Особенности обеспечения макроэкономического равновесия через привлечение инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях в Республике Беларусь.
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации белорусской экономики - привлечение иностранных инвестиций.

Содержание работы

Введение
1. Инвестиции: сущность, виды и роль в развитии национальной экономики
1.1. «Инвестиции» как экономическая категория
1.2. Классификация инвестиций
1.3. Факторы, влияющие на динамику инвестиций
1.4. Инвестиционный спрос
2. Опыт привлечения инвестиций в зарубежных странах
3. Особенности обеспечения макроэкономического равновесия через привлечение инвестиций
3.1. Инвестиционные возможности Республики Беларусь
3.2. Направления совершенствования инвестиций в национальной экономике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Инвестиции и их влияние на обеспечение макроэкономического равновесия.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

 

Республика  находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

 

Экономическая ситуация в стране характеризуется  стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

 

В стране существует развитая научно–техническая база для  проведения исследований и разработок в различных областях теоретических  и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

 

В Беларуси имеются  производства по выпуску конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешнем  рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.

 

Беларусь входит в единое таможенное пространство с  Россией. Для потенциального инвестора  это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

 

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон  с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и  таможенного режимов. Ставки налогов  на прибыль и на добавленную стоимость  для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

 

Республика  Беларусь — единственная страна среди  государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

 

В нашей стране действует Консультативный совет  по иностранным инвестициям, возглавляемый  Премьер–министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

 

Беларусь имеет  положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

 

Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

освобождение  в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;

освобождение  от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции  для собственного производства;

свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

свобода при  выборе поставщиков товаров и  установлении цен на продукцию собственного производства;

сохранение  правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

 

Все это делает нашу страну привлекательным и, что  самое главное, безопасным и выгодным местом для зарубежных капиталовложений.

 

В настоящее  время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

 

О том, что в  стране в целом сформированы благоприятные  условия для деятельности иностранных  инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

 

Проводится  работа по привлечению средств иностранных  кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

 

http://www.president.gov.by/

 

3.2. Направления  совершенствования инвестиций в  национальной экономике.

Обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных наукоемких производств.

 

Для решения  поставленных задач необходимы:

 

модернизация  важнейших секторов экономики на основе технологического обновления производства;

 

формирование  эффективной национальной инновационной  системы;

 

развитие материально–технической  базы науки;

 

формирование  рынка научно–технической продукции  и объектов прав интеллектуальной собственности, развитие инновационной инфраструктуры;

 

расширение  международного научно–технического  и инновационного сотрудничества;

 

создание действенной  системы защиты прав интеллектуальной собственности;

 

расширение  подготовки высококвалифицированных  специалистов и научных кадров высшей квалификации, способных успешно работать в условиях наукоемкой экономики, в том числе привлечение специалистов из–за рубежа.

 

Особое внимание будет уделено развитию инновационных  производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производства микроэлектроники, высокоточного машиностроения, измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.

 

Планируется поднять  Парк высоких технологий на качественно  новый уровень. Он должен стать центром  создания и вовлечения передовых  технологий во все сферы отечественной  экономики, своего рода полигоном для  отработки перспективных проектов.

 

Инвестиционная  политика в предстоящем пятилетии  будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест.

 

Основными задачами инвестиционной деятельности являются:

 

совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;

 

повышение эффективности  инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;

 

создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики.

 

Главными направлениями  их реализации станут:

 

вложение инвестиций в  создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных  производств;

 

модернизация действующих  предприятий на основе новейших технологий;

 

создание условий и  механизмов привлечения средств  населения для инвестирования в основной капитал;

 

поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях  максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение  защиты интересов отечественных  и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;

 

развитие перспективных  форм привлечения инвестиций (проектное  и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного  партнерства.

 

Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

 

Осуществление указанных  направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

 

Доля инновационной продукции  в общем объеме отгруженной продукции  промышленности увеличится до 20 — 21 процента.

 

Объем прямых иностранных  инвестиций на душу населения составит 700 — 745 долларов США, или возрастет в 1,7 раза, доля инвестиций в основной капитал в ВВП — 37,5 процента против 32 процентов в 2010 году.

 

Беларусь к 2015 году войдет в тридцатку ведущих стран  мира, наиболее привлекательных для  зарубежных инвестиций.

http://www.belta.by/


Информация о работе Особенности обеспечения макроэкономического равновесия через привлечение инвестиций