Проблемы и перспективы развития инвестиционного рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 05:33, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по улучшению работы инвестиционного рынка РФ.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были определены следующие задачи:
-проанализировать современное состояние инвестиционного рынка РФ;
- выявить проблемы связанные с функционированием рынка инвестиций в РФ и разработать возможные пути решения выявленных проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Рынок инвестиций: понятие, элементы, виды 4
2. Факторы рынка инвестиций и его оценка 6
3. Особенности и проблемы инвестирования в РФ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Расчетная часть 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Инвестиции_контр.docx

— 104.75 Кб (Скачать файл)

С 2008 г. в экономике РФ наметились определенные позитивные тенденции, в том числе и по созданию объективных  предпосылок устойчивого экономического роста. Российская экономика за годы реформ приобрела современные цивилизованные черты - свободные цены, единый валютный курс, преобладание негосударственной  собственности, либерализацию внешнеэкономических связей. Из авторитарно-замкнутой она превратилась в открытую экономику, ориентированную на мировой рынок капитала, товаров и услуг. В финансово-кредитной сфере создана двухуровневая банковская система с разветвленной сетью коммерческих банков; сложилась действенная налоговая система; расширился рынок страховых услуг; появились новые финансовые инструменты (ценные бумаги, вексельное обращение и др.).

Однако, несмотря на положительные  тенденции, ситуация в экономике  остается нестабильной, поскольку до сих пор не созданы надежные предпосылки  экономического роста, сохраняются  и усугубляются острые экономические  и социальные проблемы, требующие  безотлагательной активизации государственной  инвестиционной политики, в первую очередь созданием благоприятного предпринимательского и инвестиционного  климата. Основные производственные фонды  в реальном секторе экономики  изношены, и с 2008 г. начинается массовое выбытие активной части основных фондов, особенно коммуникационных систем, водопроводов, трубопроводов, железнодорожных  путей и других средств труда, что резко повышает вероятность  техногенных катастроф и ослабляет  экономическую безопасность страны.

Дальнейшие динамика и  устойчивость экономического роста  будут зависеть от инвестиционной активности в стране, от технического перевооружения производственных мощностей, направленного  на обеспечение технологической  конкурентоспособности российской продукции (как по затратам на ее производство, так и по качеству изделий). Именно поэтому важно выделить факторы, замедляющие инвестиционный процесс, и определить условия создания благоприятной  почвы для активизации инвестиционной деятельности (особенно в реальном секторе), основываясь при этом на оценках инвестиционной деятельности в субъектах РФ и по отраслям экономики.

 

 

4. Мероприятия     по     улучшению    ситуации    на    рынке

    инвестиций в РФ

 

Слабый приток прямых иностранных  инвестиций в российскую экономику  объясняется целым комплексом объективных  и субъективных причин.

Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Провозглашенная  государственная политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным  инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают огромные трудности, пытаясь вложить капитал в  российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество  бюрократических преград. Складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых иностранных  инвестиций.

Проблемы инвестиций в  российской практике во многом взаимосвязаны  с таким макроэкономическим явлением, как инфляция. Основные подходы правительства  к оживлению инвестиционного  процесса основаны на необходимости  снижения инфляции. Низкие темпы инфляции могут существенно расширить  границы выгодного инвестиционного  кредитования и создать условия  для более активных вложений в  экономику.

Роль инвестиций в экономике  страны состоит в том, что они  создают условия для дальнейшего  расширения производства. Часть инвестиций направляется на прирост непроизводственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое  значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.

Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые  российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных кредитов несколько российских нефтяных компаний.

Все эти сложности вынуждают  иностранных инвесторов вкладывать деньги не напрямую, а через посредников (в основном банки), работающих на российском рынке. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых  инвестиций, затрудняется передача передовых  технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной  процедуры банкротства, проблемы в  законодательстве, коррупция и т.д.

Рассматривая внутренние инвестиции, приходящие из-за рубежа, необходимо сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. Несмотря на сложные экономические условия, за последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Большая  часть этих средств переводится  в конвертируемую валюту и оседает  в западных банках. Это значительно  противоречит тем ожиданиям, с которыми страна вступила в посткоммунистическую эпоху. Предполагалось, что произойдет обращение к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере перестройки под действием  рыночных сил. Ожидалось, что в России возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Тенденция  к этому наметилась в 2002-2004 гг., однако с 2005 г. отток денежных ресурсов (потенциальных  инвестиций) из страны вновь в несколько  раз превышает их приток.

Многие представители  российских деловых кругов исходят  из того, что экономика РФ слишком  нестабильна для осуществления  долгосрочных инвестиций. Поэтому предприятия  используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как  правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень  часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал где-то далеко, например, в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому финансовые компании предпочитают кредитовать чужую экономику, а не отечественную.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу  легитимных источников относятся санкционированные  инвестиции в экономику других стран  в форме создания совместных предприятий  или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному  измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную  часть. Отток в крупных масштабах  иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того чтобы российские фирмы  не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень  риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого  экономического законодательства, основанного  на рыночных потенциалах, единообразного толкования и применения правовых норм. Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов: наряду со стимулированием притока  капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.

