Привлечение иностранного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ иностранных инвестиций в Украине.
Для достижения указанной цели предполагается рассмотреть и решить следующие задачи:
провести теоретический обзор и анализ проблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике;
проанализировать сущность и виды иностранных инвестиций;
рассмотреть международный и отечественный опыт государственно-правового регулирование иностранных инвестиций;
исследовать современное состояние и проблемы иностранных инвестиционных процессов в Украине;
рассмотреть проблемы и перспективы активизации иностранных инвестиций в экономику Украины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………. …..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций …………………………..........5
1.2 Государственно-правовое регулирование иностранных инвестиций: международная и отечественная практика……………………………………...11
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных инвестиций в Украине в условиях мирового кризиса……………………………………………………………………….........17
2.2 Основные иностранные инвесторы на отечественном рынке инвестиций..23
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций в экономику Украины………………………………………………………………...…………29
3.2 Основные направления по улучшению инвестиционного климата в Украины.………………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по инвестированию.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

 

Инвестиционный климат — весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

  1. экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);
  2. государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);
  3. нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);
  4. информационного, фактологического, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат [35].

Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений.

Методики оценки инвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используются описательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок. В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырех агрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развития хозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основные составляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в «Ежегодной статистической карте».

Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности, публикуемые ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «The Economist». В частности, рейтинг журнала «Euromoney» определяется на основе расчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политического риска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга, кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступности долгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценки экспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги (IBCA, Moody's, Standard & Poor's и др.) [37].

Для того, чтобы действительно осуществить экономический прорыв и через десять лет суметь попасть не то чтобы в двадцатку, а хотя бы в первую тридцатку, необходимо, чтобы Украина ежегодно показывала рост ВВП на уровне 15%, что представляется совершенно нереальным, исходя из той ситуации, в которой в настоящее время оказалась Украина.

Такой сценарий, вероятно, возможен только в случае, если в ближайшие несколько лет украинские политики сумеют создать такие инвестиционные и бизнес-условия в Украине, которые понизят объем теневой экономики с ныне существующих 60% ВВП хотя бы до 18-20%, а среднегодовой размер иностранных инвестиций будет составлять $15-20 млрд.

Причем показатель роста на уровне 10-15% в год будет также невозможно обеспечить, если не изменить государственные инвестиционные приоритеты и существующий технологический уклад и не начать (помимо АПК, транспортной инфраструктуры, энергетики, строительства и ритейла, которые в первую очередь предлагает развивать Украине ОЭСР) активно вкладывать инвестиционные ресурсы в наукоемкий сектор страны.

Для привлечения зарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие меры:

  1. ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;
  2. введение пятилетней отсрочки для применения положений новых законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;
  3. освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;
  4. замена налогов, сборов и обязательных платежей распределением производственной продукции между инвестором и субъектами;
  5. определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства [39].

Важным условием привлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности на землю.

В Украине иностранные инвесторы руководствуются в своей деятельности более чем 70 нормативными актами разного уровня. Изменения и дополнения, вносимые в действующее законодательство, не улучшают условия инвестиционной деятельности.

Исследование условий привлечения иностранных инвестиций в Украину показало, что иностранным инвесторам очень важно, чтобы в стране-реципиенте были созданы определенные условия для их деятельности. На основе данных проведенного исследования условий поступления иностранных инвестиций нами разработана классификация способов устранения препятствий прямым иностранным инвестициям, объединённых в четыре группы препятствий ПИИ и предлагаются меры их устранения.

Среди мер общего характера к первоочередным относятся:

  1. стабильность политической обстановки и доверие правительству;
  2. надежность информационного обеспечения;
  3. простор действий для частного предпринимательства;
  4. адекватное и прогнозируемое налогообложение;
  5. правовые гарантии и гарантии выполнения договоров;
  6. сокращение роли бюрократического аппарата управления, упрощение процедуры выдачи разрешений;
  7. либеральный внешнеторговый режим;
  8. возможность пользоваться недорогими услугами инфраструктуры, такими как электроэнергия, вода, телекоммуникации, транспортные дороги, услуги и т.д.;
  9. отсутствие контактов с криминальными структурами [41].

Для устранения препятствий поступлению зарубежных инвестиций правительство пытается улучшить условия для инвесторов. С этой целью принимаются законы, вносятся изменения и дополнения к действующим. Предполагается, что иностранцы будут иметь возможность приобретения права собственности на землю. Также создано Агентство содействия иностранным инвестициям, но без определенных полномочий.

В сфере содействия поступлению иностранных инвестиций в Украину приоритетными на данном экономическом этапе развития являются следующие вопросы:

  1. право собственности на землю;
  2. организация работы Агентства содействия иностранным инвестициям, определение его функций;
  3. правовое обеспечение;
  4. налоговая система снижения сборов.

