территории привлекательны для прямых иностранных инвестиций благодаря высокой концентрации предпринимательской деятельности и размеру местных рынков. За текущий год в Москву поступило 57 232 110 тыс. дол. США, в Санкт-Петербург – 1 623 967 тыс. дол. США. 
Для инвесторов более привлекательными являются регионы с конкурентными преимуществами. Это позволяет увеличить отдачу от инвестиций. Как показывает мировой опыт, инвестиции в сильные территории ускоряет развитие всей страны.  
Большое количество регионов имеют достаточный производственный, научный потенциал (например, Калужская область, Ивановская область, Пермский край, Челябинская область). Усовершенствование производств, внедрение инновационных технологий позволит создавать в этих промышленных регионах новые предприятия, модернизировать уже имеющиеся, повышать уровень квалификации сотрудников (это позволит «удержать» квалифицированные кадры в регионах и сократить их отток в крупные города, такие как Москва и Санкт-Петербург).  
Обеспечение доступной информации об инвестиционном потенциале региона, его специфике позволит инвесторам судить о конкурентных преимуществах того или иного субъекта РФ. Например, Владимирская область одна из наиболее экономически развитых и инфраструктурно обустроенных регионов РФ, но ресурсно-сырьевая база отсутствует. В связи с этим, доставка ресурсов на перерабатывающие производства требует дополнительных транспортных расходов.  

Информация о работе Методы повышения инвестиционной привлекательности региона