Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ иностранных инвестиций в Украине.
Для достижения указанной цели предполагается рассмотреть и решить следующие задачи:
провести теоретический обзор и анализ проблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике;
проанализировать сущность и виды иностранных инвестиций;
рассмотреть международный и отечественный опыт государственно-правового регулирование иностранных инвестиций;
исследовать современное состояние и проблемы иностранных инвестиционных процессов в Украине;
рассмотреть проблемы и перспективы активизации иностранных инвестиций в экономику Украины.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………. …..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций …………………………..........5
1.2 Государственно-правовое регулирование иностранных инвестиций: международная и отечественная практика……………………………………...11
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных инвестиций в Украине в условиях мирового кризиса……………………………………………………………………….........17
2.2 Основные иностранные инвесторы на отечественном рынке инвестиций..23
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины………………………………………………………………...…………29
3.2 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Украины.………………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
В международной статистике доля иностранного участия в акционерном капитале, обеспечивающая контроль над предприятием, принимается равной 25%. Вместе с тем по различным странам она существенно варьируется (в США — 10%, Германии, Великобритании — 20%, Канаде — 50%). По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к прямым инвестициям относят вложения на уровне 10% и выше обычных акций, дающих контроль над соответствующим количеством голосов, или так называемым эффективным голосом в управлении предприятием [8].
Иностранные инвестиции – это долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики: вывоз отечественного капитала в другие страны. Экспорт предпринимательского капитала осуществляется в основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала [9].
1.2 Государственно-правовое регулирование иностранных инвестиций: международная и отечественная практика
Создание благоприятного инвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приема капитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов и институтов, регламентирующих государственную политику в части зарубежных вложений.
В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее в основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.
В частности, разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема прямых иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров [10].
Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
В конституциях многих стран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможности ее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, при нарушении общественных интересов). Конституционно закрепляются права на справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные положения конкретизируются в данных нормативных актах.
Регулирование ввоза и вывоза иностранных инвестиций в Украине.
Законодательство Украины устанавливает для иностранных инвесторов такие же (с некоторыми исключениями) условия для инвестирования, как и для отечественных инвесторов, а также определенные дополнительные гарантии и инвестиционные стимулы. В частности, определяются условия для осуществле¬ния инвестиции, формы инвестиций, объекты инвестиционной деятельности, государственные гарантии защиты иностранных инвестиций. Отметим сразу, что с целью максимального использования гарантий, предоставляемых законодательством иностранным инвесторам в Украине, рекомендуется все иностранные инвестиции при их внесении регистрировать.
Правовое регулирование
Основные условия осуществления инвестиционной деятельности в Украине, вне зависимости от национальности инвесторов, определены в Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 1991 года. Особенности регулирования иностранных инвестиций предусмотрены Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1996 г. (далее - Закон об инвестициях) и главой 38 Хозяйственного Кодекса Украины от 16 января 2003 г. Ряд других законов и подзаконных нормативных актов в той или иной степени регулируют порядок осуществления иностранных инвестиций.
Закон об инвестициях определяет иностранные инвестиции как ценности, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты инвестиционной деятельности согласно законодательству Украины в целях получения прибыли или достижения социального эффекта. Предприятием с иностранными инвестициями, согласно Хозяйственному кодексу и Закону об инвестициях, признается предприятие, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет не меньше 10% [12].
Иностранные инвесторы вправе осуществлять инвестиции на территории Украины в виде иностранной валюты, движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав, других ценностей (имущества), которые в соответствии с законом признаются иностранными инвестициями. Среди форм осуществления иностранных инвестиций Хозяйственный кодекс предусматривает следующие:
Иностранным инвесторам законодательство предусматривает ряд гарантий для защиты их инвестиций, в частности:
Согласно Закона об инвестициях имущество, которое ввозится в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения таможенной пошлиной.
Регистрация иностранных инвестиций
Как следует из ст. 13 Закона об инвестициях, иностранные инвестиции подлежат государственной регистрации. Незарегистрированные инвестиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных этим законом.
Процедура такой регистрации установлена Положением о регистрации иностранных инвестиций от 7 сентября 1996 г. Согласно положению для государственной регистрации иностранных инвестиций иностранный инвестор подает в орган государственной регистрации информационное сообщение о внесении иностранной инвестиции с отметкой налоговой инспекции по месту осуществления инвестиции о ее фактическом внесении; документы, подтверждающие форму осуществления иностранной инвестиции и ее стоимость, а также подтверждение оплаты за регистрацию.
