Методы повышения инвестиционной привлекательности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:00, доклад

Описание работы

В качестве методов, консолидирующих экономику региона и повышающих ее конкурентоспособность на финансовом рынке и, как следствие, инвестиционную привлекательность, можно рассматривать создание региональных инвестиционных корпораций (РИК) на базе отдельных муниципальных образований. Как правило, во многих регионах России этому есть ряд причин:
? низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала региона и государственной собственности;
? высокая доля теневой экономики и непрозрачность финансовых потоков субъекта Федерации;
? "завалы" на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
? отсутствие механизма привлечения инвестиций.

Файлы: 1 файл

инвестиц привлек.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает следующее определение понятия «инвестиции»:

«Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе  имущественные права, иные права, имеющие  денежную оценку, вкладываемые в объекты  предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Из данного определения видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления  инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения  дохода и становятся бесполезными, если они дохода не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно - вложение ресурсов для получения требуемого дохода.

Таким образом, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурса и получения результата.

Необходимо отметить, что эти  два процесса могут происходить  в различной временной последовательности. Различают последовательное (получение  прибыли сразу же после завершения инвестиций в полном объеме), параллельное (получение прибыли возможно еще до полного завершения процесса инвестирования) и интервальное (между завершением инвестиций и получением прибыли проходит определенное время) протекание процессов вложения ресурса и получения результата.

1.2  Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в инвестиционном процессе состоит в следующем: с  одной стороны, государство реализует  политику государственных капиталовложений как централизованных (за счет бюджетов различных уровней), так и децентрализованных (осуществляемых за счет собственных и заемных средств государственными предприятиями); с другой стороны, функция государства заключается в регулировании инвестиционного процесса путем проведения гибкой экономической политики (налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и др.), регулировании движения средств на кредитном рынке, управлении ставкой процента государственных ценных бумаг и т. п.

Формы и методы государственной  инвестиционной деятельности различны и зависят от направленности и целей инвестирования. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиции через государственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования является налоговая система. Государство оказывает влияние путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей и производств.

Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики. К числу форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести и антимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства.

Прежде всего, объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения. Рост доходов вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые служат источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений вызывает соответствующий рост объема инвестиций, и наоборот.

1.3  Факторы, влияющие на объём инвестиций

Значительное влияние на объем  инвестиций оказывает ожидаемая  норма чистой прибыли. Это связано  с тем, что прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем, соответственно, выше будет объем инвестиций, и наоборот. Существенное воздействие на объем инвестиций оказывает также ставка ссудного процента. Дело в том, что в процессе инвестирования используется не только собственный, но и заемный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций, и наоборот.

Среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем инвестиций, следует  отметить также предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени обесценится  будущая прибыль от инвестиций и  соответственно меньше стимулов будет к наращиванию объемов инвестиций.

1.4 Субъекты и объекты инвестиций

В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной  стороны, участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами (инвесторы), с другой стороны - предприятия, организации и др., испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третьей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обеспечивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов.

Инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных средств в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом и имущественными правами, граждане (в том числе иностранные лица), предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, (в том числе иностранные юридические лица, государства и международные организации).

В зависимости от тактики поведения  различают пассивных и активных инвесторов. Первые стремятся улучшить состояние контролируемого предприятия  за период продолжительностью в несколько  лет. Вторые стремятся получить возможность  покупки высоколиквидных активов.

Под инвестиционной деятельностью  понимается последовательность поступков  инвестора по выбору и/или созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации и ликвидации, по осуществлению необходимых  дополнительных вложений и привлечению  внешнего финансирования.

Под объектом инвестирования обычно понимают любой объект предпринимательской  деятельности, на который направлены инвестиции. В соответствии с Законом  «Об инвестиционной деятельности в  Российской Федерации» к ним относятся  денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, интеллектуальные ценности, права пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права и ценности.

1.5 Классификация инвестиций

1. По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций:

1) реальные (капиталообразующие) инвестиции - вложения средств в реальные  активы как материальные, так  и нематериальные, которые осуществляются  в форме капитальных вложений;

2) финансовые инвестиции - вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги.

3) интеллектуальные инвестиции - вложения  средств в научные разработки, в подготовку специалистов, в социальную сферу.

2. По признаку «область инвестирования»  инвестиции классифицируются в  зависимости от сферы деятельности, в которую они направляются (снабжение,  производство, сбыт и т. п.).

3. По признаку «форма собственности  инвестиций» выделяют:

1) государственные инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств;

2) иностранные инвестиции, осуществляемые  иностранными юридическими и  физическими лицами, а также непосредственно  иностранными государствами и  международными организациями;

3) частные инвестиции, осуществляемые  частными лицами и предприятиями негосударственной формы собственности;

4) совместные инвестиции - осуществляемые  совместно отечественными и иностранными  инвесторами.

4. По признаку «характер участия  в инвестировании» выделяют прямое  участие в инвестировании (непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств) и непрямое участие в инвестировании (инвестирование, опосредствуемое другими лицами).

