Понятие инвестиционных ресурсов предприятия и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что политика формирования инвестиционных ресурсов призвана обеспечить осуществление деятельности предприятия в заданных масштабах и направлениях, эффективное использование собственных и привлеченных средств, вложенных в инвестиционные активы.
Объект исследования − инвестиционные ресурсы предприятия.
Предмет исследования − политика и основные источники формирования инвестиционных ресурсов в Республике Беларусь.
Цель курсового исследования - изучить инвестиционные ресурсы предприятия и разработать рекомендации по совершенствованию политики их формирования и привлечения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………. 4
1Теоретические основы формирования инвестиционных ресурсов предприятия: понятия, классификация……………………………………………………………...
6
2Анализ состава и структуры инвестиционных ресурсов Республики Беларусь………………………………………………………………………………
14
3 Проблемы формирования инвестиционных ресурсов предприятий Республики Беларусь и пути их решения..................................................................
Заключение……………………………………………………………..……………..
19
27
Список использованных источников……………………………………………….. 29

Файлы: 1 файл

мой курсач по инвест анализу.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

– однозначно  признать капитальный   характер амортизационных отчислений;

– распространить на амортизационный фонд законодательство о  собствен-ности и гарантировать права собственников капитала на  определение     судьбы   амортизационного фонда;

– усилить ответственность    управляющих предприятий    за     их сохранность    и    целевое    использование;

– ввести налоговые и административные санкции против вывоза амортиза-ционного  фонда  за  пределы  белорусской  национальной   территории (пресечь вывоз капитала  за  счёт  амортизационных отчислений). 

Эти  меры помогут сохранению амортизационного  фонда  предприятия  и,  как  следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне [15].

Однако рассчитывать на самофинансирование могут только предприятия с высокими доходами. По подсчетам, инвестиционный потенциал имеют организации с рентабельностью более 20%; а таких субъектов в республике, по статистическим данным за I квартал 2010 г., было менее 17% [2].

Также одним из источников формирования инвестиционных ресурсов является бюджетное финансирование. Как было сказано во второй главе, в 2009 г. доля средств республиканского бюджета в инвестициях в основной капитал составила 12 %. На основе государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений, таких как наукоемкие технологии,  строительство,  медицинские препараты, продукты питания и связь. Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов [16]. Однако дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на  решение инвестиционных    проблем    за    счет    централизованных   источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов  как   потенциального источника    инвестиций    государство    будет   вынуждено   перейти    от безвозвратного  бюджетного  финансирования  к  кредитованию.   Уже в 2010 г. ужесточился контроль за  целевым использованием  льготных   кредитов.   Для обеспечения  гарантий возврата    кредита    применяется система   залога имущества  в недвижимости,  в   частности   земли. Государственные   централизованные вложения обычно  направляют  на реализацию ограниченного числа региональных программ,  создание   особо   эффективных   структурообразующих   объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление  последствий  стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее   острых   социальных   и экономиических  проблем.  На   этапе   выхода   из   кризиса   приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования являются:

 – выделение государственных инвестиций  для  стимулирования  развития опор-ных   сырьевых   и   аграрных    районов,     обеспечивающих    решение про-довольственной и топливно-энергетической проблем;

– поддержание научно–производственного потенциала;

– выделение субсидий  на  социальные  цели  слаборазвитым  районом  с чрез-мерно  низким  уровнем  жизни   населения,   не   имеющим   возможности при-остановить его падение собственными силами [25].

Одним  из  важных    источников инвестиций, особенно   в   условиях   зарождающегося предпринимательства, может стать долгосрочное  кредитование. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение  стратегических  целей   в   экономике. Они способствуют  постепенному  увеличению  производства  и,   как   следствие, общему подъему экономики  страны.   Такие   кредиты  могли   бы  выдаваться банками в первую очередь   на  решение  социальных  программ  под  гарантии правительства,  однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции [31].

