Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что политика формирования инвестиционных ресурсов призвана обеспечить осуществление деятельности предприятия в заданных масштабах и направлениях, эффективное использование собственных и привлеченных средств, вложенных в инвестиционные активы.
Объект исследования − инвестиционные ресурсы предприятия.
Предмет исследования − политика и основные источники формирования инвестиционных ресурсов в Республике Беларусь.
Цель курсового исследования - изучить инвестиционные ресурсы предприятия и разработать рекомендации по совершенствованию политики их формирования и привлечения.
Введение………………………………………………………………………………. 4
1Теоретические основы формирования инвестиционных ресурсов предприятия: понятия, классификация……………………………………………………………...
6
2Анализ состава и структуры инвестиционных ресурсов Республики Беларусь………………………………………………………………………………
14
3 Проблемы формирования инвестиционных ресурсов предприятий Республики Беларусь и пути их решения..................................................................
Заключение……………………………………………………………..……………..
19
27
Список использованных источников……………………………………………….. 29
– сложность и длительность процедуры привлечения средств;
– необходимость предоставления гарантий финансовой устойчивости;
– повышение риска неплатежеспособности и банкротства;
– уменьшение прибыли в связи с необходимостью выплат по привлеченным и заемным источникам;
– возможность утраты собственности и управления компанией [11, с.51].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формируемые предприятием инвестиционные ресурсы классифицируются по различным признакам. Однако наиболее значимой классификацией является выделение собственных, заемных и привлеченных источников финансирования инвестиционных ресурсов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Основной целью формирования инвестиционных ресурсов предприятия является удовлетворение потребности в приобретении необходимых инвестиционных активов и оптимизация их структуры с позиций обеспечения эффективных результатов инвестиционной деятельности.
2 Оценка состава и структуры инвестиционных ресурсов в Республике Беларусь
Процесс инвестирования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законами "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" и "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь". В соответствии с документами объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно–техническая продукция, а также имущественные права.
В соответствии с Программой социально–экономического развития Республики Беларусь в 2011–2015 гг., прогнозируется, что к 2015 г. страна войдет в тридцатку ведущих стран мира, наиболее привлекательных для зарубежных инвестиций, а инвестиции в основной капитал увеличатся в 1,9- 1,97 раза [17]. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направляемых на приобретение, воспроизводство и создание новых основных средств. В соответствии с воспроизводственной структурой и спецификой основных средств инвестиции в основной капитал определяются как затраты на выполнение строительных и монтажных работ, приобретение оборудования, входящего и не входящего в сметы строек, требующего и не требующего монтажа, производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, проектных и изыскательских работ, рабочего скота и животных основного стада, по насаждению и выращиванию многолетних насаждений и других видов прочих работ и затрат.
В работе были проанализированы инвестиции в основной капитал в Республике Беларусь за последние шесть лет (рисунок 3).
Рисунок 3 — Динамика притока инвестиций в Республики Беларусь за 2005-2010 гг.
Примечание — Источник: [27].
Таким образом, в 2006 г. прирост инвестиций составил 32,2 % по сравнению с 2005 г., в 2007 по сравнению с 2006 темп прироста сократился вдвое – до 16,2 %, в 2008 г. инвестиции возросли по сравнению с 2007 на 25,5 %, но в 2009 темп прироста по сравнению с 2008 составил лишь 4,7 %. В январе–октябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года инвестиции в основной капитал выросли на 11,5 %.
Для того, чтобы осуществлять эффективное планирование деятельности организации и использования ресурсов, необходим анализ структуры инвестиций в основной капитал. В диаграмме приведена структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Беларусь за 2009 г. (рисунок 4).
Рисунок 4 — Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, в процентах к итогу за 2010г.
Примечание — Источник: [27].
В соответствии с данными Национального статистического комитета, в 2010 г. 32,9 % инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь составили собственные средства организаций, 32,3 % – банковские кредиты, 18,7 % – средства консолидированного бюджета, 7,6 % – средства населения, 5,2 % – из прочих источников, 2,1 % – иностранных источников (без кредитов), 1 % – заемные средства других организаций и 0,2 % – средства внебюджетных фондов.
