Привлечение иностранного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ иностранных инвестиций в Украине.
Для достижения указанной цели предполагается рассмотреть и решить следующие задачи:
провести теоретический обзор и анализ проблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике;
проанализировать сущность и виды иностранных инвестиций;
рассмотреть международный и отечественный опыт государственно-правового регулирование иностранных инвестиций;
исследовать современное состояние и проблемы иностранных инвестиционных процессов в Украине;
рассмотреть проблемы и перспективы активизации иностранных инвестиций в экономику Украины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………. …..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций …………………………..........5
1.2 Государственно-правовое регулирование иностранных инвестиций: международная и отечественная практика……………………………………...11
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных инвестиций в Украине в условиях мирового кризиса……………………………………………………………………….........17
2.2 Основные иностранные инвесторы на отечественном рынке инвестиций..23
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины………………………………………………………………...…………29
3.2 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Украины.………………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по инвестированию.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

По оценкам специалистов, на украинском рынке как в сфере биржевой торговли, так и на рынке недвижимости и земли сейчас в целом оперируют около 300 зарубежных инвестиционных фондов. Основной приток инвесторов пришелся на 2007 год, когда конъюнктура мирового финансового рынка была благоприятной и в развивающиеся страны хлынул поток портфельных инвестиций. Мелкие украиноориентированные фонды ежегодно вкладывают в нашу страну до 100% своих активов, мировые мегафонды — не более 1%. Сейчас средняя сумма реальных годовых инвестиций в Украину зарубежными инвестфондами оценивается аналитиками на уровне $25-30 млн (каждый фонд). Если умножить это число на количество институциональных инвесторов (300), получится от $7,5 млрд до $9 млрд спекулятивных денег. Однако, скорее всего, такие суммы поступали в Украину только в прошлом году: раньше зарубежные портфельщики вкладывали в нашу страну меньше — в среднем по $10-15 млн в год. Причем количество инвестфондов на рынке также было меньшим: в 2005-2006 гг. — не более 200. В целом можно предположить, что инвестиции иностранных спекулянтов в Украину за последние 4 года (до этого вложения были ситуативными либо связанными с концентрацией акционерного капитала зарубежными ТНК) составляют от $13,5 млрд до $18 млрд. При средней годовой доходности инвестинструментов на уровне 30% иностранные инвесторы за этот период удвоили свои вложения в нашу экономику (при условии постоянного реинвестирования полученной прибыли на протяжении четырех лет). Цифры по украинским меркам огромные — учитывая, что, по данным НБУ на 1 апреля 2008-го, за всю историю независимости Украина получила $41 млрд прямых инвестиций и около $15 млрд портфельных (вложения в пакеты акций меньше 10% уставного фонда и облигации) [25].

Выводы ко второму разделу

Согласно оценке специалистов Европейского центра исследований, предпринимательский риск инвестиций в Украину составляет 80%. Именно он обусловливает незначительный поток прямых инвестиций. В мировом потоке прямых инвестиций на экономику Украины приходится около 1%, а это очень мало. Ученые говорят, что Украина может выйти из кризисного состояния в первую очередь за счет собственных сил и средств. Однако интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальной экономики требует сотрудничества с мировой системой хозяйствования, в которой иностранные инвестиции являются важным экономическим рычагом. При этом важной предпосылкой привлечения как внутренних, так и иностранных инвесторов является эффективный механизм управления инвестиционными процессами в целом и планирования инвестиционных процессов частности как главному фактору повышения инвестиционной активности.

Сфера интересов зарубежных инвестфондов — вложения в украинские банки, ретейловые, аграрные, строительные компании, а также объекты недвижимости (офисные и торговые центры), крупные участки земли.

Среди причин, которые препятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций в экономику Украины, иностранные компании называют: кризис в финансово-экономической системе Украины, отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов, политическую нестабильность, отсутствие реальных государственных гарантий защиты иностранных инвестиций и прав собственности.

 

 

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ

 

3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины

 

По данным Европейской Бизнес Ассоциации, в IV квартале 2009 г. индекс инвестиционной привлекательности Украины оставался неблагоприятным и составил 2,57 балла по пятибалльной шкале. В III квартале оценка была на уровне 2,56. Правда, согласно данным этого опроса, доля умеренно позитивных оценок инвестиционного климата и его ближайших перспектив растет [26].