Также источником капиталовложений могло бы рассматриваться привлечение в инвестиционную  сферу средств населения путём  продажи акций   приватизированных   предприятий   и    инвестиционных   фондов. Также это могло бы рассматриваться и как один из путей защиты личных  сбережений   граждан от  инфляции.   Стимулировать   инвестиционную  активность  населения  можно путем  установления в инвестиционных банках  более  высоких   по   сравнению с  другими  банковскими учреждениями процентных ставок  по  личным  вкладам, привлечение средств населения   на жилищное  строительство,   предоставление гражданам,       участвующим       в       инвестировании       пред-приятия, первоочередного права на приобретение его продукции по  заводской цене  и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима  широкая сеть посреднических финансовых организаций: инвестиционных банков и  фондов, страховых компаний,  пенсионных фондов, строительных обществ и  друб.  Однако важно по возможности обеспечить  защиту тем,    кто готов  вкладывать   свои деньги в фондовые ценности, установив строгий  государственный  контроль  за предприятиями,     претендующими     на привлечение средств населения [31].

      Основным  фактором,  влияющим  на  состояние  внутренних  возможностей

финансирования    капиталовложений,     является     финансово–экономическая нестабильность. Одной из основных задач для экономики в целом и для предприятий в частности является привлечение иностранных инвестиций. Иностранный  капитал может   привлекаться   в   форме частных зарубежных инвестиций –  прямых  и портфельных,  а  также  в  форме   кредитов   и   займов. В Республике  Беларусь инвестиции могут осуществляться путем:

– создания предприятий  с долевым участим иностранного капитала (совместных предприятий);

– создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

– приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, иму-щественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

– приобретение прав пользования землей и иными  природными ресурсами, а так-же иных имущественных прав и т.д.;

– предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных  прав и т.п. [34].

Особое внимание следует уделять привлечению  прямых иностранных инвестиций, так как это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси. Прямые иностранные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на миро вой рынок [9].

  Практика показывает, что перенос технологий и новейшего оборудования осуществляют транснациональные корпорации. Однако в Беларуси они практически отсутствуют: из первых 100 ТНК мира в стране с созданием производственных мощностей работают только Coca-Cola (США), Japan Tobacco (Япония) и Lafarge (Франция) [36]. Многие ТНК имеют крупные представительства, но основная их задача – реализация продукции, что не привлекает в страну новые технологии и не дает экономического эффекта.

   Как показывает практика, источники инвестирования у белорусских субъектов экономики различные.

Так, например, научно-производственное предприятие "Лазеры в Экологии, Медицине и Технологии"на разработку новых изделий прежде всего затрачивает собственные средства (до 85%), на 10 – 15% финансирование осуществляется за счет БелОМО –завода-изготовителя продукции, и 5% – за счет государственного бюджета [24]. В результате ежегодно на предприятии создается 10 – 15 новых изделий. Вследствие этого «ЛЭМТ» демонстрирует высокий экспортный потенциал. География его поставок – более 30 стран мира, в том числе такие высокоразвитые, как США, Япония и др. При этом практика работы предприятия показывает, что чем шире номенклатура продукции, тем больше перспектива ее продажи.

Ставку на высокие  технологии также делает Светлогорское  производственное объединение «Химволокно». И в этом плане на предприятии большое внимание уделяется инвестиционной деятельности. Так, за 2010 год объем инвестиций в объединении составил 105,4 млрд. бел. руб [4]. В настоящее время «Химволокно» реализует пять важнейших инвестиционных проектов.   

Впервые в республике достигнуто соглашение о привлечении под гарантию правительства Республики Беларусь кредитных ресурсов Японского банка международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) в размере 3 млрд. японских иен (24,1 млн. EUR).

Реализация проекта  по увеличению производства полиэфирных текстильных нитей позволит расширить ассортимент выпускаемой продукции и обеспечить производство полиэфирных текстильных нитей с улучшенными физико-механическими свойствами. Кроме того, увеличение объемов производства и продаж полиэфирной нити обеспечит Светлогорскому «Химволокну» прирост экспортных отгрузок на сумму порядка 20 млн. евро в год, снизит удельное энергопотребление в зависимости от ассортимента выпускаемой продукции на 18 – 37 %, объем налоговых отчислений в бюджет увеличится на 5,3 млн. евро в год [4].

Вместе с тем, реализация проекта позволит не только сохранить  кадровый потенциал предприятия, но и создать новые рабочие места.

Программой технологического развития РУП «СПО «Химволокно» до 2015 года предусматривается дальнейшее техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующих производств, создание новых высокотехнологичных производств. Расширение объемов производства уникальной продукции и освоение новых видов изделий является одним из стратегических направлений внешнеэкономической деятельности светлогорских химиков. В этих целях объединение намерено в 2011 – 2015 гг. реализовать ряд крупных инвестиционных проектов на сумму свыше 700 млрд. бел. руб.