Таким образом, значительную часть инвестиций в основной капитал составляют банковские кредиты, а средства инвесторов – лишь 2,1 %, что свидетельствует о том, что инвестиционная привлекательность организаций низкая.
На конец 2010 г. задолженность клиентов банков по кредитам и иным активным операциям возросла на 25197,6 млрд. руб. (или на 39,5 %) до 88921,9 млрд. руб., в то время как ВВП за этот же период возрос на 7,6 %. Такие показатели, как заработная плата и промышленное производство также возросли (на 24 % и 29,7 % соответственно), однако необходимо отметить, что высокие темпы экономического роста и зарплат обеспечиваются в немалой степени за счет активной кредитной поддержки со стороны банковской системы. На конец 2010 г. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами составил -2,6 %, а также около 30 % организаций обеспечены собственными оборотными средствами ниже необходимого уровня. Таким образом, примерно 60% белорусских предприятий испытывают дефицит собственных источников финансирования текущей деятельности. По сути, банковские кредиты во многом позволяют указанным предприятиям поддерживать необходимый уровень производства и занятости.
Однако для эффективного функционирования предприятию, помимо собственных и заемных средств, необходимы иностранные инвестиции. Согласно постановлению Совета Министров №169 "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2010 г.", первоначально задание по привлечению иностранных инвестиций в 2010 г. было установлено в объеме 3384,8 млн долл. Сумма инвестиций в основной капитал за счет иностранных средств была запланирована на уровне 2168 млн долл. [17]. Впоследствии постановлением Совета Министров от 11 августа 2010 г. №1184 "О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2010 года №169" эти показатели были увеличены до 4937,6 млн долл. и 2770,6 млн долл. соответственно. Установлен также перечень инвестиционных проектов, предусмотренных к реализации в 2010 г. за счет средств иностранных инвестиций (всего 462 проекта) [17]. По словам премьер–министра Республики Беларусь С.Сидорского, потребность страны в инвестициях составляет приблизительно 35 млрд долл. [35].
Общий объём привлеченных инвестиций на конец 2009 г. составил 9,3 млрд долл., 65 % которых пришли из России. Общий объем инвестиций в основной капитал за 2009 г. составил 43,1 трлн руб. (15,4 млрд долл.). Из них иностранных, как говорилось выше – 219,8 млн долл. или 1,4 %. Это показатель реального объема иностранных инвестиций, которые пришли по частным коммерческим схемам.
По данным Национального статистического комитета, за январь–июнь 2010 г. в экономику Беларуси поступило более 4,4 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 4,4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший объем иностранных инвестиций привлечен в транспортную сферу – 2,2 млрд долл. (50,7 % от общего объема иностранных инвестиций), в промышленность – более 1 млрд долл. (23,2 %), торговлю и общественное питание – 689,5 млн долл. (15,6 %). При этом свыше 3,1 млрд долл. иностранных инвестиций приходится на Россию (71,5 % всех инвестиций). Также к основным инвесторам можно отнести Австрию (9,3 %), Нидерланды (5,9 %), Кипр (3,8 %), Соединенное Королевство (3,5 %). При этом из общего объема поступивших иностранных инвестиций в I полугодии 2010 г. использовано только 42 %, или 1,8 млрд долл. [22].
Особенно важным является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ), так как они направляются на замену выбывающих в связи с износом основных фондов, их модернизацию и капитальный ремонт, техническое перевооружение, реконструкцию и новое строительство, пополнение оборотных средств, финансирование научно–исследовательских и проектно–конструкторских работ, проведение природоохранных мероприятий . Доля Республики Беларусь составляет менее 1 % в объеме ПИИ, привлеченных развивающимися странами [22]. В период с 2005–2009 гг. значительными темпами укорялся приток иностранных инвестиций, динамика представлена на рисунке (рисунок 5). Так, в 2006 г. темп прироста инвестиций составил 222 %, в 2007 г. – 34 %, в 2008 г. – 20 %, в 2009 г. – 43 %. Темп прироста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил соответственно 65 %, 76 %, 73 %, 102 %. Доля ПИИ в иностранных инвестициях в 2005 г. составила 24 %, в 2006 г. – 18,5 %, в 2007 г. – 24 %, в 2008 г. –35 %, и в 2009 г. – 50 %.
Рисунок 5 — Приток иностранных инвестиций в Республику Беларусь в 2005-2009гг.
