Особенности обеспечения макроэкономического равновесия через привлечение инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях в Республике Беларусь.
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации белорусской экономики - привлечение иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение
1. Инвестиции: сущность, виды и роль в развитии национальной экономики
1.1. «Инвестиции» как экономическая категория
1.2. Классификация инвестиций
1.3. Факторы, влияющие на динамику инвестиций
1.4. Инвестиционный спрос
2. Опыт привлечения инвестиций в зарубежных странах
3. Особенности обеспечения макроэкономического равновесия через привлечение инвестиций
3.1. Инвестиционные возможности Республики Беларусь
3.2. Направления совершенствования инвестиций в национальной экономике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с  тем удар будет нанесен и по осложнившемуся механизму сбережений. Их сокращение будет способствовать возврату в точку равновесия инвестиций и сбережений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт привлечения  инвестиций в зарубежных странах.

 

Различные страны при формировании своих инвестиционных политик используют различный инструментарий и институциональные структуры для достижения поставленных задач. Существенным при этом является много разносторонних факторов, включая геополитическое расположение, природные условия, национальные, культурные и исторические особенности развития государства, создание специализированных институциональных структур, использование преимуществ, сложившихся на определенном этапе социально- экономического развития цивилизации. Проверку эффективности функционирования созданных институциональных структур и используемых механизмов согласования национальных и глобальных интересов осуществляет время. При этом критерием эффективности выступает возможность управления и контроля потоков инвестиционных ресурсов, исходя из целей и задач государства.

Поэтому рассмотрение отдельных факторов, позволяющих  странам занять достойное место  в системе мировых инвестиционных отношений представляет интерес.

США

Вторая Мировая  война создала для США условия для ускоренной экономической экспансии. Прежняя мировая финансовая система была разрушена и валюта США, как наиболее устойчивый эквивалент в международных торговых расчетов, фактически завоевала весь мир. Постепенно международные торговые отношения стали прирастать и международными инвестиционными отношениями, стабильным эквивалентом которых выступал всё тот же доллар США. Известно, что США является крупнейшим инвестором и крупнейшим потребителем инвестиций в мире и их доля в мировом обороте инвестиций составляет около 27%. Занять такое высокое положение в мировом рейтинге помогла не только ситуация, сложившаяся после войны, но и продуманная стратегия ,подкрепленная действиями правительства по продолжению и защите своих экономических интересов за пределами национальных границ. Примером этому могут служить специально созданные институциональные элементы в системе международных экономических отношений США: экспортно-импортный банк и корпорация частных зарубежных инвестиций США.

Сложившаяся в  пользу США ситуация в мировой экономике дала новый импульс развития деятельности Экспортно-импортного банка Соединенных Штатов Америки. Это государственное ведомство Соединенных Штатов было создано целевым назначением для поддержки экспансии национальных транспортеров на зарубежных рынках. Кредитуя собственных товаропроизводителей. Эксимбанк фактически предоставляет товарные кредиты потребителям американских товаров, опосредованно инвестируя, таким образом, средства в расширение рынков сбыта – своеобразная форма инвестиций в расширение американского присутствия в экономике различных государств. В этом случае, кредитуя национальных товаропроизводителей, Банк принимает на себя политические риски – не коммерческие риски, связанные с выполнением условий поставок товаров и услуг, а конкретные риски стран. Связанные с политической и экономической ситуацией в стране – риски, которые не берут на себя обычные страховые организации.

За более  чем 75 лет своей деятельности Эксимбанк  содействовал продвижению на мировые  рынки продукции США на сумму более 400 млрд. Долларов. Таким образом, не являясь непосредственно инвестиционным агентством, Экспортно-импортный банк США в институциональном плане осуществляет чрезвычайно важную миссию для продвижения американского инвестиционного влияния в странах и регионах – подготовку благодатной почвы для развития инвестиционной экспансии, связанной с организацией производства или перевода производства на территорию зарубежных государств ранее импортируемых товаров.

   Россия, по мнению Эксимбанка, является стратегическим рынком для бизнеса США, особенно для малых и средних предприятий. В последние годы число разрешений на предоставление кредитов американским товаропроизводителям для поставок в Россию устойчиво растёт и достигает уровня примерно 150,0 млн.долл.США в год.

   В настоящее  время Эксимбанк располагает  портфелем непогашенных кредитов  в России на сумму примерно 1,4 млрд. долларов США в таких  секторах экономики, как авиация  здравоохранения и горное дело, а оббьем проектов на очереди  эквивалентен 750,0 млн.долларов США.

   Однако, заметим, что для нивелирования  американского влияния на экономическую  ситуацию, и согласования международных  экономических отношений Внешторгбанк  подписал с Эксимбанком специальное  соглашение, предусматривающее совместное  участие во всех проектах американского банка на территории России.

