Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:57, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Одной из основных черт развития мировой экономики второй половины XX - начала XXI века является интенсивное расширение международных экономических отношений, что проявляется в развитии и углублении системы международного разделения труда, активизации трансграничного движения капитала, глобализации бизнеса, расширении доступа иностранных компаний на национальные рынки, интенсификации обмена научно-техническими знаниями, ноу-хау и информацией. Углубление международной интеграции и расширение экономического сотрудничества ведет к усилению влияния внешних факторов на социально-экономическое развитие отдельных стран, среди которых особое место занимают прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Многообразие форм ПИИ определяет масштабное и многостороннее влияние, которое они способны оказывать на социально-экономическое развитие стран-получателей инвестиций, что обусловливает рассмотрение ПИИ как одного из важных факторов экономического роста.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическая сущность и формы инвестиций……………………………..5
1.1 Понятие инвестиций. Субъекты и объекты инвестиционной
деятельности………………………………………………………...5
1.2 Классификация форм и видов инвестиций………………………10
1.3 Роль прямых иностранных инвестиций в процессе
экономического развития………………………………………...14
2. Основы привлечения и использования прямых иностранных инвестиций
в современной России…………….……………………………………………..15
2.1 Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской
экономики………………………………………………………….15
2.2 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в
экономику России……………………………………………………………………..17
2.3 Решение проблем привлечения прямых иностранных
инвестиций…………………………………………………………19
2.4 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в
России……………………………………………………………..21
3. Основы привлечения и использования прямых иностранных инвестиций в ХМАО…………………………………………………………………………….23
3.1 Привлечение иностранных инвестиций в экономику ХМАО….23
3.2 Динамика иностранного инвестирования в ХМАО за
последние 5 лет……………………………………………………26
Выводы и предложения…………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...3
Анализируя
сложившийся инвестиционный
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов (см.приложение 2). Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер.
3. Основы привлечения
и использования прямых
3.1. Привлечения иностранных
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра на протяжении многих лет входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом.
Специфика экономики округа связана с развитием топливно-энергетического комплекса. Округ занимает 1-е место среди регионов Российской Федерации по добыче нефти, по объему промышленного производства, производству электроэнергии; 2-е место по добыче природного газа, объему инвестиций в основной капитал и объему поступлений налогов в бюджетную систему РФ; 3-е место по естественному приросту населения.
Валовой региональный продукт в 2009 году составил 1 846,9 миллиардов рублей, объем инвестиций в основной капитал - 454,3 млрд.руб.
Югра занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по указанным рейтингам.
В 2009 году на фондовой бирже ММВБ был успешно размещен облигационный заем автономного округа на сумму 6 млрд. рублей в целях финансирования дефицита регионального бюджета. При этом спрос превысил предложение почти в 3 раза и составил 17 млрд.руб.
Последовательность и непрерывность позитивных экономических преобразований, плодотворное сотрудничество власти и бизнеса, развитая инфраструктура сопровождения инвестиций обуславливают высокую инвестиционную привлекательность Югры для российских и зарубежных партнеров.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's признало ХМАО одним из наиболее обеспеченных природными ресурсами и продуктивно работающих регионов России. Развитие энергетики, нефтепереработки, лесной и пищевой промышленности, машиностроения и производства строительных материалов - приоритетные направления развития и вложения инвестиций для ХМАО.
Правительство Ханты-
Основой инвестиционного
законодательства автономного округа
служит закон «О поддержке инвестиционной
деятельности органами государственной
власти автономного округа на территории
Ханты-Мансийского автономного округа».
Этот документ нацелен на развитие инвестиционной
деятельности в округе путем повышения
заинтересованности у местных предприятий
в производстве товаров и услуг при активном
привлечении отечественных, а также зарубежных
материальных, финансовых ресурсов и новых
технологий.
Основной объем инвестиций осуществляется предприятиями сырьевых отраслей, среди которых преобладают нефтегазодобывающие компании. Объем инвестиций за счет собственных средств нефтедобывающих предприятий направлен, главным образом, на строительство эксплуатационных скважин, приобретение технологического оборудования, выполнение работ по обустройству месторождений.