Как показывает опыт западных стран, поступления иностранных инвестиций должны способствовать развитию экономики страны, оздоровлению платежного баланса за счет текущих операций, технологическому оздоровлению экономики и росту достижений научно-технического прогресса.

Для создания благоприятного инвестиционного климата, его стабилизации необходим длительный период времени, что будет способствовать развитию международного инвестиционного сотрудничества, увеличению притока инвестиций из-за границы и их эффективному использованию [42].

Выводы к третьему разделу

Географическое положение и природные условия Украины благоприятны для инвесторов, также как большая численность населения и высокий уровень его образования. Часть населения не имеет постоянной работы и стабильного дохода. Низкий уровень заработной платы может иметь и отрицательное значение, так как способствует заинтересованности в получении взяток при проведении экономических мероприятий.

Среди причин, определенных аналитическим методом, препятствующих иностранным инвестициям в других странах СНГ, характерны нестабильность и неопределенность в законодательстве, особенно непредсказуемые изменения – в налогообложении.

Пepeчиcлeнныe в рамках данного paздeла фaктopы, влияющиe в бoльшeй cтeпeни нeгaтивнo нa фopмиpoвaниe инвecтициoннoгo климaтa в Украине, тpeбyют paзpaбoтки кoмплeкca мep пo eгo yлyчшeнию. К ним пpeждe вceгo cлeдyeт oтнecти cлeдyющee:

  1. Тpeбyeтcя paдикaльнoe yлyчшeниe инвecтициoннoгo климaтa, тaк кaк пoкa oн ocтaeтcя нeдocтaтoчнo пpивлeкaтeльным.
  2. Вмecтe c тeм, кaк пoкaзывaeт aнaлиз, быcтpo и кpyтo измeнить cитyaцию пpaктичecки нeвoзмoжнo. Мнoгиe пpoцeccы, кaк, нaпpимep, нaлaживaниe кopпopaтивнoгo yпpaвлeния, oбecпeчeниe нaдeжнoй paбoты cyдeбнoй cиcтeмы, пpeoдoлeниe кoppyпции и дpyгиe измeнeния, имeют длитeльный xapaктep.

 Отcюдa пpинципиaльный вывoд: paзyмнaя пoлитикa cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить пocтoяннoe и нeyклoннoe yлyчшeниe cитyaции. У инвecтopoв дoлжнa cлoжитьcя yвepeннocть, чтo oбщaя мaкpoэкoнoмичecкaя cитyaция в Украине cтaбилизиpyeтcя.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты исследований, изложенные в рамках данной курсовой работы свидетельствуют о том, что:

1. Инвестиционная деятельность  хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых ими инвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формирования инвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутренним источникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные с национальными сбережениями, а к внешним — иностранные источники. На микроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступают собственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестиции собственников предприятия), а внешними — привлеченные и заемные средства (государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и др.).

2. Источниками финансирования инвестиционной деятельности могут служить привлеченные и заемные средства. Привлеченные средства — это средства, предоставленные на постоянной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода. Заемные средства представляют собой денежные ресурсы, полученные в ссуду на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Мобилизация привлеченных и заемных средств осуществляется различными способами, основными из которых являются: привлечение капитала через рынок ценных бумаг, рынок кредитных ресурсов, государственное финансирование. С развитием финансовых рынков возникают новые способы мобилизации капитала, среди которых можно назвать лизинг, венчурное инвестирование, франчайзинг.

3. С развитием процессов интернационализации хозяйственных связей возрастает роль иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности. Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При классификации форм иностранных инвестиций особое значение имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Считается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного капитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными инвестициями.

4. Возможность привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от состояния инвестиционного климата. Инвестиционный климат — это обобщающая характеристика комплекса социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны. Методики оценки инвестиционного климата разнообразны: описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности.

5. Важными условиями, способствующими привлечению иностранного капитала, являются правовое регулирование и государственное гарантирование иностранных инвестиций. В странах с развитой рыночной экономикой по отношению к иностранным инвесторам используется национальный режим, в соответствии с которым деятельность компаний с иностранным участием регулируется национальным законодательством, не содержащим различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов.

Государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов может осуществляться: на основе конституций или специальных нормативных актов; в рамках межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций; через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Закон України «Про інвестиційну  діяльність» від 18 вересня 1991 р.

2. Закон Украины «О режиме  иностранного инвестирования» с  изменениями от 15.05.2003.

3. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. – М.: Анкил, 2007. – 288 с.

4. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными  программами и проектами. Пер. с  англ. – М.: Пресс, 2006. – 315 с.

5. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. – М.: Гардарики, 2006. – 299 с.

6. Банковский портфель: Книга менеджера  по кредитам. Книга менеджера  по расчетам. Книга менеджера  по фондовым и трастовым операциям. Книга банковского бухгалтера  и аудитора. – М.: ИНФРА, 2007. – 623 с.

Информация о работе Привлечение иностранного капитала