Другим примером создания и функционирования специализированной институциональной структуры, ориентированной  на экспансию американских инвестиций за рубеж является Корпорация зарубежных частных инвестиций США- ОРIС (Overseas Private Investment Company )47 .  Эта компания создана в 1971 году, в период подъема инвестиционной активности в мире и являлась первой в мире национальной компанией    продвигающей интересы американского бизнеса за пределами страны. Заметим, что эта корпорация, как и Эксимбанк, является - агентством правительства США, и берет на себя функции прямого содействия зарубежным инвестициям США, как в виде прямого финансирования, так и путем предоставления гарантии американским инвесторам. Фактически, ОРIС, используя одни и те же механизмы что и Эксимбанк, усиливает экономическую экспансию США, оперируя на инвестиционных рынках.

   Официальная  политика ОРIС как правительственного инвестиционного агентства направлена на оказание национальным деловым кругам помощи развития инвестиционной деятельности за рубежом. В соответствии с этой политикой только в ноябре 2007 - феврале 2008 годов в страны Ближнего востока и Африки были созданы специальные инвестиционные фонды с объемом капитализации более 1,6 млрд. долл. США для инвестирования в стратегические отрасли экономики: энергоснабжение  и водоснабжение.

   Миссия  этой организации определена  как мобилизация американского  капитала, опыта и знаний на  содействие социально-экономическому развитию слаборазвитых и развивающихся стран и регионов. В соответствии с инвестиционной политикой этой организации, согласованной с Администрацией Белого дома и Конгрессом США, проекты, поддерживаемые ОРIС, должны соответствовать:

   - Здоровым  экологическим стандартам и стандартам обеспечения прав рабочих; обеспечивать уважительное отношение к правам человека;

   - иметь  позитивное влияние на экономическое  развитие страны, где реализуется  проект;

   - проекты  не должны иметь негативного  влияния на экономику США.

Анализ требований к инвестиционным проектам показывает, что в их смысловом содержании появилась политическая составляющая - защита экономических интересов США за пределами национальной территории.

   Таким  образом, становится понятным, какие  механизмы и инструментарий реализации международных экономических инвестиционных отношений предпочтительны и могут быть  использованы США для достижения своих политических целей.

   Завершая  этот раздел, отметим, что практика  создания  институциональных элементов содействия продвижению национальных инвестиций и товаров на зарубежные рынки, аналогичных Экспортно-импортному банку США и ОРIС, существует давно и такие организации имеются во многих странах мира. В 1934 году был создан Международный союз страховщиков кредитов   (Бернский Союз) - неофициальное международное объединение  государственных,   полугосударственных  и  частных агентств, учреждений и обществ, гарантирующих платежи по экспортным кредитам и прямым инвестициям. Однако, как показала практика, наиболее эффективно этот механизм продвижения национальных интересов на зарубежные рынки используется в США.

 

 

Великобритания

   Существенное  влияние на формирование международных  инвестиционных отношений всех  стран, в том числе и Великобритании, в 2007 году продолжали оказывать общемировые экономические тенденции. На протяжении последних пяти лет Великобритания вынуждена противостоять в конкурентной борьбе за привлечение иностранных инвестиций быстроразвивающимся экономикам восточноевропейскою и азиатского регионов. Поэтому внутреннюю экономическую политику правительство Великобритании ориентирует на сохранение притока иностранно капитала в страну, рассматривая его как главный фактор развития важнейших отраслей промышленности и сферы услуг.

   Проведению  эффективной инвестиционной политики  способствует постоянное совершенствование  организационно-экономического механизма реализации международных экономических отношений, в частности законодательства в области инвестиционной деятельности. Прозрачность и однозначность английского законодательства является одним из основных факторов притока новых инвестиций. Позитивным результатом реализации инвестиционной политики Великобритании является то, что по объему притока иностранных инвестиций ее опережает только экономика США. По данным ЮНКТАД в 2006 году Великобритания получила около 8% всех прямых иностранных инвестиций в мире, опережая такие страны, как Франция, Гонконг, Германия и др. Великобритания является абсолютным лидером по притоку прямых иностранных инвестиций среди государств Европейского Союза (удельный вес - 15%).

   При этом  чистый вывоз британских инвестиций  за рубеж в первом полугодии 2007 года возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 1,7 раза и достиг уровня 1300,93 млрд. долл. США. За этот период Великобритания получила в виде доходов от зарубежных инвестиций 263,91 млрд. долл. США, в том числе:

    -от  прямых инвестиций - 89,87 млрд. долл. США  (34,1% всех доходов),

    -от  портфельных - 60,04 млрд. долл. США  (22,8%),

    -от  прочих инвестиций - 113,43 млрд. долл. США (43,1%)51.