Примечание — Источник: [27].
В первом полугодии 2010 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили 60,2 % всех иностранных инвестиций, по сравнению с первым полугодием 2009 г. их объем увеличился на 7,2 % до 2,6 млрд долл. 92 % ПИИ поступило от резидентов России. Доли резидентов Соединенного Королевства и Кипра составили по 1 %, Латвии – 0,8 %, Китая и Германии – по 0,7 %, США – 0,6 %. Наибольший объем прямых иностранных инвестиций поступил в развитие сферы транспорта (75,8 %), торговли и общественного питания (15,4 %), промышлен-ности (4,7 %). Прямые иностранные инвестиции в 2011 г. в Беларуси прогнозируются на уровне 6,4–6,5 млрд долл. Это предусмотрено указом №596, которым утверждены важнейшие параметры прогноза социально–экономического развития Беларуси на 2011 г.
Создание условий для увеличения притока прямых иностранных инвестиций является приоритетом на ближайшие годы. В настоящее время отрабатываются новые формы работы с инвесторами: заключение инвестиционных договоров и привлечение инвестиционных агентов [16].
Таким образом, инвестиционные ресурсы в Республике Беларусь финансируются из различных источников, в том числе собственными, заемными и привлеченными средствами. Однако темпы кредитования юридических лиц в 2010 г. резко увеличились и стали значительно превышать темпы роста валового внутреннего продукта, что говорит о том, что значительная часть предприятий использует кредиты неэффективно. Также следует отметить, что основным источником ресурсов для банковской системы страны является Национальный Банк Республики Беларусь, что может повлечь за собой такие негативные последствия, как рост инфляции, ускорение импорта, увеличение спроса на иностранную валюту. Приток иностранных инвестиций (в том числе и прямых иностранных инвестиций) име-ет положительную динамику и растет ускоряющимися темпами, в том числе и в период мирового финансово–экономического кризиса, что говорит об улучшении инвестиционной привлекательности страны и о росте конкурентоспособности экономики. При условии активного восстановления экономики после мирового финансового кризиса и продолжения прогресса в области реформ по улучшению делового климата Беларусь сможет привлекать больше прямых иностранных инвестиций .
3 Проблемы формирования инвестиционных ресурсов предприятий Республики Беларусь и пути их решения
В соответствии с Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., стратегическими задачами на предстоящее пятилетие являются: рост экспорта товаров и услуг, повышение его эффективности, увеличение рентабельности экспортных поставок, выход на положительное сальдо внешней торговли, совершенствование системы правового и информационного сопровождения внешнеэкономической деятельности. Для решения указанных задач необходимо: повышение эффективности действующих и создание новых экспорто ориентированных производств, увеличение рентабельности экспорта и объемов поступления валютной выручки. Большинство белорусских предприятий нуждается в модернизации. Уровень физического старения промышленности составляет порядка 80% при мировом показателе конкурентоспособности экономики с точки зрения технологичности 60% [17].
Однако повышение
– собственные средства инвесторов, включая амортизационные фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица;
– заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно–финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы.
Традиционно в Беларуси финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала [21]. Сегодня из общей суммы средств, использованных предприятиями и организациями, на развитие и совершенствование производства направляется 20 %,на социальное развитие – 8 %. Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли платежи в бюджет 45 %. В то же время, в общем объеме собственных средств предприятий, поступивших в 2009 г., основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается прибыль 56 %, на долю амортизационных отчислений приходится 24 % [2]. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может привести к банкротству многие предприятия. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это могло бы послужить стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений [9]. По результатам анализа экономических показателей за 2009 г., Беларусь занимает второе место в европейском сообществе по уровню инфляции, что обесценивает прибыль предприятий. Потребительские цены за прошедший год подросли на 10,1 %. Для сравнения, в среднем за 2009 г. в странах Европейского союза процесс обесценивания денег и роста цен протекал значительно медленнее. Инфляция составила всего лишь 1,4 % [2].
К собственным инвестиционным ресурсам также относятся амортизационные фонды, которые формируются из амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления – это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных накоплений предприятий правительство приняло решение о переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств[14].Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда:
Информация о работе Понятие инвестиционных ресурсов предприятия и их классификация