Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучение понятия и сущности инвестиционной деятельности предприятия.
Для достижения данной цели в работы были поставлены следующие задачи:
- изучить экономическую сущность и значение инвестиций;
- исследовать понятие и сущность инвестиционной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

т.и.д..docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

В зависимости от реального  и прогнозируемого состояния  экономики (уровня инфляции, дефицита (профицита) бюджетной системы, отраслевой структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) могут применяться различные концепции регулирования инвестиционного рынка, однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок (рост ВВП и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и т.п.) и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации (равновесие между спросом и предложением, оптимальные процентные ставки на кредитные ресурсы, стабильность денежной массы и др.).

Для достижения поставленных целей государство принимает  непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Действующее в России инвестиционное законодательство благоприятствует скорейшей легализации сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками) и предусматривает широкие возможности применения различных мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.

Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в  области инвестирования предполагает создание благоприятных условий  и обеспечение равных прав и возможностей участия в инвестиционной деятельности для всех субъектов экономических  отношений, включая иностранных  инвесторов.

В последние годы в России, хотя и наблюдалась постепенная  активизация инвестиционных процессов, в то же время в абсолютном выражении  суммарный объем инвестиций явно не удовлетворял реальной потребности российской экономики в средствах. По мнению аналитиков, к основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся:

- высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

- избыточные административные  барьеры для предпринимателей;

- недостаточная правовая  защита отечественных и иностранных  инвесторов, слабая правоприменительная практика;

- достаточно высокая цена  коммерческого кредитования, несмотря  на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

- отсутствие эффективных  механизмов трансформации сбережений  населения в инвестиции;

- недостаточный уровень  развития фондового рынка. 

Наиболее серьезной проблемой, с точки зрения инвесторов, являлось неадекватное и постоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следовали проблемы, связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором, российской системой бухучета и коррупцией. Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и имеющиеся ресурсы были должным образом не задействованы во многом именно из-за недостаточного учета специфики региональных условий и факторов, что стало одной из основных причин невысокой результативности рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

  Эффективное использование инвестиционных ресурсов является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих рост экономики в долгосрочной перспективе.

В последнее время в  России наблюдается стабилизация социально-экономической  ситуации, что в немалой степени  способствует оздоровлению инвестиционного  климата в стране. Улучшение на макроуровне может быть использовано для активизации структурных реформ в различных секторах экономики, в частности, в реальном секторе, что может обеспечить долгосрочный финансовый экономический рост. Все положительные изменения в масштабе страны происходят постепенно, поэтому необходимо принимать определенные меры для улучшения конкурентоспособности инвестиционного климата российской экономики на мировых рынках капитала.

Необходимыми предпосылками  инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как  и предсказуемость поведения  цен в экономике.

Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

1. Налоги. Простая, понятная  система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

- необходимо скорейшее введение в действие части II Налогового кодекса, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли и учет возникающих разниц при конвертации из одной валюты в другую нуждаются в дальнейшей рационализации для снижения привлекательности увода доходов из-под налогообложения;

- верхнюю ставку подоходного налога надо понизить. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;

- необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды;

- должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер.

- для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;

- требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;

- важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года.

Поправки, ухудшающие положение  налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;

- улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

2. Внешнеэкономическая и  таможенная политика;

- упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;

- ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.

Существенного совершенствования  требует валютное регулирование. В  этой части необходимы следующие  меры:

- отменить лицензирование  ввоза иностранного капитала  на территорию России;

- ввести уведомительный  порядок регистрации иностранных  инвестиций (в том числе валютных  операций, связанных с движением  капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

- упростить выдачу налоговых  кредитов и освобождений.

 В условиях России  наиболее эффектным путем сокращения  масштабов коррупции является  дальнейшая либерализация, ограничение  возможностей вмешательства чиновников  в хозяйственные процессы, сокращение  сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Необходимо последовательно  устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления  этой работы в ближайшее время:

- сокращение числа лицензируемых  видов деятельности;

- перестройка системы  государственных закупок на исключительно  конкурсной основе;

- активное сотрудничество  российских правоохранительных  и судебных органов с органами  других стран;

- анализ административного  законодательства для выявления  противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.

Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета  на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Необходимо принимать  срочные меры как в плане повышения  качества работы над российскими  стандартами учета, так и в  плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

- пересмотреть состав  и полномочия Межведомственной  комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

- предложить Международному  центру по реформе системы  бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;

- поручить Комиссии пересмотреть  уже принятые положения по  бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. Обязать Комиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов (Комитета по МСФО, МЦРСБУ);

- повысить роль института  профессиональных бухгалтеров. Необходимо  срочно рассмотреть вопрос о  возможных источниках финансирования  мероприятий по переходу на международные стандарты, в частности, о возможности привлечения средств международных организаций-доноров.

Для сокращения накопленной  задолженности необходимо проводить  «политику кнута и пряника» по отношению к предприятиям-дебиторам и к предприятиям-кредиторам. Предусмотреть разный налоговый режим для текущей и просроченной задолженностей; предусмотреть сокращение при определенных условиях дееспособности предприятий; облегчить возможности замены менеджеров в случае их неэффективной работы по сокращению накопленной задолженности. Необходимо обеспечить контроль за своевременным переводом безнадежных долгов в разряд убытков.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Таким образом, инвестиции —  важнейший и наиболее дефицитный экономический ресурс, использование которого способствует росту эффективности производства и конкурентоспособности предприятий, созданию новых рабочих мест, повышению занятости населения и уровня его благосостояния. Успешная деятельность предприятий в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития в значительной степени определяются уровнем инвестиционной активности и масштабами инвестиционной деятельности, расширение которой требует создания специальных условий, и в первую очередь увеличения объема инвестиций и повышения их эффективности. Объективная экономическая оценка инвестиций — одна из необходимых предпосылок их надежности и эффективности. Она требует высокой квалификации специалистов, проводящих оценку инвестиций.

Если от государственной, региональной и отраслевой инвестиционной политики зависит создание благоприятных условий для нового инвестиционного витка, то принятие практических мер по эффективному инвестированию в большей степени касается предпринимательства. Только предприниматели, хозяйствующие субъекты, предприятия, заинтересованные в инициативной и эффективной деятельности, рискующие собственным капиталом, могут повернуть производство на путь удовлетворения спроса, создать стимулы к производительному труду, наладить современную организацию труда и управления, реализовать высокую эффективность и быструю окупаемость инвестиций.

В настоящее время с  помощью инвестиций предстоит решить сложнейшую задачу преодоления неконкурентоспособности подавляющей части продукции отечественного производства, причем не только по качеству, но и по издержкам производства. В стратегическом отношении неконкурентоспособность является одной из существенных угроз национальной экономической безопасности страны. Именно в ходе развития инвестиционной деятельности на микроуровне возможно преодолеть глубокий спад в экономике и решить проблемы достижения конкурентоспособности продукции, в том числе посредством снижения издержек производства на основе современных технологий.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности в России