Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из основных черт развития мировой экономики второй половины XX - начала XXI века является интенсивное расширение международных экономических отношений, что проявляется в развитии и углублении системы международного разделения труда, активизации трансграничного движения капитала, глобализации бизнеса, расширении доступа иностранных компаний на национальные рынки, интенсификации обмена научно-техническими знаниями, ноу-хау и информацией. Углубление международной интеграции и расширение экономического сотрудничества ведет к усилению влияния внешних факторов на социально-экономическое развитие отдельных стран, среди которых особое место занимают прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Многообразие форм ПИИ определяет масштабное и многостороннее влияние, которое они способны оказывать на социально-экономическое развитие стран-получателей инвестиций, что обусловливает рассмотрение ПИИ как одного из важных факторов экономического роста.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и формы инвестиций……………………………..5
1.1 Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной
деятельности………………………………………………………...5
1.2 Классификация форм и видов инвестиций………………………10
1.3 Роль прямых иностранных инвестиций в процессе
экономического развития………………………………………...14
2. Основы привлечения и использования прямых иностранных инвестиций
в современной России…………….……………………………………………..15
2.1 Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской
экономики………………………………………………………….15
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в
экономику России……………………………………………………………………..17
2.3 Решение проблем привлечения прямых иностранных
инвестиций…………………………………………………………19
2.4 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в
России……………………………………………………………..21
3. Основы привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в ХМАО…………………………………………………………………………….23
3.1 Привлечение иностранных инвестиций в экономику ХМАО….23
3.2 Динамика иностранного инвестирования в ХМАО за
последние 5 лет……………………………………………………26
Выводы и предложения…………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...3
Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок.
Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть “отоварена” конкретным продуктом ( предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения
стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики:
- формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора;
- привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий;
- также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:
- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём
рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени
уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и в последние годы наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за иностранными потоками, является комитет по иностранным инвестициям.
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и
иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, кризис, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении
зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
2.3 Решение проблем привлечения прямых иностранных инвестиций.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер
общего характера в качестве
первоочередных следует
- достижение национального
согласия между различными
- радикализация борьбы с преступностью;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо
отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие
программы укрепления курса
2.4 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в России.
Основными факторами, определяющими динамику инвестиций являются:
- ожидаемая норма чистой прибыли;
- реальная ставка процента;
- уровень налогообложения;
- изменения в технологии производства;
- динамика совокупного дохода;
- наличный основной капитал.
Зная эти факторы, можно приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного климата России.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-
экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике .
Таблица1- Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику России (млн.долл.)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Прямые инвестиции-всего |
13072 |
13678 |
27797 |
27027 |
15906 |
из них: |
|||||
взносы в |
10360 |
8769 |
14794 |
15883 |
7997 |
кредиты, |
2165 |
3987 |
11664 |
9781 |
6440 |
прочие прямые |
547 |
922 |
1339 |
1363 |
1469 |
Если посмотреть динамику посту
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции: место и роль в экономике