Прямые иностранные инвестиции: место и роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из основных черт развития мировой экономики второй половины XX - начала XXI века является интенсивное расширение международных экономических отношений, что проявляется в развитии и углублении системы международного разделения труда, активизации трансграничного движения капитала, глобализации бизнеса, расширении доступа иностранных компаний на национальные рынки, интенсификации обмена научно-техническими знаниями, ноу-хау и информацией. Углубление международной интеграции и расширение экономического сотрудничества ведет к усилению влияния внешних факторов на социально-экономическое развитие отдельных стран, среди которых особое место занимают прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Многообразие форм ПИИ определяет масштабное и многостороннее влияние, которое они способны оказывать на социально-экономическое развитие стран-получателей инвестиций, что обусловливает рассмотрение ПИИ как одного из важных факторов экономического роста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и формы инвестиций……………………………..5
1.1 Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной
деятельности………………………………………………………...5
1.2 Классификация форм и видов инвестиций………………………10
1.3 Роль прямых иностранных инвестиций в процессе
экономического развития………………………………………...14
2. Основы привлечения и использования прямых иностранных инвестиций
в современной России…………….……………………………………………..15
2.1 Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской
экономики………………………………………………………….15
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в
экономику России……………………………………………………………………..17
2.3 Решение проблем привлечения прямых иностранных
инвестиций…………………………………………………………19
2.4 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в
России……………………………………………………………..21
3. Основы привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в ХМАО…………………………………………………………………………….23
3.1 Привлечение иностранных инвестиций в экономику ХМАО….23
3.2 Динамика иностранного инвестирования в ХМАО за
последние 5 лет……………………………………………………26
Выводы и предложения…………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...3

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

     Кооперация   позволяет   российским   компаниям   сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то  же  время  быть  эффектным способом выхода на мировой рынок. 

     Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала позволяют сопрягать российские трудовые  и  природные  ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме  6-й  формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма  эффективной форме, так как  иностранные инвестиции требуют не полной  оплаты,  а  оплаты лишь  прибыли  на  капитал,  которая  к  тому   же  может  быть  “отоварена” конкретным продуктом ( предприятия, промысла и т.д.)  получаемым  зарубежным партнером в покрытие  прибыли на произведенные им инвестиции.

     Усматривая  в  этих  формах  сотрудничества  позитивный  шанс  решения

стратегических задач  по  стабилизации  и   подъему   российской  экономики, необходимо  подчеркнуть,  что  все  они,  долгосрочные   акции,   подвержены воздействию   инфляции   политической   неустойчивости    и    экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые  и  иные текущие операции.

     В  рамках  централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения",  под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов,  включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно  охватывает  и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к  нашему  термину "капитальные  вложения", и "финансовые" (портфельные)  инвестиции,  то  есть вложения   в   акции,   облигации,   другие   ценные    бумаги,    связанные непосредственно с титулом  собственника, дающим право на  получение  доходов от собственности. Финансовые  инвестиции  могут  стать  как   дополнительным источником капитальных вложений, так и  предметом  биржевой  игры  на  рынке ценных  бумаг.  Но  часть  портфельных  инвестиций  -   вложения   в   акции предприятий  различных  отраслей  материального  производства  -  по   своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.  В  журнале "Экономист" определены основные направления  инвестиционной  политики.  Были выделены следующие  главные  задачи  инвестиционной  политики: 

- формирование благоприятной  среды,  способствующей  повышению  инвестиционной  активности негосударственного сектора;

- привлечение частных отечественных и  иностранных инвестиций для реконструкции предприятий;

- также государственная  поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

      Инвестиционная  политика,  которой  придерживается  государство,  имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных,  так  и государственных. Именно она формирует так называемый  инвестиционный  климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание,  однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё  слаба,  что обусловлено в основном незащищённостью расходов  бюджета  на  инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются  не  на  те  цели,  на которые направлялись.

      Государственной  Думой были приняты в первом  чтении законы “О  внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об  инвестиционной  деятельности  в РСФСР”,  которые  должны  улучшить  законодательную  базу  для   инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые  предполагают:

-  предоставление  бюджетных   средств   негосударственным   структурам   на возвратной основе;

-   отражение   в   Законе   принципа   отношений   собственности   (в   нём

рассматриваются государственные,  муниципальные  и  частные  инвесторы).  По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения  на развитие федеральной собственности;

- равенство прав инвесторов (гарантии прав и  защиты  инвестиций  независимо от форм собственности для всех инвесторов).

      Инвестиционной  политики  в  нашем  государстве  до  недавнего  времени

уделялось  недостаточно  внимания,  однако  уже  сейчас  государство  начало понимать всю  важность  правильной  инвестиционной  политики  и,  что  самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и  в последние годы  наблюдаются  некоторые  сдвиги  в  изменении  инвестиционной  политики государства. Организационной структурой, обеспечивающей контроль за иностранными потоками, является комитет по иностранным инвестициям.

     

2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России.

 

     Притоку  в   инвестиционную    сферу    частного    национального    и

иностранного капитала препятствуют  политическая  нестабильность, кризис, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.  Взаимосвязь  этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную  ситуацию.  Слабый приток прямых иностранных инвестиций в  российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, центром и объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой   России и  войн  непосредственно  на  ее   границах,   социальной   напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев  общества  ходом  реформ),  разгулом преступности   и  бессилием   властей,   неблагоприятным   для   инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства,  непрерывным  падением курса рубля и его не конвертируемостью и др.