5. По признаку «период инвестирования»  различают краткосрочные инвестиции (период не более 1 года) и долгосрочные инвестиции (период свыше 1 года).

6. По признаку «региональный  характер инвестиций»:

1) инвестиции за рубежом - вложение  средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных  границ данной страны;

2) внутренние инвестиции - вложение средств в объекты, размещенные на территории данной страны;

3) региональные инвестиции - вложение  средств в пределах конкретного  региона страны.

7. По признаку «масштаб инвестиций»  выделяют:

1) прямые инвестиции - вложения  в конкретный, как правило, долгосрочный, проект, обычно связаны с приобретением реальных активов;

2) портфельные инвестиции - вложения  капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных  предприятий.

 

2. Инвестиционная деятельность  в Белгородской области

2.1 Инвестиционный климат в регионе

Белгородская область - приграничный район, что открывает потенциальные  преимущества для международного сотрудничества во всех сферах экономики и является привлекательным фактором для инвесторов.

В области действует закон «Об инвестициях в Белгородской области», в котором предусмотрены льготы российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций. В областном бюджете ежегодно предусматриваются средства для обеспечения гарантий инвесторам в пределах обязательств администрации области по заключённым договорам и контрактам.

Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых  условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности.

Приоритетами инвестиционной политики в области являются модернизация производства и повышение конкурентоспособности  обрабатывающего и машиностроительного комплекса, развитие секторов новой экономики, прежде всего - высокотехнологичных отраслей промышленности.

Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса  мер, направленных на привлечение различных  источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур.

В целом область имеет достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности, что неоднократно подтверждалось независимыми рейтинговыми агентствами.

За 2002 год предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы области направлено 9,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что к уровню 2001 года в сопоставимых ценах составляет 60%. Значительная часть инвестиций направлена в чёрную металлургию, пищевую промышленность, машиностроение и металлообработку (на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий), сельское хозяйство и реализацию социальных программ. Снижение объёмов инвестиций в 2002 году обусловлено окончанием в 2001 году основных работ на строительстве стана 350 в ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» и первой очереди завода по производству горячебрикетированного железа в ОАО «Лебединский ГОК». Освоение капитальных вложений на предприятиях чёрной металлургии уменьшилось с 5,1 млрд. рублей в 2001 году до 1,8 млрд. рублей в 2002 году.

В целях эффективного и рационального  использования бюджетных средств, в 2002 году впервые был утверждён  и исполнен строительный бюджет, включающий инвестиционные программы развития социальной сферы и обеспечения жизнедеятельности населения области за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов и привлечённых средств.

На реализацию инвестиционных программ по строительству объектов социальной сферы в 2002 году за счёт всех источников освоено 1, 5 млрд. рублей, которые профинансированы в полном объёме, в том числе за счёт средств областного бюджета 431,3 млн. рублей (28,5% от общего объёма финансирования). При всех сложностях инвестирования по-прежнему высокими темпами ведётся строительство жилых домов. В 2002 году приведено 661,8 тыс. кв. м общей площади жилья, что на 11,2% выше уровня 2001 года, из них индивидуальными застройщиками - 325,8 тыс. кв. м.

Продолжается строительство объектов социально-культурной сферы. Введены 6 школ на 1562 ученических места, 2 детских сада на 53 места, Дом культуры на 300 мест, платный корпус на 100 коек центральной районной больницы в п. Вейделевка, инфекционный корпус на 50 коек детской больницы в г. Губкин. Велись строительные работы на 13 объектах народного образования, 20 - здравоохранения, 7 - культуры, 9 - коммунального хозяйства. Продолжалась реализация программы развития инженерной инфраструктуры микрорайонов массовой застройки индивидуальных жилых домов.

Для уменьшения стоимости объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, и формирования механизма стимулирования заказчиков, проектных и подрядных  организаций в снижении стоимости  единицы строительной продукции, экономии финансовых, материальных, энергетических и других ресурсов, принято постановление главы администрации области от 13 ноября 2002 года № 436 «О мерах по снижению сметной стоимости строительства объектов бюджетной сферы на территории области».

По федеральной инвестиционной программе на 2002 год лимит финансирования из федерального бюджета был определён в объёме 475,5 млн. рублей, в том числе 385,6 млн. рублей приходилось на внепрограммную часть, отрасль «Специализированный комплекс» - строительство автомобильного пункта пропуска в п. Нехотеевка, который в июне отчётного года введён в эксплуатацию. На строительство и ремонт объектов федеральных целевых программ социальной направленности за год из федерального бюджета поступило 78,2 млн. рублей, по федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» реализовано сертификатов на сумму 76,7 млн. рублей.

Реализуются областные программы  дорожного строительства и благоустройства  сельских населённых пунктов. В рамках этих программ в 2002 году велись работы в 167 населённых пунктах. На их выполнение потрачено более 1 млрд. рублей. В 2002 году начата реализация «Программы 1000», предусматривающей в течение 2003 года строительство 1000 км дорог с твёрдым покрытием по населённым пунктам области.

Информация о работе Методы повышения инвестиционной привлекательности региона