   Кроме  того, британская экономика играет  существенную роль в развитии глобальных инвестиционных отношений, являясь вторым (после США) прямым инвестором в мире. Доля Великобритании в мировом объеме прямых иностранных инвестиций составляет около 11%, а основными ее реципиентами является США (22%), Голландия (17%), Люксембург (12%), Франция (5%) и др. Постоянное внимание к совершенствованию международных инвестиционных отношений позволило Великобритании создать благоприятный инвестиционный климат и привлечь на свою территорию в качестве страны базирования 450 штаб-квартир североамериканских и азиатско-тихоокеанских транспортных компаний.

 

 

  Россия

   Международные  инвестиционные отношения России  в течении последнего десятилетия  прошлого века характеризуется  процессом масштабного оттока  капитала из национальной экономики. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов на национальном рынки инвестиций, в конце 2000года сумма детально вывезенного из России капитала за рубеж, по данным UNCTAD, составляла около 20,1 млрд.долл.США и Россия по показателю вывоза инвестиций заняла 29 место в мире.

   Меры  по стабилизации экономической   ситуации а стране, совершенствование  законодательства в сфере национальных  и международных инвестиционных отношений, развитие инфра структуры финансовых рынков и др., позволили России к началу 2007 года занять достойную позицию в мировой экономической системе.

   Только  за дна года, с 2005 по 2007 год объем  притока прямых иностранных инвестиций  в Россию увеличились почти  в 2,9 раза, при увеличении экспорта  инвестиций в 3,8 раза. Но сумма  вывезенных иностранных инвестиций за рубежом занять 15-е место в мире.

   Такое  изменения роли России в мировых  инвестиционных отношениях характеризуется  не просто увеличением финансовых  потоков, а структурными изменениями  в механизмах и инструментарии  реализации международных инвестиционных отношений Россия начала входить в мировой инвестиционный рынок как полноправный его член, используя самый современный организационно-экономический механизм прямых иностранных инвестиций- полноценные транспортные компании.По предварительной оценке Центрального Банка, прямые иностранные инвестиции в Россию в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличились на 57,5% и достигли объема 47,1 млрд. долл. США, что составило 3,5% ВВП (в 2006 г.-2,8%)По оценкам UNCTAD в 2007 году Россия заняла 7-е место в мире(в 2006 г.- 6-е место) и 3-е место среди развивающихся экономик по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций (после Китая и Гонконга). Примечательным фактом является то, что примерно 27% привлеченных в 2007 году иностранных инвестиций являлись репатриированным капиталом российских компаний, ввезенный в страну базирования.

   В то  же время, отток прямых инвестиций  из России в 2007 году вырос  более чем вдвое по сравнению  с предыдущим годом и достиг  размера 47,8 млрд. долл.США (в 2006 г. прямые инвестиции из России составляли 23,5 млрд. долл.США). Рекордный уровень российских инвестиций в зарубежные страны стал следствием начавшейся в 2003 году тенденции реструктуризации международных инвестиционных отношений России проявившийся в ряде крупных сделок по слиянию и поглощению за рубежом.

   Так,  завершившаяся в 2007 году сделка  по объединению активов крупнейших российских компаний по производству алюминия («Русала», «Суала») и «Glencore» оценивается в 10,6 млрд. долл. США. Приобретение «Норильским никелем канадской компании «LionOre» оценена в 6,4 млрд. долл. США, а  «Евраз» приобрел за 6,3 млрд. долл. США американскую компанию «Оregon Steel» ( 2,3 млрд. ) и шесть предприятий украинской «Приват групп» (4 млрд.). «Русские машины» стали владельцем около 20% акций канадской Мagna за 1,54 млрд. долл.США и т.д. Суммарный объем перечисленных сделок составляет 24,8 млрд. долл. США.                              

   Важным  свидетельством признания факта  изменения международных инвестиционных отношений между Россией и её иностранными партнерами является то, что перечисленные выше сделки по слиянию компаний в большей степени финансировали иностранные инвесторы. Уникальность сложившейся ситуации заключается еще и в том, что баланс экспорта и импорта. Инвестиций в России примерно «нулевой» как и с развитой экономикой, в то время как в развивающихся странах он складывается в пользу привлечения инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности  обеспечения макроэкономического  равновесия через привлечение инвестиций.

 

3.1. Инвестиционные  возможности Республики Беларусь

Важнейшим направлением государственной экономической  политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата  для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

 

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие  свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Информация о работе Особенности обеспечения макроэкономического равновесия через привлечение инвестиций