      Российское  правительство  в  последние  годы  проявляло  в  отношении

зарубежных  компаний  скорее  двойственность,  чем    радушие.   Официальная политика предписывает оказывать  поддержку  прямым  зарубежным  инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные  трудности,   пытаясь вложить капитал  в  российскую  экономику.  Российское  законодательство  не имеет  устоявшейся  базы,   коммерческая  деятельность   наталкивается  на множество бюрократических преград, а кроме того,  складывается  впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых  зарубежных  инвестиций.

     Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции -  это не более  чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют  российскую экономику.

      Привлечение  инвестиций  (как  иностранных,  так  и  национальных)   в

российскую  экономику  является  жизненно   важным    средством   устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной деятельности  должно  сыграть   страхование  инвестиций  от   некоммерческих рисков.   Важным  шагом  в  этой  области  стало  присоединение   России   к Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),   осуществляющему их страхование  от  политических  и  других  некоммерческих  рисков.  Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных,  так и  иностранных),   -  постоянный  и  общеизвестный  набор  догм  и   правил, сформулированных  таким  образом,  чтобы   потенциальные   инвесторы   могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их  деятельности.

     В России же,  находящейся в стадии непрерывного  реформирования,   правовой режим  непостоянен.   Потребность  страны   в    иностранных    инвестициях составляет  10  -  12  млрд.  долл.   в   год.   В   ближайшей   перспективе законодательная   база   функционирования   иностранных   инвестиций   будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона  о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.  Большую  роль  сыграет также  законодательное  определение   прав   собственности  на  землю.   Для облегчения доступа  иностранных  инвесторов  к  информации  о  положении  на российском рынке инвестиций был  образован  Государственный   информационный центр  содействия  инвестициям,  формирующий  банк  предложений   российской стороны по объектам инвестирования.

     

 

2.3 Решение проблем привлечения  прямых иностранных инвестиций.

     Для  стабилизации  экономики  и  активизации  инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных  на  формирование  в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений,  так  и специфических, относящихся  непосредственно  к  решению  задачи  привлечения инвестиций.

      Среди мер  общего характера в качестве  первоочередных следует назвать:

- достижение национального  согласия между различными властными  структурами, социальными  группами,  политическими  партиями  и  прочими   общественными организациями;

-    радикализация борьбы с преступностью;

-    пересмотр  налогового  законодательства  в  сторону   его   упрощения   и

стимулирования производства;

- мобилизация свободных  средств предприятий и населения на  инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

-    внедрение  в   строительство   системы   оплаты   объектов   за   конечную

строительную продукцию;

-   запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление  налоговых  льгот  банкам,  отечественным  и   иностранным инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции   с  тем,  чтобы  полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота  капитала  по  сравнению  с другими направлениями  их  деятельности;

-  формирование  общего  рынка   республик   бывшего   СССР   со   свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

      В  числе  мер  по  активизации  инвестиционного   климата   необходимо

отметить:

- принятие  законов  о  концессиях и свободных экономических зонах;

- создание  системы  приема  иностранного  капитала,  включающей  широкую  и конкурентную  сеть  государственных  институтов,   коммерческих   банков   и страховых  компаний,  страхующих  иностранный  капитал  от  политических  и коммерческих   рисков,   а   также   информационно-посреднических   центров, занимающихся подбором и заказом актуальных  для  России  проектов,   поиском заинтересованных в  их реализации  инвесторов   и   оперативном   оформлении сделок  "под ключ";

-   создание   в   кратчайшие   сроки   Национальной   системы   мониторинга

инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие  программы укрепления курса рубля  и  перехода  к  его полной конвертируемости.

 

 

 

 

2.4 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в России.

Основными факторами, определяющими динамику инвестиций являются:

- ожидаемая норма чистой  прибыли;

- реальная ставка процента;

- уровень налогообложения;

- изменения в технологии  производства;

- динамика совокупного  дохода;

- наличный основной капитал.

     Зная эти  факторы, можно приступить к оценке,  а  затем  и  к  анализу  инвестиционного климата России.

      В   рыночной   экономике   совокупность    политических,    социально-

экономических,  финансовых,   социокультурных,   организационно-правовых   и географических факторов,  присущих  той  или  иной  стране,  привлекающих  и отталкивающих  инвесторов,  принято  называть  ее  инвестиционным  климатом.

     Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не  составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике . 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица1- Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику России (млн.долл.)

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Прямые инвестиции-всего

13072

13678

27797

27027

15906

из них:

         

взносы в  
    капитал

10360

8769

14794

15883

7997

кредиты, 
    полученные от 
    зарубежных 
    совладельцев 
    организаций

2165

3987

11664

9781

6440

прочие прямые 
    инвестиции

547

922

1339

1363

1469


 

     Если посмотреть динамику поступлений инвестиции за последние 5 лет, то можно заметить, что с 2005 по 2007 год ПИИ увеличивались, а с 2008 по 2009 резко снизился поток ПИИ на 11121 млн. долларов или в 1,6 раз. Спад притока инвестиций связан с мировым обвалом финансовых рынков, который не мог не коснуться России. Международные рейтинги надежности нашей страны поползли вниз. Но экономика стабилизируется и страны начинают вновь вкладывать капитал в иностранное производство, в том числе и в производство России. Основные страны, вкладывающие инвестиции в Россию: Кипр, Люксембург, Нидерланды, Германия, Великобритания, США, Франция, Швейцария. Приоритетными отраслями иностранного инвестирования являются: обрабатывающее производство, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, производство транспортных средств и оборудования и т.д.( см.приложение 1). 

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции: место и роль в экономике