Недостаток инвестиций, в  том числе иностранных, вызывает низкую конкурентоспособность российского  производства, дальнейшее уменьшение доли российского рынка, занятой  товарами российского производства. Можно утверждать, что привлечение  иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии рыночной экономики следует  ожидать на несколько порядков большего притока иностранных средств.

Для оживления инвестиционной деятельности в России необходимы эффективный  механизм формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация финансовых средств в банковской системе, с помощью которой можно было бы осуществлять перелив капитала с ориентацией на приоритетные, перспективные направления развития отраслей народного хозяйства и широкомасштабную инновационную деятельность.

В Российской Федерации процесс  инвестирования сегодня является малоэффективным  и непривлекательным для инвесторов. Это обусловлено отсутствием  активной государственной политики, которая должна быть направлена на подъем инвестиционной активности, поддержку  и оздоровление воспроизводственной  структуры экономики.

Главная задача инновационной  деятельности - технологическая переструктуризация производства, нацеленная на достижение конкурентных преимуществ отечественных  изделий на мировом рынке. Это  важно не только с позиции развития экспортного потенциала, но особенно для удержания и развития внутреннего  рынка.

К важнейшим направлениям развития адаптивной стратегии управления инвестиционным процессом в условиях экономических реформ можно было бы отнести: переориентацию инвестиционной политики государства на наукоемкие отрасли при одновременном создании благоприятного инновационного климата; сосредоточение инновационной деятельности на предприятиях, в ассоциациях, технопарках  и т.д.; использование биржевого  механизма для ускорения развития инвестиционных процессов с созданием  необходимой инфраструктуры, институционально-правовой и экономической среды для  самостоятельной инновационной  деятельности хозяйствующих субъектов. Это позволило бы в ближайшей  перспективе удовлетворить требования потребительского рынка, создать механизм кредитования предприятий и ценообразования  на наукоемкую продукцию приоритетного  направления.

Одновременно надо подчеркнуть, что в этом процессе исключительную роль должна играть государственная  собственность, четкая инновационная  система, основанная на государственной  поддержке инноваций и стимулировании инновационной деятельности предприятий, как фактор роста экономики страны.

Для России целесообразен  выбор такой адаптационной стратегии  управления инвестиционным и инновационным  процессом, в которой присутствовали бы совместные элементы различных стратегий, опирающиеся на отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные  ресурсы, способствующие выпуску конкурентоспособных  видов продукции и услуг, их реализации на внутреннем и внешнем рынках.

Результативность инвестиционного  процесса зависит не только от объемов  инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности  инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо осуществить  меры по развитию рыночной инфраструктуры (развитие маркетинга, консалтинга, проектного финансирования, мониторинга инвестиционных проектов, системы информации и т.д.); регулирование цен и тарифов  на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата  за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защиту собственности  и личности инвестора от криминогенной  среды и др.

Таким образом, на пути развития инвестиционного процесса в нашей  стране есть ряд барьеров, преодоление  которых может осуществляться различными путями. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности должно сыграть  страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области  стало присоединение Российской Федерации к Международному агентству  по гарантиям инвестиций (МАГИ), осуществляющему  их страхование от политических и  других некоммерческих рисков. Главное  условие, необходимое для частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор правил, сформулированных таким образом, чтобы  потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, как эти правила будут применяться к их деятельности.

Для стабилизации экономики  и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий  развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся  непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует  назвать:

- достижение национального  согласия между различными властными  структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими  общественными организациями;

- радикализацию борьбы  с преступностью;

- торможение инфляции  всеми известными в мировой  практике мерами за исключением  невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового  законодательства в сторону его  упрощения и стимулирования производства;

- мобилизацию свободных  средств предприятий и населения  на инвестиционные нужды путем  повышения процентных ставок  по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство  системы оплаты объектов за  конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного  законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых  льгот банкам, отечественным и  иностранным инвесторам, идущим  на долгосрочные инвестиции, чтобы  полностью компенсировать им  убытки от замедленного оборота  капитала по сравнению с другими  направлениями их деятельности;

- формирование общего  рынка республик бывшего СССР  со свободным перемещением товаров,  капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации  инвестиционного климата необходимо отметить:

- принятие законов о  концессиях и свободных экономических  зонах;

- создание системы приема  иностранного капитала, включающей  широкую и конкурентную сеть  государственных институтов, коммерческих  банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал  от информационно-посреднических  центров, занимающихся подбором  и заказом актуальных для России  проектов, поиском заинтересованных  в их реализации инвесторов  и оперативным оформлением сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие  сроки национальной системы мониторинга  инвестиционного климата;

- переход к полной конвертируемости  рубля.

рынок инвестиция правовой

Информация о работе Проблемы и перспективы развития инвестиционного рынка в РФ