Для эффективного привлечения иностранных инвестиций необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в стране, повышение конкурентоспособности экономики и инвестиционной привлекательности предприятий.

Наиболее известными международными рейтингами для оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности стран мира являются рейтинг World Economic Forum, The Global Competitiveness Report (Всемирный экономический форум (ВЭФ), оценка конкурентоспособности) [37] и IMD World Competitiveness Yearbook (Международный институт развития менеджмента (МИРМ), ежегодник мировой конкурентоспособности) [36]. Однако, в основных отчетах Всемирного экономического форума и Международного института развития менеджмента Республика Беларусь не числится. Как пояснила Сиара Браун, заместитель директора Сети партнерских организаций ВЭФ, Беларусь не включена в отчеты, так как исследователи «Всемирного экономического форума» не смогли определить партнерскую организацию для выполнения исследования в нашей стране. Именно результаты таких исследований занимают практически 70 % показателей в отчете. Белорусские независимые экономисты постарались восполнить отсутствие Беларуси в «Глобальном отчете» и составили свой рейтинг конкурентоспособности, который был включен в «Национальную платформу бизнеса Беларуси». В нем наша страна находится на 83 позиции из 133. Отсутствие Республики Беларусь в данных рейтингах существенно снижает степень «узнаваемости» и привлекательности страны, а также затрудняет комплексную оценку ее конкурентоспособности для потенциальных иностранных инвесторов.

В инвестиционных рекламных  кампаниях Беларуси широко используемым в настоящее время является рейтинг World Bank Doing Business (Всемирный банк, оценка делового климата по легкости ведения бизнеса) [2]. Согласно последнему рейтингу Doing Business–2010 Беларусь среди 183 стран заняла 58-е место по упрощению условий для ведения бизнеса, улучшив свои позиции на 24 пункта. Параметры простоты открытия и начала бизнеса свидетельствуют об укреплении позиций республики в том, что касается регистрации предприятий – 7 (+91) место, регистрации собственности – 10 (+3), найма рабочей силы – 32(+8), получения разрешений на строительство – 44(+18). Однако необходимо отметить, что по критериям непосредственного функционирования бизнеса, таким как кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля положительная динамика гораздо менее очевидна. По оценке Министерства экономики, сделанной на основе анализа промежуточной информации о результатах работы по улучшению рейтинга Беларуси в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2011», позиция страны, с учетом реализованных до 1 июня 2010 г. мер,  может быть улучшена ориентировочно на 10 пунктов [19].

European Bank for Reconstruction and Development report «Growth in transition» (Европейский банк реконструкции и развития, оценка глубины рыночных трансформаций) фиксирует в 2009 г. для республики средние и ниже среднего уровня позиции (шкала от «1» – отсутствие реформ до «4» – стандартная промышленно развитая рыночная экономика) по величине таких индикаторов, как большая (2–) и малая (2+) приватизация, реструктуризация и управление (2–), торговля и валютный рынок (2+), поддержка конкуренции (2), банковская реформа и либерализация процентных ставок (2+), рынок ценных бумаг (2), реформа инфраструктуры (1+). Более высокий уровень отмечен только по индикатору либерализации цен (3). Таким образом, в данном рейтинге Беларусь несколько уступает большинству государств постсоциалистического  пространства [2].

По данным доклада UNCTAD World  Investment Report (ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию, доклад о мировых инвестициях) за 2009 г., рейтинговая оценка стран не проводилась, однако сопоставление данных по накопленным прямым иностранным инвестициям на душу населения в Республике Беларусь (690 долл.) с общемировыми данными (2226 долл.) и , в особенности, данными по ЕС (19 726 долл.) свидетельствует о недостаточности использования потенциала для их привлечения. По аналогичному докладу за 2008 г. Беларусь занимала 48-ю позицию по индексу потенциала для привлечения прямых иностранных инвестиций и только 95-ю – по эффективности их использования. Ситуация, когда индекс привлечения выше индекса эффективности использования ПИИ свидетельствует, что страна в должной мере не использует свой потенциал [10].

Информация о работе Понятие инвестиционных ресурсов предприятия и их классификация