Кстати, в соответствии с информацией исследовательского центра SEOLA Group Ideas Factory, 91% руководителей мировых инвесткомпаний после президентских выборов ожидают консолидации всех ветвей власти, а 87% - создания эффективной модели инвестиционных стимулов. Кроме того, 79,9% опрошенных верят, что новый президент инициирует создание долгосрочной стратегии развития Украины. Как видим, инвесторы устали от неопределенности, «демократии» по-украински, изменений внешнеполитического курса, отсутствия хоть какой-то стратегии развития страны. Самое неприятное, что согласно опроса инвесторов, только 4,6% из них называют целесообразным долгосрочное инвестирование в экономику Украины, при этом 58,2% считают оптимальными лишь краткосрочные инвестиции.

Недавно в большой спешке (очевидно с предвыборными целями) государство выбрало 10 проектов, имеющих стратегическое значение для экономики Украины и которые будут финансироваться под госгарантии. В 2010 г. планируется привлечь в эти проекты не менее $7 млрд. инвестиций. Большинство из этих «счастливых» проектов инфраструктурные, часть — энергетические и несколько транспортных. Впрочем, источники финансирования по ряду из них уже известны. В целом же, установление каких-либо приоритетов очень напоминает госпрограммы по привлечению инвестиций, которые после утверждения обычно пылились на полках.

Как обычно, Украина твердо может рассчитывать только на средства институциональных инвесторов. После того как в 2009 году ЕБРР вложил в 46 проектов (на частный сектор приходится 75% проектов, на государственный - 25%) в Украине $1,5 млрд. уже в текущем году банк планирует инвестировать в Украину 1,1 млрд евро. Деньги пойдут, в частности, на программы в отрасли энергетики. В прошлом году банк «специализировался» на банках — более половины всех проектов на общую сумму $870 млн. Около $350 млн. направлены в АПК, промышленность и недвижимость. Кроме того, $137 млн. инвестированы в муниципальные проекты в Ивано-Франковске, Львове и Киеве [28].

Наиболее же привлекательными в 2010 г. для инвесторов будут оставаться металлургия, телекоммуникации и IT, АПК и переработка сельскохозяйственной продукции, фармацевтика и энергетика. В этих сегменты возможен приход иностранных инвесторов путем слияний и поглощений (в украинской практике скорее исключительно поглощений) и фондов прямых инвестиций.

В теории компании МСБ, располагающие уникальными знаниями и/или технологиями, смеют надеяться и на деньги фондов прямых инвестиций, но в таком случае они должны будут, во- первых, поделиться собственностью, а во-вторых — быстро показать конкретные результаты своей работы. Приоритетными отраслями для фондов прямых инвестиций являются АПК, пищепром, IT и телекоммуникации, энергосбережение и импортозамещение, фармацевтика и т. д.

Следует отметить, что украинский фондовый рынок с марта прошлого года показывает рост, что способствует оптимизму инвесторов. С другой стороны, многие из них отложили реализацию своих проектов до полной стабилизации экономической ситуации. Слабое улучшение макроэкономических показателей дает предметные надежды на увеличение притока ПИИ. При этом фундаментальные проблемы украинской экономики минимум до конца 2011 г. разрешены не будут, а значит на резкий качественный рост инвестиционных потоков надеяться не приходится.

В посткризисный период потенциал экономического развития нашей страны оценивается и независимыми экспертами, и международными организациями весьма пессимистично. В частности, по перспективному прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), украинский ВВП сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 г., когда он ожидается в размере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздо менее успешным, чем у большинства ее соседей. Так, на свой докризисный уровень российская экономика выйдет спустя три года после начала кризиса - в 2012 г., а уже в 2014 г. российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 г. эта разница составляла для Украины только девятикратное отставание [29].

Вероятно, понимая, что в отсутствие системных и, главное, быстрых реформ в ближайшие несколько лет Украина может прийти к бюджетному коллапсу и будет вынуждена объявить дефолт, правительство Юлии Тимошенко активизировало работу с внешними консультантами. В конце ноября 2009 г. вице-премьер по европейской и международной интеграции Григорий Немыря заявил, что правительство Украины совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создало комплексную программу по содействию привлечению инвестиций в Украину. По словам вице-премьера, проект рассчитан на три года и включает две составляющие. Первая часть касается конкурентоспособности отдельных секторов украинской экономики, вторая - обзора инвестиционной политики Украины.

 По мнению господина Немыри, самыми перспективными могут  быть такие секторы экономики: АПК, энергетика и инфраструктура. Программа поддерживается Шведским  агентством международного развития, и на реализацию этого трехлетнего проекта будет выделено 26 млн. шведских крон.