Возвращение инвестиции и прибыли
Законодательство Украины гарантирует, что в случае прекращения инвестиционной деятельности, иностранный инвестор имеет право на возвращение своих инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования в сумме фактического взноса (с учетом возможного уменьшения уставного фонда) без уплаты таможенной пошлины, а также доходов из этих инвестиций в денежной или товарной форме за реальной рыночной стоимостью на момент прекращения инвестиционной деятельности.
Иностранным инвесторам после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей также гарантируется беспрепятственный и немедленный перевод за границу их прибылей, доходов и других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях вследствие осуществления иностранных инвестиций [15].
Так как существующие соглашения об избежание двойного налогообложения между Украиной и рядом других стран предусматривают разные режимы налогообложения доходов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Украине, рекомендуется до внесения инвестиций тщательно проанализировать перспективу налогообложения прибыли и структурирования инвестиционной деятельности.
Выводы к первому разделу
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важную роль в успешном развитии мировой экономики, и наиболее активно используются в таких перспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги.
Большое значение имеют иностранные инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина. Объем иностранных инвестиций, поступающих в эти страны, не удовлетворяет их потребности и принимаются меры по привлечению дополнительных средств.
Значительная часть иностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, через создание особых экономических зон и совместных предприятий. Иностранные инвесторы стремятся получить от своей деятельности как можно большую прибыль. Следует также отметить, что иностранные инвестиции отнюдь не являются панацеей от всех недугов мировой экономики. Использование иностранного капитала – неоднозначный по своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся через сложное взаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций на макро-, мезо- и микроуровне.
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных инвестиций в Украине в условиях мирового кризиса
Инвестиционный бум 2005–2008 гг. в Украине во многом напоминал экономические чудеса, предшествовавшие кризисам в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Быстрый приток инвестиций не только ускорял рост отечественной экономики, но и приводил к надуванию пузырей на рынках активов, а также к быстрому увеличению импорта (в 2008 году дефицит внешнеторгового баланса достиг $13,5 млрд, или 7,5% ВВП). Возможно, пузыри могли бы надуваться и дальше. Резервы для накопления задолженности у нашей страны еще были: к 1 октября минувшего года внешний долг не превышал 75% ВВП, что в два раза меньше предкризисного показателя четверки «новых азиатских тигров». Однако глобальный финансовый кризис, обострившийся в июле–сентябре 2008 года, дал старт немедленному оттоку капитала из развивающихся стран, в том числе из Украины.
Общемировой характер кризиса был причиной того, что спад ВВП в стране оказался глубоким. Кроме оттока инвестиций, удар по экономике нанесло резкое сокращение экспорта из-за значительного уменьшения спроса на мировых товарных рынках, прежде всего — на сталь и химическую продукцию. По данным Госкомстата, в октябре–декабре минувшего года объем экспорта уменьшился на 36,1% по сравнению III кварталом и составил $13,4 млрд (в октябре–декабре 2007-го экспорт вырос на 8,4% к предыдущему кварталу, а в IV квартале 2006-го — уменьшился на 0,6%). Значительная экспортная выручка могла бы частично смягчить шок от бегства капитала [16].
Впрочем, объяснить глубину кризиса только внешними причинами нельзя.
Во-первых, Украина оказалась уязвима перед кризисом из-за высокого уровня долларизации экономики, в частности большой доли валютных кредитов. На 1 октября 2008-го 51,4% займов, которые предоставили банки компаниям и частным лицам, были выданы в иностранной валюте — на сумму 290,9 млрд грн из общего объема 565,9 млрд грн (при официальном курсе НБУ 4,86 UAH/USD).
Во-вторых, катализатором банковского кризиса и падения экономики стали политическая нестабильность, низкий уровень доверия бизнеса и населения к властям, а также неэффективное управление. Правительство и Нацбанк не смогли в полной мере использовать для борьбы с кризисом имевшиеся в их распоряжении инструменты. К осени 2008 года Нацбанк накопил значительные золотовалютные резервы ($38,1 млрд), которые позволяли частично компенсировать отток капитала. Кроме того, небольшой размер внешнего госдолга ($14 млрд, или 10% ВВП на 1 октября 2008-го) давал возможность государству привлекать кредиты международных финансовых организаций. Однако получение займов от МВФ было прервано в феврале этого года из-за разногласий правительства с Фондом [17].