Принимая во внимание, что в
Югре созданы все условия для развития
инноваций, постепенного усложнения структуры
экономики, развития “не нефтяных” сфер
деятельности а также огромную значимость
вклада северных территорий в целом, и
Югры в частности, в ускорение экономического
роста и диверсификацию экономики страны,
в настоящее время особое внимание уделяется
развитию территориально-
В настоящее время на территории региона развиваются 4 основных комплекса:
Реализация инвестиционных проектов в рамках данных комплексов позволит обеспечить устойчивость экономики округа в первую очередь за счет радикального повышения эффективности работы сферы услуг, реального и инфраструктурного сектора экономики.
Для привлечения инвесторов:
- создана нормативно-правовая база инвестиционной и инновационной поддержки в автономном округе. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа—Югры предоставляет налоговые льготы инвесторам — по налогу на прибыль для организаций, по налогу на имущество для организаций, по транспортному налогу.
- создана инфраструктура для развития инвестиционной и инновационной деятельности в автономном округе —АУ «Региональный центр инвестиций»,
АУ «Технопарк высоких технологий»; Югорского научно-исследовательского института информационных технологий; Фонда поддержки предпринимательства Югры и Окружного бизнес-инкубатора .
- сформированы источники финансирования инвестиционной и инновационной деятельности в автономном округе (средства инвестиционной, инновационной программ, Программы развития малого и среднего предпринимательства, Фонд содействия развитию инвестиций субъектам малого и среднего предпринимательства в автономном округе, планируется создание Венчурного фонда автономного округа).
- правительством округа утвержден реестр приоритетных инвестиционных проектов по 17 направлениям, включая нефтегазохимию, нефтегазопереработку, геологию и разведку недр, добычу и переработку твердых полезных ископаемых на восточном склоне Приполярного Урала, электроэнергетику и т.д.
- составлена база инвестиционных паспортов площадок (земельных участков) для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
- правительство Югры проводит мероприятия международного уровня: Международный газохимический форум «IGCF», Международный инвестиционный форум «Югра», Международный IT-Форум.
3.2 Динамика иностранного
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом. Округ прочно удерживает 2-е место после Москвы по объёмам капитальных вложений среди субъектов Российской Федерации.
Инвестиции в экономику реального сектора Ханты-Мансийского автономного округа, который является основным нефтедобывающим регионом Российской Федерации, в 2008 году выросли на 6,5 процентов, по сравнению с 2007 годом. Это составило четыреста пятьдесят миллиардов рублей. Об этом сообщил корреспондентам Виктор Бец, занимающий пост зампреда правительства региона в вопросах экономики.
Он сообщил, что прошлый 2008 год был для экономики Ханты-Мансийского автономного округа самым благоприятным за последние 10 лет. Полученные предварительные данные показывают стабильное социально-экономическое развитие с позитивной динамикой изменения ключевых показателей, свидетельствующих о существенных темпах роста по сравнению с 2007 годом. По предварительной статистической информации объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в 2009 году составил 426,9 млрд. рублей.
В связи с введением Налогового кодекса объемы инвестиций в экономику ХМАО сократились. Как следствие, снижаются темпы разработки новых месторождений. Для того чтобы поддерживать нефтедобычу на уровне нынешних 240 - 260 млн тонн, ХМАО необходимо ежегодно осваивать до 5,5 млрд долларов инвестиций. В целом, по мнению губернатора, для развития всего нефтяного кластера округу требуется до 10 млрд долларов ежегодно. Инвестиции необходимы не только для поддержания высокого уровня добычи нефти, но и для развития таких отраслей, как нефтеперерабатывающая, газохимическая, энергетическая и деревоперерабатывающая отрасли (см. приложение 5) .
Рисунок 1-Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику ХМАО (тыс.долл.)
По рисунку 1 можно подробно увидеть динамику притока ПИИ. К концу каждого года поступления инвестиций стабильно увеличиваются. Но в динамике за пять лет происходят резкие скачки, это связано с неустойчивым финансовым положением не только в стране, но и в мире. Если сравнивать 2008 и 2009 года, то поступление прямых иностранных инвестиций сократилось приблизительно в 3 раза.
Динамическое и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы структура, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Привлечение иностранного капитала в материальное производство
гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни.
Россия за последние годы стала наращивать темпы экономического роста, выполнять свои обязательства по внешним долгам, развивать международное сотрудничество в области науки, техники, освоения природных ресурсов, участия в реализации международных проектов. В этих условия особое значение приобретает реальное инвестирование различных проектов и мероприятий, без которых немыслимы обновление и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, изготовление конкурентоспособной продукции, следовательно, решение множества социально экономических проблем страны.
Необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в
отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Список использованной литературы
Информация о работе Прямые иностранные инвестиции: место и роль в экономике