Экономико-исторический экскурс показывает, что за последние почти два десятилетия объем общемировых прямых иностранных инвестиций увеличился в восемь раз. Если в начале 1990-х гг. он составлял $1,9 трлн., то к 2007 г. - вырос до $15,7 трлн. Однако международный инвестиционный капитал за последние два десятка лет был не очень благосклонен ни к инфраструктурным проектам, ни к энергетике, ни особенно к АПК.

По оценочному прогнозу МВФ, украинская экономика сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2015 г. Возврат к своему докризисному уровню только через пять лет приведет к тому, что занимавшая в докризисный период 46-ю позицию Украина откатится уже только в шестой десяток среди крупнейших экономик мира [30].

Экстенсивный путь развития только в ближайшие пять лет может отбросить Украину по своему экономическому потенциалу сразу на 10 позиций вниз, позволив обойти себя таким странам, как Казахстан и Катар, экономики которых в докризисный период были соответственно на четверть и вполовину меньше, чем украинская.

Ожидаемый многими политиками вариант развития событий с посткризисным ростом украинской экономики на уровне 6-8% в год, действительно, позволит нашей стране через десять лет удвоить свой нынешний ВВП, однако такой результат не даст Украине шанса на попадание даже в пятый десяток крупнейших экономик мира.

Нaибoлee cyщecтвeнныe фaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Украины:

  1. Мaкpoэкoнoмикa.
  2. Сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa.
  3. Гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe и экoнoмичecкaя пoлитикa.
  4. Интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть.
  5. Зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa.
  6. Сoблюдeниe oбязaтeльcтв пo кoнтpaктaм.
  7. Пpecтyпнocть и кoppyпция.
  8. Нaлoги.
  9. Бaнкoвcкaя cиcтeмa.
  10. Вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa.
  11. Пoлитикa мecтныx влacтeй.
  12. Рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.

Нeoбxoдимa выpaбoткa дoлгocpoчнoй cтpaтeгии cтимyлиpoвaния cбepeжeний и пpивлeчeния инвecтиций, в тoм чиcлe инocтpaнныx, зaкpeплeннoй в гocyдapcтвeннoй экoнoмичecкoй пoлитикe.

На основе проведенного анализа инвестиционного процесса нами определены факторы, от которых зависит поступление прямых иностранных инвестиций в Украину.

Факторы, влияющие на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив положительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для зарубежных инвесторов (табл. 3.1).

"Недостатки" превышают "достоинства", это объясняется нестабильностью  инвестиционного процесса в стране, зависящего от многих субъективных  факторов.

Квалифицированная рабочая сила, социально незащищенная, не востребованная государством, используется зарубежными предпринимателями, так как нуждается в работе. Оплата труда значительно ниже, чем в других экономически стабильных странах. Неразвитая инфраструктура как производственная, так и социальная с одной стороны является препятствием для западных бизнесменов, с другой стороны - это хороший объект вложения капитала.

 

 

Таблица 3.1 Факторы, влияющие на прямые иностранные инвестиции

Преимущества для прямых иностранных инвестиций

Препятствия для иностранных инвесторов

· Географическое положение в Европе

· Большое население

· Благоприятные природные условия

· Большой по размерам рынок

· Неразвитая производственная и социальная инфраструктуры

· Высокий уровень образования населения

· Уровень квалификации рабочей силы, в том числе инженерно-технических работников

· Низкий уровень заработной платы

· Социальная незащищенность работников

· Низкий уровень конкуренции в стране

· Отрицательный международный рейтинг Украины

· Отсутствие политической ответственности государства

· Нет стабильности в законодательстве

· Бюрократический аппарат с низким уровнем доходов

· Отсутствие инициативы принятия решения

· Длительный срок рассмотрения документов для регистрации совместных предприятий

· Низкие темпы приватизации

· Отсутствие государственных гарантий для иностранных инвестиций, которые могли бы защитить в суде

· Сложная и дорогостоящая процедура получения въездных виз и пограничный контроль

· Трудности при получении разрешения на трудовую деятельность

· Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)

· Нарушения договоренностей о встречах с представителями государственных структур или предприятий Украины

· Неразвитый внутренний финансовый рынок

· Недостаточно развитые и дорогие услуги инфраструктуры


 

3.2 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Украине

Информация о работе Привлечение иностранного капитала